Надежда Ермилова
Проект «Подготовка детей к успешному школьному обучению»
▼ Скачать +Заказ
ПРОЕКТ
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К УСПЕШНОМУ ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»
Ермилова Надежда Борисовна
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Публикация «Проект „Подготовка детей к успешному школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости.
Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются : интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Мы предлагаем Проект, направленный на подготовку детей к успешному школьному обучению.
Цель: формирование готовности к школьному обучению.
Задачи:
1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения;
2. Развитие познавательных процессов;
3. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
Цель и задачи позволили нам определить содержание проекта :
1. Подготовительный этап :
• Изучение методической литературы по теме;
• Составление плана работы по проекту;
• Подбор дидактических материалов
2. Основной этап:
• Постановка проблемы перед дошкольниками;
• Проведение цикла занятий с детьми;
• Совместная работа с родителями
3. Заключительный этап:
• Подведение итога проекта;
• Обобщение полученных результатов
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Постановка проблемы перед детьми:
Воспитатель:
-Дорогие ребята, вот вы уже перешли в подготовительную группу.
-Как вы думаете, к чему мы будем готовиться? (ответы детей).
- Весь год мы с вами будем готовиться к школе. А каким должен быть ученик?
-Как нужно к этому подготовиться?
-Я предлагаю Вам поучаствовать в моей игре «Подготовка к школе»
2 ЭТАП ОСНОВНОЙ:
Для формирования положительного отношения к школе мы выбрали следующие упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки», «Бывает – не бывает».
Навыки общения и совместной деятельности предполагается формировать через следующие упражнения: «Бип», «Маленькие обезьянки», «Путаница», «Зеркало».
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на:
- групповые («Бег ассоциаций»)
- в парах («Зеркало»)
- индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо»)
Остальные игры и упражнения по форме организации являются фронтальные.
Основной прием – игра. Игровая форма была выбрана в связи с учетом особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке дети легче усваивают навыки и знания. Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т. д. Занятие в группе проводится после диагностики. Состав группы 6-8 человек. Продолжительность занятия 25-30 минут. Если занятия организуются в детском саду, они проводятся 2-3 раза в неделю. Если занятия проводятся на базе школы – то по субботам, 1 раз в неделю.
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель: Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия:
Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.
Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка, показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.
Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.
2. «Четыре стихии»
Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анамуатора.
Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.
3. «Запоминай порядок»
Цель: развитие памяти.
Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения.
4. «Попугай»
Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека.
Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интоннацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером.
5. Итог занятия:
- Чем мы сегодня занимались?
- Что понравилось больше всего?
6. «Ритуал прощания»
Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения.
При определении уровня готовности детей к школьному обучению ориентиром служит карта-характеристика, в которой заложены 4 уровня готовности к обучению по следующим параметрам:
Приложение №1
Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
(по Овчаровой Р. В.)
1. Психологическая и социальная готовность к школе :
а) желание учиться в школе;
б) учебная мотивация;
в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;
г) организованность поведения.
2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;
б) мелкие мышцы руки;
в) пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость;
г) координация в системе «глаз - рука»;
д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).
3. Развитие познавательной деятельности:
а) кругозор;
б) развитие речи;
в) развитие познавательной активности, самостоятельности;
г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей);
д) произвольность деятельности;
е) контроль деятельности;
ж) темп деятельности.
4. Состояние здоровья.
Педагогами используется и другой подход к определению готовности детей к обучению в школе. В основе его лежит принцип достаточного минимума: оцениваются только те психические свойства (качества) ребенка, без знания которых невозможно определить степень его готовности к школьному старту, а следовательно, и наиболее благоприятный для него маршрут обучения. Такими показателями являются:
• способность ребенка к умственной активности (инициативность и настойчивость в умственной деятельности);
• способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, умение планировать действия по достижению целей, контролировать результаты, ориентироваться на образец);
• способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания педагога, необходимые для выполнения задания (кратковременная память);
• способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;
• словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Авраменко Н. К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.
2. Агафонова И. Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
3. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети, М. 1983 – 180с.
4. Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. «Школьные трудности благополучных детей М. 1994 – 189 с.
5. Буре Р. С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
6. Венгер Л. А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
7. Венгер Л. А. Венгер Л. А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.
8. Венгер Л. А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
9. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
10. Гуткина Н. Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 – 235 с.
11. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
12. Дьяченко О. М. Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает М. 1994 – 189 с.
13. Ефимова С. П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 – 16с.
14. Запорожец А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А. В. Запорожца, Г. А. Марковой М. 980 – с. 250-257
15. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998 - 136 с.
16. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома : психотехнические упражнения и коррекционные программы», М. 1993 – 215 с.
17. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23 – с 51 – 63.
18. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М., М. 1999 – 178 с.
19. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999 – 253 с.
20. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 – 94 с.
21. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с.