Елена Садикова
Кризисные периоды в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном детстве выделяют три периода :
- младенческий (с рождения до одного года);
- ранний возраст (от одного года до трех лет);
- дошкольный возраст (от трех до семи лет).
Рождение ребенка – это кризис для малыша, так как он попадает в совершенно новые условия своего существования. Комфорт ребенка целиком зависит от взрослого, его внимания, заботы и ухода. К концу первого года ребенок начинает ходить. Самостоятельность ребенка возрастает. Он протестует против управления собой, хочет сам решать, что будет делать и куда пойти. И если ему в этом отказывают, он начинает протестовать, может закатить истерику.
Публикация «Кризисные периоды в жизни дошкольника» размещена в разделах
Родители к этому периоду должны подготовиться: убрать все опасные, хрупкие и ценные предметы в недоступное для ребенка место. Запретов у ребенка должно быть немного. Ребенку лучше не запрещать что-то, а отвлекать, переключать его внимание. Отвлекать лучше не предметом, а действием с ним.
Следующий кризис – это кризис трех лет. У многих сейчас он происходит раньше – в 2,5 года. Симптомы этого кризиса :
1. Негативизм. Это не только отказ подчиниться просьбам и требованиям взрослого, но и стремление сделать все наоборот. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его попросили об этом.
2. Упрямство –это когда ребенок настаивает не потому, что ему очень хочется чего-то, а потому что он этого потребовал.
3. Строптивость. Ребенок отказывается делать то, что он делал раньше. Строптивость направлена на образ жизни, а не на другого человека.
Остальные симптомы, которые встречаются гораздо реже – это агрессия против окружающих, обесценивание роли родителей или других взрослых. Именно в этот период дети начинают использовать местоимения «я», «Я сам», «Я хочу». Ребенок переходит в мир взрослых, где он хочет занять свое место.
Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года и заканчивается к 3,5 – 4 годам. Мальчики больше упрямятся, а девочки больше капризничают.
Если у ребенка возникает истерика лучше всего его отвлечь, переключить его внимание на другой объект. Это обычно срабатывает в 2,5 – 3 года. Психологи считают, что в 4 года такая тактика уже не подходит. Лучше всего в этом возрасте не обращать на истерику внимания. Нужно оставаться рядом с ребенком, но не пытаться его стыдить и ругать, так как в этот момент это бесполезно. Спустя 2 – 3 часа надо поговорить с ребенком, объяснить, что он вел себя неправильно и в следующий раз будет наказан. В качестве наказания ребенка можно лишить прогулки, сладкого, не дать ему любимую игрушку или поставить в угол минут на 5 -10.
Есть один психологический прием, который может помочь во время истерики. Нужно опуститься на корточки, посмотреть в глаза ребенку и спокойным тоном сказать что-то отвлекающее. Во многих случаях это помогает.
Ребенка необходимо начать воспитывать с 1,5 лет. Ему надо уделять достаточно времени и внимания. Малыш должен знать и соответственно реагировать на слова «нет», «нельзя», «не надо». Его надо учить контролировать свое поведение. Он должен понимать, когда он ведет себя хорошо, а когда плохо и что в случае плохого поведения он может быть наказан.
Кризис 7 лет может начаться и в 6 лет. Он обычно выражается в непослушании, спорах со взрослыми, капризности, кривлянии. Это переходный период от дошкольного к школьному возрасту. В этом возрасте ребенок может никак не реагировать на просьбы и требования взрослых, он часто делает вид, что просто не слышит их. Главным смыслом для ребенка становится расширение общественных контактов, общение со своими сверстниками. Их одобрение и признание становятся для него очень важными.