Папки-передвижки

Кризисные периоды в развитии детей

Ануфриенко Анна
Кризисные периоды в развитии детей

Аннотация : в данной статье автор раскрывает суть понятия о кризисах развития, объясняет возникновение кризисов того или иного возраста, а также характеризует 5 основных кризисных периодов в жизни ребёнка.

Ключевые слова: кризис, возрастные кризисы, кризис развития, развитие детей

Публикация «Кризисные периоды в развитии детей» размещена в разделах

Развитие детей происходит с разной цикличностью, и каждому возрасту соответствует свой непростой период. У всех детей прослеживаются кризисы детского возраста - например, спокойные и послушные малыши становятся капризными и обидчивыми.

Возрастные криз исы – это частные, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это абсолютно нормальные процессы, которые необходимы для здорового поэтапного развития личности ребёнка. [3]

Сам термин «кризис» не всегда означает, что-то отрицательное и негативное, в данном случае – это завершение одного этапа развития ребёнка и переход на следующий этап. Любые кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, примерно, несколько месяцев. При неблагоприятном стечении обстоятельств они могут растягиваться до года или даже двух лет. В норме кризис начинается и завершается незаметно, следовательно, его границы размыты и неотчётливы. Источником возникновения кризиса выступает противоречия между возрастающими физическими и психическими возможностями ребёнка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающей средой.

Кризис развития - это сосредоточение резких и капитальных сдвигов, смещений, изменений и переломов в развитии личности ребёнка. Это краткие, но бурные этапы, в течение которых происходят значительные перемены в развитии, соответственно, ребёнок меняется в поведении. Кризис развития возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» [4] Кризис характеризуется слиянием внутренних изменений ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях. По мнению Л. И. Божович, одной из причин возникновения кризисных периодов, это неудовлетворение новых потребностей ребёнка. [1] Определённые противоречия, которые возникают в кризисный период развития ребёнка, являются составной частью сути кризиса. Противоречия могут протекать в острой форме, приводящие к сильным эмоциональным переживаниям, проявляются также и нарушения в поведении детей, а также в их взаимодействиях с взрослыми. [2]

Табл №1. Пять основных кризисных периодов детей

Кризис Причины Признаки Что делать?

Новорожденности Ребёнок учится жить вне маминого живота; приспосабливается к колебанию температур; адаптируется работа и взаимодействие его органов Слабое зрение и слух; многочисленные рефлексы; длительные периоды сна; скудность эмоций Контакт с матерью с первых минут рождения; грудное вскармливание; максимально оперативно реагировать на плач; телесный контакт; ласка и любовь

Первого года Желание активнее познавать окружающих мир; осознание своей самостоятельности; необходимость в получении большей свободы; несоответствие «хочу» и «могу» Непослушание, как индикатор потребности в повышенном внимание; желание всё делать самостоятельно; обострённая реакция на замечания; капризность Противодействие манипуляциям; больше изобретательности и чувства юмора; поддержка инициативы ребёнка

Трёх лет Осознание себя как личностью, отдельной от родителей; стремление к независимости; Негативизм; упрямство; непослушание; истерики; протест Избегать гиперопеки; поощрять самостоятельность; искать компромисс, через креативное переключение

Школьный возраст (6-8 лет) Переход из мира детей в мир взрослых; смена вида деятельности с игровой на учебную; осознание своей новой роли-ученика; появление социальной жизни и формирование мнения о себе Негативизм; заносчивость; неадекватная самооценка; конфликтность; расширение границ своих прав Принимать «взрослость», укреплять веру в себя; поддерживать тесный эмоциональный контакт; у ребёнка должны быть чёткие обязанности

Переходный возраст (12-14 лет) Гормональная перестройка организма; ускоренный рост и физическое развитие; осознание половой принадлежности; поиск себя; необходимость самоутвердиться Повышенная возбудимость; несдержанность; агрессивность; равнодушие; перепады настроения Разговаривать как со взрослым, без шантажа и нотаций; искать баланс между свободой и контролем; не навязывать своё мнение; предлагать поддержку;

В заключение хочется сказать, что рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, по меньшей мере, можно предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. : Т. 4: Детская психология. -1984.-433с.

2. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб. : «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. -368 с.

3. https://docplayer.ru/34305692-Vygotskiy-vydelyaet-sleduyushchie-vozrastnye-krizisy.html

4. https://infourok.ru/ei-bozhovich-formirovanie-lichnosti-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-2443682.html

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Фольклор в познавательном развитии детей Одной из основных задач государства в сфере образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Конспект занятия в арт-студии для детей 3–4 лет и детей с особенностями в развитии «Огоньки на ёлочку»Конспект занятия в арт-студии для детей 3–4 лет и детей с особенностями в развитии «Огоньки на ёлочку» Работа рассчитана на проведение занятия в преддверии новогодних праздников. Цель: Вызвать интерес детей к нетрадиционным методам рисования.

Консультация для родителей детей 3–4 лет «Сказки К. Чуковского «Айболит», «Федорино горе» — помощники в развитии детей Корней Чуковский-один из любимых авторов малышей. Они любят слушать «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон» и.

Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей»Консультация для родителей «Периоды развития способностей детей» Часто родители задают нам, педагогам вопросы : «Когда нужно отдавать ребенка в музыкальную школу?», «Когда начинать изучать языки?», «Когда.

Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей»Мастер-класс для родителей и детей «Использование нетрадиционных приемов в художественно-эстетическом развитии детей» Вчера 19 мая мы в нашей группе провели необычное собрание- мастер-класс по нетрадиционным приемам в рисовании. Не обошлось и без вашей помощи,.

Пальчиковый театр в развитии детейПальчиковый театр в развитии детей Пальчиковый театр в детском саду. Все воспитатели дошкольных учреждений знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре, и с удовольствием.

Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 летПроект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 лет Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3 -7 лет Автор: Письменная Елена Геннадьевна.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кризисные периоды в развитии детей
Опубликовано: 2 июля 2023 в 17:41
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД