Ирина
Кризис развития ребенка 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Кризисом трех лет называют возрастной кризис, возникающий во время перехода от раннего возраста к дошкольному; и характеризуется он кардинальной перестройкой механизмов личности, а также возникновением новых качеств личности и сознания у ребенка. Также это возникновение нового типа взаимоотношения с окружающим его миром. Этот кризис может длиться несколько месяцев, или даже целый год (иногда захватывает возраст 4х лет). У каждого ребенка свое индивидуальное развитие. В данный период появляются новые социальные навыки, не наблюдаюшиеся ранее. В три года начинается становление личности и формирование психики. Каждому кризису присущи свои симптомы, и кризис 3-х лет не явился исключением. 1. Упрямство. Нужно отличить его от настойчивости. Если ребенок настойчиво пытается добиться исполнения желания, то такое явление нельзя назвать упрямством. А вот мотивом для упрямства может быть настойчивость, и объектом может быть все, что угодно, начиная игрушками, завершая действиями. 2. Негативизм. Негативные реакции тоже нужно отличить от элементарного непослушания. Негативизм проявляется в нежелании исполнять то, чего ребенок не хочет, так как это предложили взрослые (родители или воспитатели). Негативизм – это реакция конкретно на предложение, а не на действие. Негативизм у ребенка проявляется только по отношению к одному человеку, а вот всех остальных будет слушаться. 3. Деспотизм. Здесь ребенок всеми силами постарается подчинить себе абсолютно всех взрослых. Эта черта часто проявляется в семье, где один ребенок, а все домочадцы потакают ему, балуют его. А в семье, где несколько детей, деспотизм может выражаться как признак ревности. 4. Бунт. Выражается он в желании привлечь как можно больше внимания к себе. Иногда родителям начинает казаться, что их ребенок просто издевается над ними, требует выполнить все желания. Но это не так. 5. Обесценивание. Обесценивание важности действий и событий проявляется у ребенка в поломке игрушек, обзывании или кривлянии. Ребенок постоянно пребывает в конфликте с окружающими. Такое поведение напоминает протест. Активный словарь ребенка расширяется все больше с каждым днем, пополняется он словами и фразами, которые символизируют отрицание. 6. Строптивость. Она похожа на негативизм. Но в данном случае протест этот направлен на действия взрослого, которые имеют какое-либо отношение к самому ребенку. 7. Самостоятельность. Это один из важнейших аспектов данного кризиса. Малыш впитывает все, как "губка". Учится всему новому, весьма любознателен, и пытается выяснить все непонятные вещи. Но отрицательный момент здесь тоже присутствует: ребенок берется за дело неподвластное ему в силу возраста. Соответственно, при любых неудачах возникает истерика. Кризис у ребенка в этом возрасте неизбежен. Уже произошло отделение маленького ребенка от матери, но еще нет той достаточной самостоятельности для того, чтобы справиться со всеми возникающими трудностями на пути ребенка. Чему-то он уже научился, а чему-то только учится. Привыкает к самостоятельным действиям, и это нелегко! Поэтому и возникает кризис трех лет. Безболезненный выход из этой ситуации должны обеспечить родители и взрослые, которые окружают ребенка.