Людмила Четкова
Краткосрочный проект «Знакомство с А. С. Пушкиным и его сказками»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 29 г. Азова
Краткосрочный проект
«Знакомство с А. С. Пукиным и его сказками»
в группе № 11 «ПЧЕЛКА»
для детей старшего дошкольного
возраста (5 – 6 лет)
Разработчик:
Воспитатель Людмила Васильевна Четкова
Азов февраль 2022 г.
Тип проекта : творческо- познавательный.
Темочки:
Продолжительность проекта – краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей – 5 – 6 лет.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
Мы с детских лет его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет.
(Н. Алифиренко)
Актуальность:
На сегодняшний день, наши дети воспитываются не на русских сказках, а на современных мультфильмах. Анализ бесед с родителями показал, что лишь малая часть последних читают ребятам сказки А. С. Пушкина. Благодаря изучению творчества великого русского поэта, мы будем содействовать появлению у детей стремления к постоянному общению с книгой, развивать способность наслаждаться художественным словом, уместно употреблять в речи образные выражения, вызывать интерес к изучению творчества русских писателей, тем самым способствуя воспитанию патриотических чувств у дошкольников.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре, к национальному духовному богатству, развитие интереса к историческим событиям своей страны и историческим личностям, прославившим Россию, - одна из самых актуальных проблем нашего общества. В связи с этим очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей Родины.
Когда мы говорим о России, о ее культурном наследии, первое имя, которое вспоминается большинству – имя Александра Сергеевича Пушкина - одного из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Чрезвычайно велика педагогическая ценность сказок великого русского поэта в формировании личности ребёнка.
Цель проекта : нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
Задачи проекта :
1. Обучающие:
• Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина
• Формировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.
• Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
• Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью
• Учить детей узнавать сказки А. С. Пушкина по прочитанному отрывку и по обложкам книг
• Закреплять знания о героях сказок А. С. Пушкина
2. Развивающие:
• Обогащать и развивать устную речь детей.
• Развивать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
• Развивать творческие способности детей (в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности)
• Развивать у детей образное мышление, память, внимание, фантазию, воспитывать умение доказывать и отстаивать свое мнение
3. Воспитательные:
• Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию
• Прививать любовь к Родине, к её истокам
• Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Ожидаемые результаты:
• Расширение знаний детей о жизни и творчестве А. С. Пушкина.
• Повышение интереса к русской литературе, к творчеству А. С. Пушкина
• Активизация у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков
• Создание атмосферы сотрудничества детей и педагогов.
• Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
• Повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности детей.
• Обогащение предметной среды группы.
• Пополнение библиотеки группы произведениями А. С. Пушкина.
Работа с родителями
• Анкетирование родителей (какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А. С Пушкина)
• Консультация «Роль чтения книг в жизни дошкольника 5–6 лет»
• Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
• Предложить родителям вместе с детьми посмотреть мультфильмы по сказкам А. С. Пушкина
• Организовать конкурс семейных работ по сказкам А. С. Пушкина
• Проведение викторины по сказкам А. С. Пушкина.
Используемые виды деятельности:
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательно-исследовательская
• Восприятие художественной литературы
• Трудовая
• Конструирование
• Рисование
• Аппликация
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
1. Организационно-подготовительный этап.
• Формулирование целей и задач проекта.
• Изучение литературы по теме проекта, изучение интернет-ресурсов.
• Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта.
• Подбор и анализ биографического материала об А. С. Пушкине
• Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
• Создание и разработка игр по сказкам Пушкина.
2. Практический этап.
Ход проекта.
Работа с детьми Работа с родителями
07.02.2022 г. Утро: «Познакомить с портретом А. С. Пушкина. Рассказ воспитателя «Сказки Пушкина – торжество добра и справедливости»
Внести книгу сказок А. С. Пушкина с портретом и с иллюстрациями к сказкам – привлекать к самостоятельному просмотру.
НОД: Рисование «Любимые сказки А. С. Пушкина»
Цели: расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина; обогащать словарный запас детей; учить на примере героев сказок А. С. Пушкина правильно оценивать поступки людей; задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме; закреплять приемы рисования красками, развивать воображение и творчество.
П/и «Рыбка» - совершенствовать умение детей самостоятельно организовывать игру, обсуждать игровые правила, договариваться о взаимодействии.
Просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане»
Ц: прививать интерес к сказкам А. С. Пушкина, внимание, память
2. НОД Ознакомление с окружающим (II пол. дня) «Любимые сказки А. С. Пушкина»
Цели: расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина; обогащать словарный запас детей; учить на примере героев сказок А. С. Пушкина правильно оценивать поступки людей; задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме; закреплять приемы рисования красками, развивать воображение и творчество.
Вечер:
Подвижная игра «Море волнуется»
Цель: продолжать учить выполнять правила игры. Обогащать двигательный опыт, развивать дружеские отношения.
СРИ: «Книжный магазин»
Ц: помочь детям распределить роли, выбрать интересные книги, развивать речь, словарный запас. Предложить родителям почитать с детьми сказки А. С. Пушкина. Принести по ним поделки.
08.02.2022 г. Утро:
Чтение с детьми стихотворения «У лукоморья дуб зелёный»
Цель: привлечь к выразительному рассказыванию со взрослым стихотворения, вырабатывать умение пользоваться громким голосом, Развивать внимание, словарный запас, память.
Загадывание загадок
Цель: развивать память, интерес к фольклору.
Игра малой подвижности «Море волнуется раз…»
Ц: развивать интерес к игре, желание играть
Игра «Сложи картинку» (по сказкам Пушкина)
Ц: развивать внимание, интерес к настольным играм
НОД: по развитию речи в старшей группе «Сказки Пушкина»
Цель. Закрепить умения подбирать слова-родственники. Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие отрывки литературных произведений. Уточнить содержание сюжета через сложноподчиненные связи в предложениях. Подбирать к существительному несколько прилагательн; заменять слово другим словом со сходным значением. Развивать фонематический слух через дифференциацию звуков Л – ЛЬ. Повторить жанровые различия произведений – рассказов, сказок. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к литературным произведениям.
Аппликация (II пол. дня) «Царевна Лебедь».
Цель: Продолжать учить нарезать цветную бумагу на полоски разной длины; учить
соединять концы полосок клеем (получится петля); учить укладку петель производить на силуэт птицы, начиная от хвоста к голове, в накладку друг на друга (сочетая разные цвета и длину петель; развивать воображение и творческую активность; учить аккуратно пользоваться клеем, ножницами; воспитывать усидчивость, желание сделать свою поделку красивой.
Вечер:
Просмотри мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» - содействовать внимательному просмотру.
Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
Цель: закреплять знания детей о названиях сказок, последовательности событий в сказках.
Просмотр мультфильма «У лукоморья дуб зелёный»
Индивидуальная работа: раздать картинки ножницы для вырезания со сказочными героями Тимуру, Матвею, Лере Рекомендовать родителям читать детям стихи А. С. Пушкина
09.02.2022 г. Утро:
Игровая ситуация «Если б я была царица…»
Цель: приобщать детей к социально-нравственным ценностям; воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним; учить детей рассуждать, сопоставлять, делать выводы. 3. Сюжетно-ролевая игра
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Цель: развивать у детей смекалку, речь; закреплять знания о произведениях А. С. Пушкина.
Предложить построить из конструктора сказочный домик для Белочки из сказки А. С. Пушкина
Ц: развивать творческие способности, фантазию.
НОД: ФЭМП Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Цель: Закреплять представл. о творчестве А. С. Пушкина и его сказок; Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число. больше числа.», «На сколько число. меньше числа.» Закреплять у детей порядковый счёт в пределах 10;Развивать логическое мышление, воображение, фантазию, поисковую активность, умение проявлять свою индивидуальность при выкладывании рыбки из счетных палочек; Развитие координации и речи с движением ; Закреплять представления детей о последовательности дней недели; Закрепить с детьми понятия «длинный», «короткий» ; Совершенствовать умение различать и называть знакомые плоские геометрические фигуры;
Наблюдение за ветром - расширять знания детей о том, что птицы разные по окраске, по-разному либо ходят, либо прыгают.
Чтение Пушкина «Ветер, ветер ты могуч»
Подвижная игра «Белочки собачки»
Рисование (II пол. дня) «Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом»
Ц: Учить изображать несложный эпизод сказки, передавая выразительность образа через цвет, форму.
2. Отрабатывать умения располагать «сюжет» на всём листе бумаги, выделять главное, выбирать цветовое решение. Развивать у детей фантазию, воображение, эмоциональное отношение к изображаемому. Закреплять умения использовать разные художественные материалы. Воспитывать интерес и любовь к ИЗО-деятельности.
Вечер:
Предложить для раскрашивания на выбор разные сказочные картинки по сказкам А. С. Пушкина
Цель: развивать мелкую моторику, умение закрашивать не выезжая за края контура.
Беседа: попросить прийти в пятницу нарядными, принести костюмы к сценкам.
10.02.2022 г. Утро:
Пальчиковая гимнастика «Рыбка».
Ц: развитие мелкой моторики и артикуляционной моторики
Чтение «Самый главный из гостей» - формировать умение слушать новые стихи вступать в беседу по прочитанному.
Д/и «Собери елочку»
Ц: учить составлять Ёлочку из геометрических фигур, з конструктора, на магнитном планшете
НОД: «У лукоморья дуб зеленый» пластелиногррафия
Ц; развитие мелкой моторики, аккуратности, умения размазывать пластелин не выезжая за контур, компоновать цвета.
(II пол. дня) Кружковая деятельность репетиция сценок по сказкам А. С. Пушкина к завтрашнему занятию.
Вечер:
Чтение художественной литературы. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».
Ц: поддерживать интерес к сказкам А. С. Пушкина; учить понимать идею содержания произведения; развивать умение оценивать поступки героев, высказывать свое мнение, запоминать понравившиеся места и словосочетания.
Поирать с детьми игру «Вы поедите на бал?»
Ц: развивать умение думать, заменять слова в предложении, развивать связную речь, пополнять словарный запас
Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина Беседа с родителями
«Особенности чтения волшебных сказок»
11.02.2022 г. Утро:
Ознакомление с художественной Развлечение «путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Цель: Повторить знакомые детям сказки, развивать связную речь, память, внимание, умение отвечать на вопросы предложениями из нескольких слов. Создавать хорошее настроение, поддерживать дружеские отношения.
Конструирование «Царевна лебедь»
Ц: Упражнять в сгибании бумаги гармошкой, составлении изображения из частей, аккуратном пользовании клеем Цель: Учить делать игрушки из различных материалов, развивать мелкую моторику рук и творческие способности.
Вечер
Просмотр мультфильма по А. С. Пушкину по желанию детей
Продукт проекта : Организация выставки работ родителей и детей по сказкам А. С. Пушкина.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 29 г. Азова
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
в группе № 11 «ПЧЕЛКИ»
для детей старшего дошкольного
возраста (5 – 6 лет)
на тему:
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А. С. ПУШКИНА»
Разработчик: воспитатель
Людмила Васильевна Четкова
Азов февраль 2022 г.
Конспект развлечения
в старшей группе
«Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Цель: углублять и расширять знания о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
- формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки;
- уметь определять название сказок;
- развивать воображение, внимание;
- воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина.
- активизировать знания детей о сказках;
- учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид;
- развивать командный дух, умение действовать согласованно.
Оборудование:
Мольберт, магнитофон, аудиозапись, иллюстрации, дуб зеленый, игрушки –корзинки и орехи для сортировки в игре; разрезные картинки; Предварительная работа:
чтение произведений А. С. Пушкина, беседы по прочитанному, рассматривание иллюстраций, просмотр мультипликационных фильмов, рисунки, поделки по сказкам.
Интеграция образовательных областей:
чтение художественной литературы, коммуникация, познание.
Ход:
Ведущий: Ребята, любите ли вы сказки?
Дети: Да
Ведущий: Хотите вместе со мной отправиться в сказочную страну?
Дети: Да
Ведущий: У меня есть волшебная палочка (показывает)
Закрывайте глаза (Дети закрывают глаза).
А я скажу волшебные слова: «Волшебная палочка раз, два, три
В сказку нас перенеси!»
Ведущий: Посмотрите перед нами дорожка давайте пойдем по ней и посмотрим куда она нас приведёт.
В путь! (Идут по выложенной дорожке и подходят к дубу).
Ведущий: Ой мы пришли к какому-то дереву. Что это за дерево?
Дети: Дуб.
Ведущий: Какое мы с вами недавно учили стихотворение?
Дети: «У лукоморья дуб зелёный…»
Ведущий: Давайте его расскажем.
Дети рассказывают стихотворение, а ведущий убирает дорожку и ставит столик и стульчики
Ведущий: А какой поэт его написал?
Дети: А. С. Пушкин
Ведущий: Правильно. Проходите присаживайтесь на стульчики, а я вам немного расскажу об Александре Сергеевиче.
Дети (садятся)
Ведущий: (Располагает портрет на мольберте.)
222 года назад жил - был один маленький мальчик Саша. Но он не ходил в детский сад, как вы. С ним сидела нянюшка, которую звали Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она тихими вечерами, на закате солнышка, рассказывала маленькому Саше сказки : много разных интересных сказок, весёлых и грустных, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. Став великим поэтом.
Ведущий: а сейчас сядьте поудобнее и теперь уж для порядка загадаю вам загадки. Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!
А вот и сказка к нам стучит.
Звучит музыка (ВВ остях у сказки). Заходит царь и 3девицы. Сценка.
Ведущий: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Повариха: «Кабы я была царица, — То на весь крещеный мир приготовила б я пир».
Ткачиха: «Кабы я была царица, — То на весь бы мир одна наткала я полотна».
Царица: «Кабы я была царица, — Я б для батюшки-царя родила богатыря».
Ведущий: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, - И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему. (музыка) «Вдруг как в сказке скрипнула дверь».
Царь:
«Здравствуй, красная девица, — будь царица.
Ведущий: Из какой сказки к нам пришёл царь и 3 девицы?
Ответы детей. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
Ведущий: Здравствуйте царь и 3 девицы, будьте нашими гостями.
Ребята, посмотрите, кто-то орешки потерял? Да не простые, все скорлупки золотые. Кто же это?
Ведущий: (поднимает несколько орешков) Кто это орешки потерял?
(под музыку заходит белочка)
Белочка: Ой! Это я орешки потеряла. Помогите мне собрать, а потом пересчитать.
Ведущий: Поможем, ребята, белочке собрать орешки.
(дети по команде собирают орешки, затем пересчитывают)
Ведущий: Белочка, а из какой сказки ты пришла?
Белочка: Отгадайте!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт и орешки всё грызёт,
А орешки не простые, всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Вот что чудом - то зовут.
Ведущий: отгадали, из какой сказки пришла к нам белочка?
Правильно, «Сказка о царе Салтане»
Ведущий: Здравствуй белочка, будь нашей гостьей, присаживайся.
Ведущий: - Отлично вы знаете сказки А. С. Пушкина.
А кто же в Лукоморье рассказывает сказки? (Кот ученый)
Ведущий: Самое главное испытание – разминка. Сейчас проверим, умеете ли двигаться, как кошки и коты. (Дети изображают как двигаются кошки и коты)
Ведущий: Скажите, что делает кот кода идет направо?
Дети: песнь заводит
Ведущий: А когда налево?
Дети: сказку говорит
Ведущий: Молодцы помните стихотворение Пушкина.
Ведущий: А сейчас присаживайтесь поудобнее
Отгадайте без опаски из какой же это сказки?
Чуть опасность где видна.
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется,
И кричит: «Кири – ку – ку!
Царствуй лежа на боку!»
(«Сказка о золотом петушке»)
На девичник собираясь,
И царица наряжаясь
Перед зеркальцем своим перемолвилася с ним:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
(Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях)
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит
Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым
«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
Ведущий: - Отлично вы знаете сказки А. С. Пушкина. Я хочу посмотреть сможете ли вы превратиться в волны, такие, про которые я вам прочитаю. Слушайте внимательно и меняйте волны так, как в сказке.
Игра «Волны»
Ведущий: - 1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом) .
2. Вот пошёл он к синему морю, видит - море слегка разыгралось.
(волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются над полом) .
3. Вот пошёл он к синему морю, помутилось синее море, старичок отправился к морю – почернело синее море.
(дети постоянно поднимают руки от пола, движения становятся быстрее) .
4. Вот идёт он к синему морю, видит на море чё рная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят воем воют. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостиком плеснула и ушла в глубокое море. (волны успокаиваются, у детей появляется улыбка) .
Ведущий:- Ну что, ребята и с этим заданьем вы справились. Отправляемся дальше. Вновь заданье есть для вас «Угадай по картинке сказку и назови её» (вызвать желающих)
Ведущий : - Ребята у меня есть свиток, его прислала царевна Лебедь и просила чтоб вы ответили на волшебные вопросы. Ну что согласны отвечать? Дети: Да
Ведущий: Ну, так слушайте внимательно.
1. В какой сказке, лебедь помогала царевичу, превращая его то - в - комара, то в шмеля? (Сказка о царе Салтане).
2. Кто поймал золотую рыбку? (Дед). Как называется эта сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке) .
3. В чем Гвидон и его мать плавали по океану? (В бочке) .
4. Что делает кот ученый, когда идет направо? (Песнь заводит) .
5. Что сначала попросил у Золотой рыбки старик? (Корыто) .
6. У этого царя есть золотой петушок на спице? (Дадон). А как называется эта сказка? (Сказка о Золотом петушке) .
Ведущий: А сейчас я вам хочу предложить поиграть в игру «Рыбак и рыбки»
Ведущий: Ребята, понравилось вам наше сказочное путешествие?
Сегодня мы с вами с удовольствием вспоминали сказки какого поэта?
Дети: А. С. Пушкина
Ведущий: Наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается. Нам пора возвращаться в группу. Палочка помогай! (Звучит музыка из в «Гостях у сказки»)
Ведущий: - Я думаю, что теперь вы полюбите эти сказки еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны. И в них всегда побеждает что?
Дети: Добро.
Ведущий: Желаю вам идти по жизни только одной дорогой – дорогой добра. И еще хочу пожелать читать вместе с родителями больше книг.