Ануфриенко Анна
Кризисные периоды в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация : в данной статье автор раскрывает суть понятия о кризисах развития, объясняет возникновение кризисов того или иного возраста, а также характеризует 5 основных кризисных периодов в жизни ребёнка.
Ключевые слова: кризис, возрастные кризисы, кризис развития, развитие детей
Публикация «Кризисные периоды в развитии детей» размещена в разделах
Развитие детей происходит с разной цикличностью, и каждому возрасту соответствует свой непростой период. У всех детей прослеживаются кризисы детского возраста - например, спокойные и послушные малыши становятся капризными и обидчивыми.
Возрастные криз исы – это частные, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это абсолютно нормальные процессы, которые необходимы для здорового поэтапного развития личности ребёнка. [3]
Сам термин «кризис» не всегда означает, что-то отрицательное и негативное, в данном случае – это завершение одного этапа развития ребёнка и переход на следующий этап. Любые кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, примерно, несколько месяцев. При неблагоприятном стечении обстоятельств они могут растягиваться до года или даже двух лет. В норме кризис начинается и завершается незаметно, следовательно, его границы размыты и неотчётливы. Источником возникновения кризиса выступает противоречия между возрастающими физическими и психическими возможностями ребёнка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающей средой.
Кризис развития - это сосредоточение резких и капитальных сдвигов, смещений, изменений и переломов в развитии личности ребёнка. Это краткие, но бурные этапы, в течение которых происходят значительные перемены в развитии, соответственно, ребёнок меняется в поведении. Кризис развития возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» [4] Кризис характеризуется слиянием внутренних изменений ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях. По мнению Л. И. Божович, одной из причин возникновения кризисных периодов, это неудовлетворение новых потребностей ребёнка. [1] Определённые противоречия, которые возникают в кризисный период развития ребёнка, являются составной частью сути кризиса. Противоречия могут протекать в острой форме, приводящие к сильным эмоциональным переживаниям, проявляются также и нарушения в поведении детей, а также в их взаимодействиях с взрослыми. [2]
Табл №1. Пять основных кризисных периодов детей
Кризис Причины Признаки Что делать?
Новорожденности Ребёнок учится жить вне маминого живота; приспосабливается к колебанию температур; адаптируется работа и взаимодействие его органов Слабое зрение и слух; многочисленные рефлексы; длительные периоды сна; скудность эмоций Контакт с матерью с первых минут рождения; грудное вскармливание; максимально оперативно реагировать на плач; телесный контакт; ласка и любовь
Первого года Желание активнее познавать окружающих мир; осознание своей самостоятельности; необходимость в получении большей свободы; несоответствие «хочу» и «могу» Непослушание, как индикатор потребности в повышенном внимание; желание всё делать самостоятельно; обострённая реакция на замечания; капризность Противодействие манипуляциям; больше изобретательности и чувства юмора; поддержка инициативы ребёнка
Трёх лет Осознание себя как личностью, отдельной от родителей; стремление к независимости; Негативизм; упрямство; непослушание; истерики; протест Избегать гиперопеки; поощрять самостоятельность; искать компромисс, через креативное переключение
Школьный возраст (6-8 лет) Переход из мира детей в мир взрослых; смена вида деятельности с игровой на учебную; осознание своей новой роли-ученика; появление социальной жизни и формирование мнения о себе Негативизм; заносчивость; неадекватная самооценка; конфликтность; расширение границ своих прав Принимать «взрослость», укреплять веру в себя; поддерживать тесный эмоциональный контакт; у ребёнка должны быть чёткие обязанности
Переходный возраст (12-14 лет) Гормональная перестройка организма; ускоренный рост и физическое развитие; осознание половой принадлежности; поиск себя; необходимость самоутвердиться Повышенная возбудимость; несдержанность; агрессивность; равнодушие; перепады настроения Разговаривать как со взрослым, без шантажа и нотаций; искать баланс между свободой и контролем; не навязывать своё мнение; предлагать поддержку;
В заключение хочется сказать, что рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, по меньшей мере, можно предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. : Т. 4: Детская психология. -1984.-433с.
2. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб. : «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. -368 с.
3. https://docplayer.ru/34305692-Vygotskiy-vydelyaet-sleduyushchie-vozrastnye-krizisy.html
4. https://infourok.ru/ei-bozhovich-formirovanie-lichnosti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-2443682.html