Елена Витальевна Хворова
Краткосрочный социально-ориентированный проект. «Озорной наш язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный социально-ориентированный проект.
«Озорной наш язычок»
ТЕМА
Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальность данной темы определяется увеличением количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Публикация «Краткосрочный социально-ориентированный проект, „Озорной наш язычок“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА.
Сформировать представления детей об артикуляционной гимнастике
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Познакомить детей с комплексами артикуляционной гимнастики.
2. Создать положительный эмоциональный настрой у детей при выполнении комплексов артикуляционной гимнастики.
3. Дополнить картотеку игр и упражнений артикуляционной гимнастики.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.
I этап – информационно-накопительный.
II этап – организационно –практический.
III этап – итогово-перспективный.
На I этапе обозначается проблема:
Не все дети логопедической группы имеют представления об артикуляционной гимнастике.
Определяется цель проекта, обозначаются задачи и прогнозируется результат проекта.
Осуществляется подбор методической литературы, наглядного и раздаточного материала, презентаций, подбор музыкальных и литературных произведений, подготовка материала для продуктивной деятельности. Составляется технологическая карта проекта, где обозначаются образовательные области, виды и содержание деятельности детей и педагогов, определяются средства и способы реализации проекта.
Предполагаемые результаты.
- четкое представление детей об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья;
- понимание того, что артикуляционная гимнастика - это гимнастика для органов речи;
- развитие умения выполнять основные артикуляционные упражнения;
- иллюстрирование детьми артикуляционных упражнений, выполнение оригами «Клювик»;
- сочинение «Сказки о весёлом гноме»;
- организация выставки детских работ по теме проекта;
- осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей логопедической группы.
На II этапе осуществлялась непосредственно-образовательная деятельность, познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная деятельность с детьми, самостоятельная образовательная деятельность детей по данной проблеме, а также совместная деятельность логопеда и воспитателя.
III этап – итогово-перспективный.
III этап предполагает подведение итогов по проекту, определение и анализ достигнутых результатов, выявление проблем, возникших в ходе реализации проекта, а также определение целей и задач на будущее.
Итоговым мероприятием данного проекта являлась организация выставки детских работ по теме проекта. На выставке каждый ребёнок, который участвовал в проекте, мог продемонстрировать не только свои иллюстрации к артикуляционным упражнениям, но и показать, как он научился выполнять то или иное упражнение. Каждый ребёнок получил сертификат участника проекта.
Результаты проекта.
- сформировано представление детей об органах речи: строении, назначении, способах сохранения их здоровья;
- сформировано понимание того, что артикуляционная гимнастика - это гимнастика для органов речи;
- формируется умение выполнять основные артикуляционные упражнения;
- изготовлены иллюстрации для артикуляционных упражнений, выполнено оригами «Клювик»;
- придумана «Сказки о весёлом гноме»;
- организована выставка детских работ по теме проекта;
- осуществлена взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей логопедической группы.
Таким образом, задачи проекта: познакомить детей с комплексами артикуляционной гимнастики; создать положительный эмоциональный настрой у детей при выполнении комплексов артикуляционной гимнастики; дополнить картотеку игр и упражнений артикуляционной гимнастики, выполнены.
Цель проекта: сформировать представления детей об артикуляционной гимнастике, достигнута.
Проблема, поднятая в проекте: не все дети логопедической группы имеют представления об артикуляционной гимнастике, решена.
Определена перспектива на будущее: познакомить детей и научить выполнять артикуляционные упражнения, с шариком, с чайной ложкой. Автор методики С. В. Коновалова.
Непосредственно образовательная деятельность.
«Знакомство с органами речи»
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).
Задачи:
1) Коррекционно – образовательные:
Познакомить детей с названиями частей лица и артикуляционных органов;
Познакомить детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;
Познакомить детей с понятием «звуки речи»
2) Коррекционно – развивающие:
Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши»;
Развивать координацию движений
3) Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.
Активизация словаря: органы речи, язык, губы, зубы, бугорочки-альвеолы, артикуляция, артикуляционная гимнастика.
Оборудование: иллюстрации органов речи, зеркала на каждого ребёнка, деревянные одноразовые шпателя на каждого ребёнка, салфетки.
Ход НОД:
Логопед: Сегодня к нам в гости на занятие пришёл клоун Язычок и принёс картинки. Он поможет нам вспомнить, с помощью чего мы можем говорить.
Посмотрите на картинку и скажите, что это?
Это – органы речи. Сейчас мы их назовём.
Возьмите зеркало и посмотри в него внимательно и произнесите звуки [п] и
[б];
Что помогло произнести эти звуки, какие органы речи? –
Правильно, губы;
- покажите верхнюю губу на себе и на рисунке;
- покажите нижнюю губу на себе и на рисунке.
А теперь снова посмотрите в зеркало и произнесите звуки[ф], [в].
Что помогло произнести их, какие органы речи? –
Правильно, нижняя губа и верхние зубы;
- покажите нижнюю губу (на себе и на рисунке);
- покажите верхние зубы (на себе и на рисунке).
Логопед.
Клоун Язычок хочет загадать вам загадку:
Когда мы едим — они работают,
Когда не едим — они отдыхают.
Не будем их чистить —
Они заболят. (Зубы)
Глядя в зеркало, весело улыбнитесь и произнесите звук [с];
Какие органы речи помогли произнести этот звук? –
Правильно, губы, зубы, язычок (хотя язык из-за зубов не видно);
- покажите нижние передние зубы (на себе и на рисунке);
- покажите верхние передние зубы (на себе и на рисунке).
В произнесении звуков принимают участие и коренные зубы, те что располагаются далеко во рту. К ним любят плотно прижиматься боковые края языка.
Посмотрите в зеркало и потяните долго звук [и], открывая рот;
Что делают боковые края языка? –
Правильно, боковые края языка плотно прижимаются к боковым коренным зубам;
- покажите коренные зубы (на себе).
А сейчас познакомимся с нашим главным органом речи. О нем есть такая загадка:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Конечно, вы сразу догадались, это – язык.
Положите широкий язык на нижнюю губу и посмотрите в зеркало;
Посмотрите, у языка есть:
- кончик языка;
- спинка языка;
- корень языка;
- правый бок (край) языка;
- левый бок (край) языка;
Покажите еще раз части языка и постарайтесь их запомнить.
А сейчас мы познакомимся с верхней частью рта – нёбом. С нёбом дружит язык.
Поднимите язычок и погладьте свое нёбо, а теперь покажите его на картинке.
Нёбо начинается с верхних бугорочков. Это зубные лунки, каждая лунка, как домик, в котором находится корень зуба. Эти бугорочки имеют красивое название – альвеолы.
- найдите кончиком языка альвеолки у верхних зубов;
- поводите языком вправо, влево по верхним альвеолам;
- найдите кончиком языка альвеолы у нижних зубов;
- поводите им вправо, влево по нижним альвеолам.
Хотите посмотреть маленький язычок? Его увидеть нетрудно: откройте широко рот и покашляйте – язычок двигается. А теперь, давайте найдем его на картинке и покажем.
Звуки нашей речи произносят с голосом и без голоса. Командуют голосом ваши голосовые складки, которые находятся в горле. Хотите убедиться в этом? Пожалуйста:
- закройте уши руками и произнесите длительно звук [з-з-з]. Вы слышите шум в ушах, значит, голосовые складки работают;
- закройте уши руками и произнесите звук [с-с-с]. Шума не слышно (в ушах не шумит, значит, голосовые складки не работают;
- найдите голосовые складки на картинке.
Клоун Язычок хочет быть сильным и здоровым. А что надо делать, чтобы всегда быть сильным и здоровым?
Правильно, надо делать зарядку, гимнастику. Сейчас клоун Язычок научит вас делать специальную гимнастику, она называется артикуляционная, чтобы ваш язык всегда был здоров.
Этот маленький дружок – твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым, чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай перед зеркалом, шутя
Логопед: есть упражнения для губ (поясняет и показывает)
1. «Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.
2. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
3. «Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
4. «Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
Логопед: есть упражнения для языка (поясняет и показывает)
1. «Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
2. «Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.
3. «Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
4. «Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.
Хлоп! (хлопнуть в ладоши)
Раз! (легко ударить себя по коленям)
Еще (хлопнуть в ладоши)
Раз! (легко ударить себя по коленям)
Мы похлопаем сейчас! (похлопать в ладоши)
А теперь скорей, скорей!
Шлепай, шлепай веселей! (быстро шлепать ладонями в такт)
Клоун Язычок очень рад, что вы с ним познакомились и поиграли с ним. В следующий раз он расскажет вам о других упражнениях для ваших язычков и, конечно, научит вас делать эти упражнения правильно.
Эти знания пригодятся вам для того, чтобы хорошо говорить, а значит грамотно писать, когда пойдёте в школу.
Непосредственно - образовательная деятельность по развитию речи
«Этот маленький дружок»
Форма организации: подгрупповая
Цель: Разучить с детьми артикуляционные упражнения основного комплекса
Задачи:
1) Коррекционно – образовательные:
Познакомить детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции.
2) Коррекционно – развивающие:
Формировать умение выполнять дифференцированные движения артикуляционного аппарата.
3) Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать интерес к артикуляционной гимнастике
Активизация словаря: органы речи, язык, губы, зубы, бугорочки-альвеолы, артикуляция, артикуляционная гимнастика.
Оборудование: иллюстрации к упражнениям, зеркала на каждого ребёнка, салфетки.
Ход нод.
Организационный момент
Логопед: Наш знакомый клоун Язычок хочет с вами поиграть и ёще он принёс для вас загадки:
Одна верхняя,
другая нижняя
Та, что верхняя
к носу ближняя.
Одна другую ударяет
Когда слово с них слетает.
(Губы)
Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.
(Язык)
Посильней ты их раздуй,
На горячее подуй.
(Щеки)
Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Логопед: Какие вы молодцы! Догадались о чём загадки.
А ещё клоун Язычок хочет вам рассказать сказку:
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Логопед рассказывает «Сказку», сопровождая её показом артикуляционных упражнений
«Сказка»
Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"
Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок – цок – цок – цок – цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" – предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").
Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.
Дайте Язычку дуду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"
Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.
Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр…
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!
Логоритмическое упражнение
Веселые человечки
Человечки в доме жили,
Меж собой они дружили.
Звали их совсем чудно —
Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо-хо. Дети ритмично хлопают.
Удивлялись человечки: Ритмично пожимают плечами.
— Хо-хо, хо-хо, хо-хо-хо!
Им собака шла навстречу Выполняют ритмичную пружинку.
И дышала глубоко.
Засмеялись человечки:
— Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.
Ты похожа на овечку.
Прочитать тебе стихи? Разобиделась собака
И ушами затрясла. Ритмично потряхивают головой.
Человечки же хохочут:
— Ха-ха, ха-ха, ха-ха-ха! Ритмично притопывают ногами.
Логопед: Какие вы молодцы! Клоуну Язычку очень понравилось играть с вами. В следующий раз клоун Язычок расскажет вам что-то интересное! До следующей встречи.
Интегрированая НОД «Озорной язычок»
Цель: Продолжать формировать умение выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
продолжать вырабатывать чёткие движения органов речи при выполнении артикуляционных упражнений;
продолжать учить детей раскрашивать картинки аккуратно, не выходя за силуэт.
Коррекционно-развивающие:
развивать длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
развивать координацию движений органов артикуляции;
развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
создать положительный эмоциональный настрой у детей при выполнении комплексов артикуляционной гимнастики;
продолжать прививать детям интерес к изобразительной деятельности.
ХОД НОД:
Организационный момент :
Логопед: Ребята, посмотрите какие красивые бабочки к нам прилетели Давайте посмотрим, как они порхают.
Упражнение на дыхание «Бабочка»
Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела (бабочка на ниточке прикреплена к прямоугольной рамке с ручкой).
Логопед: Ребята, я знаю интересную сказку и хочу рассказать её вам, а вы поможете мне.
Сказка «О Веселом Язычке»
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое, а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.
Логопед: Ребята, понравилась вам сказка? У меня есть картинки к этой сказке, только они не раскрашены. Помогите мне сделать их красочными и яркими. Но перед тем как начать рисование, давайте разомнёмся.
Логоритмическое упражнение
Ветер
Ветерок листвой шумит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Дети ритмично потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
У-у-у, у-у-у.
Поднимает пыль столбом.
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. Ритмично хлопают над головой.
Дует он везде, кругом.
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично топают ногами.
Может вызвать бурю он. Ритмично переступая, поворачиваются вокруг себя.
Страх-страх, страх-страх!
Не удержится и слон. Поднимают руки в стороны и делают вращательные движения.
Ax-ax, ax-ax.
Пальчиковая гимнастика. «В гости»
В гости к пальчику большому
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя!
(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)
Далее дети разрисовывают иллюстрации к артикуляционным упражнениям
Занятие заканчивается рассматриванием работ.
Интегрированная НОД «Клювик»
(Совместная образовательная деятельность логопеда, воспитателя и детей логопедической группы)
Цель: Продолжать формировать умение выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
вырабатывать чёткие движения и положения органов артикуляции;
учить детей делать из листа бумаги «клювик» по схеме оригами.
Коррекционно-развивающие:
развивать длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ;
развивать координацию движений органов артикуляции;
развивать мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
создать положительный эмоциональный настрой у детей при выполнении комплексов артикуляционной гимнастики;
прививать детям интерес к конструктивной деятельности.
ХОД НОД.
Организационный момент
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам залетела стайка птиц, улетающая на юг. Давайте посмотрим, чья птичка дальше улетит.
Упражнение на развитие речевого дыхания «Чья птичка дальше улетит?»
Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» дети дуют на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Остальные дети следят, чья птичка улетит дальше.
Логопед: Сегодня я хочу рассказать вам сказку, а про кого, вы сейчас сами догадаетесь:
Рот — домик, губы — двери.
А кто живет в этом домике?
Дети: Язычок!
Сказка «О Веселом Язычке»
Логопед:
В этом домике, дружок,
Живет Веселый Язычок.
Ох, и шустрый он мальчишка,
И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение «Иголочка»)
Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)
На крылечке полежал,
На качели побежал.
Вверх взлетел он смело.
Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)
Поспешил к себе во двор,
Чтобы починить забор.
Быстро взялся он за дело,
И работа закипела.
(Упражнение «Заборчик».)
Гвозди, молоток и клещи —
Нужные плотнику вещи.
Молоток стучит «тук-тук!»,
Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)
Вот и банка с краской рядом.
Обновить заборчик надо.
Стала кисточка плясать,
Наш заборчик не узнать.
(Упражнение «Маляр».)
Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
— Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача —
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой,
Дверь он запер на замок,
Лег в кроватку и умолк.
(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)
Логопед: Очень хорошо мы поиграли, а сейчас отгадайте загадку
Воспитатель:
Она летает и клюёт,
Она, обычно, гнёзда вьёт,
Яйца насиживать садится.
Скажите, кто же это. (ПТИЦА)
Воспитатель:
Высоко на кроне клена
Спеть готовилась ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко «кар-р-р-р».
Сибирцев В.
Сегодня мы научимся делать вот такой (показ готового изделия) клюв как у вороны. Такие поделки из бумаги называются оригами.
Далее воспитатель показывает схему выполнения игрушки, даёт пояснения.
В конце нод дети рассматривают выполненные поделки, обыгрывают их:
Галчата.
На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата.
Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки?
Мало ль места вам кругом —
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой — через форточку б махнул
И веселою нырялкой в синем небе потонул.
Используемая литература:
1. Хватцев М. Е. Логопедия. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей спец. школ, изд. 5, М., Учпедгиз, 1959.
2. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1989.
3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
4. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.
5. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Астрель, 2007.
6. Ваш домашний логопед. Учим ребёнка говорить правильно. Электронное издание для родителей и педагогов. М. : ООО «Парус – Сервис», 2007.
7. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.
8. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М. : Карапуз, 2000.
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 5-9 лет. – М. : ГНОМ и Д, 2004.
10. Е. А. Алябьева Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Метод. пособие - М. 2006г., 64 стр.