Сизова Марина Юрьевна
Кризисные ситуации и их преодоление в семье с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – функциональная единица, состоящая из совокупности людей, которые обеспечивают друг другу чувство принадлежности, идентичности и безопасную среду для ее членов, позволяя им поддерживать друг друга эмоционально, финансово и социально. Рождение в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью может нарушить нормальное функционирование семьи.
Публикация «Кризисные ситуации и их преодоление в семье с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В настоящее время остро стоят вопросы о комплексном психолого-педагогическом и социальном сопровождении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, так как именно семья выступает в качестве главного социального института, способствующего полноценному развитию личности ребенка. В большинстве случаев, психологическое состояние родителей в таких семьях характеризуется растерянностью, повышенной тревожностью, страхом, чувством вины, депрессией и агрессивным поведением. Все это приводит к тому, что родители оказываются не способны самостоятельно преодолевать кризисные ситуации.
В самом общем виде под кризисной ситуацией понимаются события, приводящие к нарушению ежедневного жизненного уклада семьи. Кризисные ситуации угрожают стабильности гармоничного функционирования семьи и приводят к особому типу переживаний – стрессу. Временное состояние кризисной ситуации может затянуться надолго и привести к пагубным последствиям, которые отрицательным образом скажут на здоровье и развитии ребенка с ОВЗ и инвалидностью.
Характерными признаками кризисной ситуации в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ и инвалидностью выступают следующие [2, 4] :
- отсутствие у членов семьи желания разговаривать друг с другом;
- взаимные обиды, упреки и ссоры, связанные с воспитанием ребенка;
- раздражение, горечь, связанная с отсутствием желаемого результата и несоответствием ожидаемому;
- нервно-психическая и физическая нагрузка;
- тревога и неуверенность за будущее ребенка;
- снижение социального статуса семьи.
Одним из самых травмирующих ситуаций для родителей является принятие диагноза. В этот период важно верно выстроить систему оказания помощи семье. Главной целью на данном этапе выступает поддержка здоровой психологической атмосферы в семье. Родители могут быть чрезмерно обеспокоены диагнозом ребенка, патологизируя его, что еще больше осложняет процесс адаптации и социализации ребенка.