Ольга Сидоркина
Исследовательский, творческий, практико-ориентированный проект «Бумажные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Бумажные фантазии»
Тип проекта : Исследовательский, творческий, практико-ориентированный.
Вид проекта : групповой, краткосрочный, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта : 2 недель.
Проблема: Что такое бумага? Зачем она нужна?
Предмет изучения: бумага.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Публикация «Исследовательский, творческий, практико-ориентированный проект „Бумажные фантазии“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Поделки из бумаги
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Актуальность. Мир полон компьютеров, космических открытий и электронных чудес, и может показаться, что лист бумаги слишком прост и неинтересен, чтобы превратить его в мишень изучения! Но вы ошибаетесь!
Бумага - это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.
Цель.
Создание системы работ по изучению свойств и качеств бумаги экспериментальным путём, подводя детей к самостоятельному поиску ответов на проблемные вопросы, стремление осваивать различные способы их получения.
Задачи.
Образовательные: формировать знания о бумаге, её видах, качествах и свойствах; расширять представления детей о назначении бумаги; путем экспериментирования сравнивать свойства и качества бумаги различного вида; формировать умения и навыки работы с бумагой разными способами (скручивание, скатывание, складывание).
Развивающие: развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность; творческую инициативу.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к бумаге; воспитывать доверительные отношения детей со сверстниками и взрослыми в прцессе совместной деятельности.
Ожидаемые результаты.
В ходе исследований дети узнают о назначениях, свойствах и качествах бумаги.
Продукт проектной деятельности.
Создание коллекции бумаги. Выставка бумажных поделок, сделанных детьми совместно с родителями.
Реализация проекта по этапам.
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1. этап Игровая мотивация: «Бумажная Фея»
Входят в проблему, принимают задачи. Дополняют задачи проекта.
2 этап Организует деятельность детей:
познавательно-исследовательскую, художественно-творческую,
игровую,
совместную работу с родителями.
Помогает спланировать деятельность.
Помогает в решении задач.
Проводят опыты и эксперименты.
Принимают активное участие в продуктивной деятельности.
Формирование специфических знаний, умений, навыков.
3 этап Практическая помощь (по необходимости).
Направляет и контролирует осуществление проекта. Принимают активное участие в продуктивной деятельности.
Формирование специфических знаний, умений, навыков.
4 этап Подготовка к презентации проекта.
Организация и проведение презентации Готовят к презентации продукт деятельности.
Представляют зрителям продукт деятельности.
Перспективное планирование работы по проекту
«Бумажные фантазии».
1. Неделя.
1. Нод «Знакомство со свойствами бумаги. Бумажная Фея». (Приложение1)
2. Опыты с бумагой разного качества. (Приложение 2)
3. Аппликация методом обрывания «Елочка в снегу».
2. Неделя.
1. Нод «Бумажная фея. Аппликация открытки для мамы». (Приложение 3)
2. Нод «Коллекция бумаги». (Приложение 4)
3. Выставка «Бумажные фантазии». (Приложение 5).
Приложение 3.
«Бумажная фея». Открытка для мамы.
Цели:
Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание). Познакомить детей с использованием бумаги в жизни человека. Ввести в активный словарь детей слова: бумага, бумажный, прочная. Заинтересовать детей работой с бумагой. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать любознательность, бережливость.
Оборудование:
Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных видов бумаги. Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон, конфетные фантики). 10 толстых альбомов для рисования. Емкость с водой. Полотенце. Предметы, изготовленные из бумаги (книга, альбом, салфетка, картинка, разукрашка, игрушка, газета, журнал, шапочка-маска для театрализации и т. п.) Оборудование для конструирования из бумаги.
Ход занятия:
Ребята, взгляните, кто у нас сегодня в гостях. (Показ куклы). Это Фея Бумага из Бумажной страны. В этой стране все сделано из бумаги : и дома, и одежда, и транспорт и все-все-все. Посмотрите внимательно на саму Фею. Даже она сама сделана … из чего? Из бумаги. А из какой именно бумаги, можете назвать? Из цветной бумаги, из салфеток, из картона, из газетной бумаги. В нашем с вами мире тоже есть вещи из бумаги. Можете назвать некоторые из них?
Дидактическое упражнение «Что бывает из бумаги»
Дети перечисляют знакомые им предметы, сделанные из бумаги.
Внимание! Слушайте задание: пройдите по групповой комнате, найдите и принесите один бумажный предмет, то есть предмет, сделанный из бумаги. Выполняйте задание.
Дидактическое упражнение «Принеси бумажный предмет»
Воспитатель просит каждого ребенка назвать принесенный предмет, употребив при этом прилагательное «бумажный».
А теперь подумайте, может ли в нашем мире все быть сделано из бумаги? Могут ли быть бумажные дома? Почему? А почему в нашем мире не делают одежду из бумаги? Мебель? А транспорт? Дома у нас строят из камня, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные, надежные. А прочная ли бумага, мы сейчас с вами проверим. Мы проведем несколько опытов с бумагой.
Опыт "Сминание бумаги"
Попробуйте смять бумагу. Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось? Потому что дерево, из которого сделан стол – прочное, а бумага – непрочная.
Опыт "Разрывание бумаги"
Попробуйте разорвать бумагу. Легко это сделать? А сможете разорвать полотенце? Попробуйте. Получилось? Почему? Потому что ткань прочнее бумаги.
Опыт с водой и бумагой
Положите листочки бумаги в воду. Смотрите, салфетки сразу размокли. Попробуем взять их руками. Что произошло? Они порвались? Остальная бумага толще салфеток, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на нее в конце занятия. А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал не прочный.
Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую – трудно? Одну бумагу разорвать легко, а другую – сложно? Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали? А какая бумага разрывалась трудно? Как вы думаете, с чем это связано? Тонкую бумагу легче смять и разорвать. А толстую бумагу труднее смять и разорвать.
Динамическая пауза "Бумажные фантики"
Мы фантики бумажные, Конфетки в нас сидели. А детки-сладкоежки Конфеты дружно съели. (Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет.) Ветер вдруг набежал И все фантики поднял. (Встают и, кружась, машут руками, Затем бегают врассыпную.) Закружились, полетели И на землю тихо сели. (Садятся на корточки.) Мы все фантики возьмем (Складывают фантики в коробку.) И в коробку отнесем.
Беседа о бумаге
Бумажная Фея просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.
Конструирование из бумаги «Цветные шарики-комочки»
Дети сминают разноцветные салфетки в комочки округлой формы.
Дыхательная гимнастика
Детям предлагается подуть на бумажные комочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют. На комочек дуй легонько, Будет двигаться тихонько. На комочек дуй сильнее, Побежит он веселее.
Конструирование из бумаги «Открытка для мамы»
Дети из салфетки желтого цвета отрывают небольшие полоски, скатывают из них шарики (цветки мимозы, затем наклеивают их на открытку
Наша встреча с Бумажной Феей подходит к концу. Взгляните на нашу бумагу в воде. Что с ней произошло? Можно ее еще использовать. На прощанье поиграем.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает»
Воспитатель называет предмет с прилагательным «бумажный», а дети отвечают «бывает» или «не бывает», в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги. Бумажная книга Бумажный стул Бумажный кораблик Бумажное полотенце Бумажная обувь Бумажное пальто Бумажная газета
Ну, что ж, пора прощаться с Феей Бумагой. Что мы скажем на прощанье? А еще пообещаем Фее беречь бумагу и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.
Приложение 2.
Опыты и эксперименты с бумагой.
Проблема: Изучение свойств и качеств бумаги.
Цель: Создание системы работ по изучению свойств и качеств бумаги экспериментальным путём, подводя детей к самостоятельному поиску ответов на проблемные вопросы, стремление осваивать различные способы их получения.
Задачи:
1. Подвести к пониманию детей, что бумага способна изолировать. При этом изоляция зависит от сорта бумаги.
2. Подвести к пониманию, что разные сорта бумаги по разному таят в воде (вводные капли на бумаге : салфетка, картон, офисная бумага).
3. Научиться самостоятельно, проводить опыты с бумагой, используя ее свойства: намокая расправляться, различная плотность бумаги.
Опыт№1 с водой и со льдом.
Гипотеза:1. Тёплая вода в стакане, обёрнутая в грубую обёрточную бумагу остынет медленнее, чем стакан с водой, неизолированный ни чем.
2. Лёд растает быстрее в неизолированном стакане, а лёд в стакане, обёрнутый в бумагу, дольше продержится.
Результаты:
1. С детьми взяли два стакана с тёплой водой. Один стакан не изолировали, а другой изолировали грубой обёрточной бумагой. Оба стакана выставили наружу.
В каком стакане вода остынет (потеряет тепло) быстрее? Почему?
2. С детьми взяли два стакана со льдом. Один изолировали обёрточной бумагой, а другой оставили также. Оба оставили в комнате. Что случится со льдом в стакане, обёрнутом бумагу? В каком стакане лёд растает быстрее и почему?
Вывод:
1. Изолятор (бумага) не даёт теплу покидать стакан с горячей водой. Вода в стакане, обернутый в бумагу стынет медленнее, чем вода неизолированном стакане.
2. Бумага изолирует стакан, изолятор не даёт теплу проникать в стакан со льдом. Лёд в стакане, обёрнутый в бумагу, остаётся в таком состоянии дольше, чем в другом стакане.
Опыт №2 Бумага в воде.
Гипотеза: Тонкая бумага тонет быстрее, чем толстая.
Результаты: Берём несколько сортов бумаги : туалетная бумага, писчая бумага, обёрточная бумага, папиросная бумага. Какая бумага тонет быстрее? И почему?
Вывод: Чем больше бумага впитывает и чем она тоньше, тем быстрее тонет.
Опыт№3 Раскрывающиеся водяные цветы.
Гипотеза: При намокании бумажные лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».
С детьми вырезаем цветок из листа полупромокаемой, например писчей, бумаги. Сложим лепестки внутрь бутона. Положим цветок на поверхность воды с миской. Когда лепестки промокнут, цветок раскроется.
Вывод: Когда вода проникнет в бумажный цветок. Волокна бумаги набухают. При этом лепестки начинают двигаться, «раскрываясь».
Приложение 4.
«Создание коллекции «Бумага».
Задачи:
познакомить детей с рукотворным материалом – бумага;
продемонстрировать разнообразие бумаги по качеству и расцветке;
рассказать об использовании бумаги в жизни человека.
Предварительная работа.
Педагоги подбирают разнообразные образцы бумаги, которые должны быть аккуратно обрезаны. Для создания коллекции понадобится большой альбом (для рисования или фотографий).
Методика работы.
Педагог вносит в группу и раскладывает на детском столе образцы бумаги. Предлагает детям рассмотреть их. Обращает внимание детей на их разнообразие и предлагает детям послушать рассказ.
«Знаете, сколько на свете разных вещей из бумаги! А сама бумага такая разная : есть гладкая, есть ворсистая (бархатная,есть тонкая (почти прозрачная) и толстая, плотная (картон). - (Педагог демонстрирует образцы бумаги, предлагает детям подержать их в руках и найти среди них гладкие и ворсистые и т. п.). Разные они, но раз их называют одним словом - бумага, значит, все они, даже самые непохожие с виду, все -таки чем-то похожи. А знаете чем?
Всю бумагу делают из древесины (из дерева). Долгий путь проходит дерево, прежде чем превратиться в бумагу. Его распиливают эту массу; отжимают из жидкой бумаги воду; отглаживают горячими валками и сматывают в огромные рулоны.
Качество бумаги зависит от обработки древесины: чем больше с ней работают машины, тем лучше она становится.
И что же делают из бумаги, смотанной в рулоны? Как вы думаете? -(Ответы - предложения детей). - Педагог обобщает ответы детей, говорит о том, что из бумаги делают книги, тетради, газеты, журналы; обои (которыми оклеивают стены в домах); дети из бумаги могут делать разные поделки, игрушки, украшения.
Педагог предлагает детям из образцов бумаги групповую коллекцию. -Педагог создает коллекцию (крепит образцы бумаги на страницы альбома или вкладывает их в фотоальбом) на глазах у детей и при их посильной помощи.
В последующем коллекция периодически пополняется новыми поступлениями, которые приносят из дома воспитателя и дети. Дети,работая с коллекцией, узнают разные свойства бумаги (бумага мнется, если ее скомкать; бумага мокнет в воде, если ее мочить и т. п.).на основе полученных представлений о бумаге дети формулируют правила обращения с вещами и предметами, сделанными из бумаги.
Приложение1.
«Бумажная фея. Ознакомление со свойствами бумаги»
Цель: Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги.
Задачи:
1. Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения;
2. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги;
3. Воспитывать наблюдательность, внимание.
Оборудование: Кукла «Бумажная Фея» выполненная из разнообразных видов бумаги, у каждого ребенка на столе по 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность, ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель вносит Фею бумаги.
Дети рассматривают ее. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага» С. Михалкова
Простой бумаги
Свежий лист,
Ты бел, как мел.
Не смят и чист.
Твоей поверхности
Пока Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты?
Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?.
- Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Верно, о бумаге.
Но сначала послушаем рассказ Феи бумаги :
- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.
- Какого цвета бумага?
- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)
- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.
- Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? {ответы детей)
- Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.
- Попробуйте смять бумагу. Получилось? {ответы детей)
- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)
- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.
ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.
- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
Физкультминутка.
(стоя)
Мы бумагу мяли, мяли,
Мы бумагу рвали, рвали
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
(воспитатель раздает ножницы)
- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)
- Вся ли бумага режется?
МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РЕЖЕТСЯ НОЖНИЦАМИ.
- А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? ЗНАЧИТ, БУМАГА ЕЩЕ И РВЕТСЯ. ВЫВОД: БУМАГА МНЕТСЯ, РЕЖЕТСЯ, РВЕТСЯ.
- Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).
- Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.
- Возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?
ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.
- А сейчас встаньте, осмотритесь и подойдите к тем предметам, находящимся в группе, которые по вашему мнению сделаны из бумаги. (дети выполняют и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги).
Итог занятия
- Что сегодня мы рассматривали на занятии?
- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.
- А теперь подумайте и скажите, что же можно изготовить из бумаги? (ответы детей)