Людмила Попова
Криотеорапия в коррекционной работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Криотеорапия в коррекционной работе с дошкольниками
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это широко известное изречение Василия Александровича Сухомлинского подтверждает прямую зависимость уровня речевого и интеллектуального развития ребенка от пальцевого праксиса. У детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и у детей с нарушенным слухом, очень часто отмечается недостаточность мелкой моторики: снижение темпа и объема движений, переключаемости и координации.
Публикация «Криотеорапия в коррекционной работе с дошкольниками» размещена в разделах
Криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных технологий коррекционной педагогики. Она заключается в использовании игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и повышения иннервации мышц тонкой моторики. За счет них опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. А это, в свою очередь, активизирует речь и познавательную деятельность ребенка.
Упражнения с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – криоконтраст - чередование теплых и холодных процедур. Данный этап включает пальчиковые и дидактические игры с кусочками льда продолжительностью от 5 до 60 секунд. Каждая игра чередуется с согреванием рук на грелке или бутылке с теплой водой.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
3 этап - развитие тактильной чувствительности: перекатывание в руках массажных мячиков, шишек, пробок от пластиковых бутылок; исследование предметов, обтянутых разным по текстуре материалом.
Одна из самых распространенных и доступных игр со льдом – игра «Кладоискатели». Педагог прячет в контейнер с кубиками льда мелкие игрушки. Ребенок ищет их в 3 - 5 секунд, затем растирает руки салфеткой и согревает их на бутылке с теплой водой. Можно делать два – три подобных подхода.
Если поместить в контейнер со льдом мелкие геометрические фигуры, буквы или цифры, разноцветные шарики, то помимо развития мелкой моторики в ходе таких игр можно решить и дидактические задачи: формирование сенсорных эталонов, графических образов букв и цифр, навыков счета. Для слабослышащих детей задания можно давать на слух, развивая таким образом навыки слухового восприятия речи.
Из кубиков цветного льда, замороженных с добавлением пищевых красителей или гуашевых красок, можно выкладывать узоры по образцу, визуально-ритмические ряды, строить башни. В таких играх время взаимодействия со льдом и холодом увеличивается до 25 – 30 секунд.
Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Бумагу для него лучше брать более плотную. Лед начинает таять, оставлять на бумаге следы, и у детей получается ледовая картина. Можно предложить для раскрашивания простые по форме предметы.
При использовании криотерапии необходимо помнить о противопоказаниях. Нельзя использовать данную методику с детьми с эпилептическим синдромом, миопатией, с осторожностью применять с гипервозбудимыми и часто и длительно болеющими детьми.