Ксения Прибыльская
Критерии разграничения умственной отсталости и задержки психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Критерии разграничения умственной отсталости и задержки психического развития
Дифференциальные признаки:
1. Характер психического дизонтогенеза — функциональна локализация нарушения (дефекты).
а) Умственная отсталость: характерен приоритет общих дефектов над частными.
б) Задержка психического развития: характерны только частные дефекты; характерна парциальность поражения с недостаточностью корко-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, что определяет лучший прогноз и динамику развития.
2. Время поражения.
а) Умственная отсталость: характерно более раннее время воздействия вредности (первая треть беременности, когда происходит формирование мозговых структур); длительность воздействия негативных факторов значительно больше.
б) Задержка психического развития: характерно более позднее время воздействия вредности; длительность воздействия негативных факторов значительно меньше.
3. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.
а) Умственная отсталость: приоритетное влияние оказывают биологические факторы.
б) Задержка психического развития: особую роль играет социокультурный фактор.
4. Распространенность.
а) Умственная отсталость: встречается чуть реже, показатели распространенности колеблются в пределах от 1 до 2,3%.
б) Задержка психического развития: встречается значительно чаще, показатели распространенности составляют 7–11%.
5. Восприятие.
а) Умственная отсталость: скорость снижена, требуются многократные повторения, невозможность удерживать в поле зрения 2-3 объектов, зрительная ориентировка: не рассматривают, выхватывают хаотично предмет, неузнавание предметов (незнакомых, снижается способность в написании букв, наслаивание одних на другие, вербальные инструкции часто не воспринимаются.
б) Задержка психического развития: недостаточная скорость восприятия учебного материала, одновременное удержание большего числа объектов, но рассеянность внимания, зрительная ориентировка: рассматривают, но упускают детали, не выделяют существенные признаков, затрудняются в узнавании предметов, зашумлен картинки, путаются в написании (рассеянное внимание, повышенная утомляемость).
в) Нормативное развитие: нормальная скорость восприятия материала, удержание большого количества объектов, не упускают детали при рассматривании объектов.
6. Внимание.
а) Умственная отсталость: слабое развитие, пассивность, чрезмерная отвлекаемость, двигательные беспокойства или вялость, недоразвитие волевых качеств, неспособность распределения внимания между разными объектами, двигательная расторможенность (или заторможенность).
б) Задержка психического развития: неустойчивое, выраженный синдром дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью.
в) Нормативное развитие: устойчивое, сосредоточенное внимание, способность распределения внимания между разными объектами.
7. Мышление.
а) Умственная отсталость: снижена активность мыслительных процессов, отмечается слабая регулирующая роль мышления, характерна несформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; ведущим на протяжении жизни остаётся наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.
б) Задержка психического развития: не равномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление, нарушены динамические стороны мыслительных процессов.
в) Нормативное развитие: равномерное развитие видов мышления, логические операции сформированы.
8. Память.
а) Умственная отсталость: механическая память является более развитой, непроизвольная память нарушена из-за нарушения внимания, произвольная память затруднена.
б) Задержка психического развития: снижен объем запоминания, отмечается много ошибок (механическая память, недостаточная продуктивность непроизвольной памяти, произвольная память недостаточно развита.
в) Нормативное развитие: всем виды памяти развиты в полной мере.
9. Познавательная деятельность.
а) Умственная отсталость: характерно недоразвитие познавательных интересов (меньше испытывают потребности в познании, искажены представления об окружающем, опыт крайне беден, отсутствует учебный мотив.
б) Задержка психического развития: характерна низкая познавательная активность, избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий.
в) Нормативное развитие: характерна высокая познавательная деятельность.
10. Речь.
а) Умственная отсталость: отсутствует период словотворчества, характерно позднее появление активной речи, бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов, нет потребности в речевом общении, не избирательны в контактах, сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный, затруднено понимание сложных инструкций, в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия, не понимают логико-временные конструкции, не критичны к своему дефекту, грубые нарушения в письменной речи, не пытаются понять прочитанное.
б) Задержка психического развития: звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме, речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение, способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение, пассивный словарь преобладает над активным, больше времени требуется для понимания инструкции, в речи присутствуют негрубые аграмматизмы, период словотворчества затянут во времени, нарушен порядок слов в предложениях, в речи много слов–паразитов, характерны нарушения в письменной речи, положительная динамика во время коррекционной работы.
в) Нормативное развитие: устная и письменная речь в норме, активный словарь преобладает над пассивным, инструкции понимают без затруднений.
11. Эмоционально – волевая сфера.
а) Умственная отсталость: характерна несформированность эмоциональной сферы, ведущими являются инстинкты, отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость, деятельность не целенаправленна, характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы).
б) Задержка психического развития: эмоциональное развитие задержано (детскость, гиперактивность, инфантилизм, испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения, страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность, опознание эмоций и состояния людей происходит в большей степени в контексте общей ситуации, чем по выражению лиц или по выразительным движениям.
в) Нормативное развитие: настроение контролируемое, планомерность деятельности в норме.
12. Развитие моторной сферы.
а) Умственная отсталость: движения неловкие, замедленные, плохо скоординированы, поздно начинает ходить (в среднем к 3 годам, недоразвитие мелкой моторики кистей рук, низкий уровень переключаемости с одного движения на другое, не могут выполнить движения по словесной инструкции.
б) Задержка психического развития: в большинстве случаев достигает достаточно высокого уровня развития, движения отличаются ловкостью, скоординированностью, целенаправленностью.
в) Нормативное развитие: движения ловкие, координированные, целенаправленные, высокий уровень переключаемости с одного движения на другое, общая и мелкая моторика рук развита в норме.
13. Характер оказываемой помощи.
а) Умственная отсталость: не принимает и не использует при выполнении заданий.
б) Задержка психического развития: помощь принимает и использует ее при выполнении заданий, взрослый разъясняет инструкции, правила и в ходе совместной деятельности показывает образец работы.
в) Нормативное развитие: принимают и используют оказываемую помощь.
14. Коррекция.
а) Умственная отсталость: носит необратимый характер; нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы.
б) Задержка психического развития: при своевременной и адекватной коррекционной работе ЗПР носит обратимый характер; нарушения психических функций в дальнейшем преодолеваются.
в) Нормативное развитие: не требуется.