Жанна Арутюнова
Краткосрочный проект «В стране вежливых слов» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: -по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги)
-по целевой установке – воспитательный.
Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.
Возраст детей: 4-5 лет.
Участник реализации проекта: Педагог: Арутюнова Жанна Арменаковна
Воспитанники: дети средней группы.
Срок работы по проекту: краткосрочный (2 недели).
Актуальность: Самой главной задачей в воспитании ребенка является
Публикация «Краткосрочный проект „В стране вежливых слов“ в средней группе» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
формирование нравственных навыков поведения. Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Культурно-речевое воспитание детей - дело большой социальной значимости. Поэтому важной задачей в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям. Основа гуманного отношения к людям способность к сопереживанию, к сочувствию, проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Для этого у детей нужно формировать не только представления о должном поведении, но и о нравственных чувствах. Самым главным условием успешного развития у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. К большому сожалению, многие дети не приучены к правилам поведения в обществе: не здороваются при встрече, не приносят извинений. Поэтому задачей воспитателя является обучение детей нормам общения с другими детьми и взрослыми.
Цель: Закреплять вежливые слова в общении детей друг с другом. Воспитывать любовь, отзывчивость, сопереживание и уважение к окружающим людям. Развивать дружеское отношения в коллективе. Задачи: - Учить детей правилам речевого этикета;
- Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление;
-Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, относиться друг к друг доброжелательно.
- Формировать первичные представления о добре и зле;
- Продолжать учить детей правилам поведения за столом, в общественных местах;
- Воспитывать желание говорить спокойно, вежливо, доброжелательно;
- Развивать чувство доброты, сопереживания;
- Расширять запас вежливых слов;
-Развивать творческие способности, память, воображение, фантазию.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Ожидаемые результаты по проекту: -Дети, родители постоянно пользуются формами словесной вежливости;
- Дети умеют анализировать поступки литературных героев.
- Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе;
-Появления способности разрешать конфликтные ситуации с помощью слов
- Умение налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Этапы проекта 1 этап – подготовительный. 1. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
2. Подобрать иллюстрации и дидактические игры.
3. Оформление стенда рисунков на тему: «Наши добрые дела»;
4. Составление перспективного плана мероприятий.
5. Консультации: «Как вести себя за столом», «Причины плохого настроения».
6. Памятка для родителей: «Вежливость воспитывается вежливостью». 2 этап - Реализация проекта. Социально-коммуникативное развитие. Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо»,
«Можно – нельзя», «В мире эмоций».
Сюжетно-ролевые игры: «Поездка в автобусе», «В детском саду», «День рождения куклы Маши». «Мы в гостях».
Игра-инсценировка: «Как поступают вежливые дети», «Встречаем гостей». Познавательное развитие. Беседы по теме: «Доброе утро», «Наши добрые дела», «Правила дружбы».
Рассматривание плаката: «Хорошие манеры для ребят».
Заучивание пословиц : «Добрые слова дороже богатства», «Ласковое слово лечит».
Речевое развитие. Составление рассказа на тему: «Мы дежурим в детском саду», «Помощь маме», «Продолжи предложение», «Кто знает больше вежливых слов».
Чтение художественной литературы: В. Степанов «Уроки вежливости», С. Маршак «Урок вежливости», В. Голяховский «Что за слово», О. Пахомова «Добрые сказки», Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо», В. Осеева «Волшебное слово», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Художественно-эстетическое развитие. Прослушивание песен: «Улыбка», «Когда мои друзья со мной».
Танец «Потанцуй со мной, дружок».
Физическое развитие. Игра с мячом: «Назови ласковое словечко». Подвижная игра: «Вежливый мышонок», «Дружные ребята».
Развивающая среда. Сказки изображающие добрых и злых героев.
Развивающие игры.
Продуктивная деятельность. Рисование : «Солнышко радуется, солнышко грустит», «Веселые гномы».
Аппликация: «Пригласительный билет родителям», «Сделаем подарок для мамы».
Лепка: «Угостим зайку морковкой», «Подарок другу».
Работа с родителями. Консультации: «Как вести себя за столом»; «Если ребенок не здоровается…»,
Рекомендации: «Вежливость воспитывает вежливость»;
«Использование в воспитании детей вежливые слова». Труд. Помощь няне в уборке группы; уход за растениями, помощь при сервировке стола.
3 этап- заключительный Выставка рисунков «Веселый гном».
Итоговое мероприятие: «В стране вежливых слов» с участием детей средней группы, воспитателей, родителей. Содержание проекта
Понедельник
НОД «Вежливые слова».- Знания детей об этических правилах поведения, употребление в речи вежливых слов.
Иллюстрации по теме.
Выставка книг «Добрая книга».- Воспитание чувства доброты, любви уважения к окружающему миру, окружающим людям. Книги.
Беседы: «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые дела», «Правила дружбы».- Обучение формулам вежливости, благодарности, просьбы, правилам этикета. Обучающие карточки
Творческое выступление
Инсценировка: «Встречаем гостей»- Воспитание желания создавать радостное настроение окружающим. Описание игры
Ситуативные игры: «Доброе утро». - Обучение формулам вежливости,
благодарности, правилам этикета. Картотека
Вторник
Утренняя гимнастика :«Ты да я, да мы с тобой».- Поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. Комплекс упражнений.
Коммуникативные этюды: «Как поступают вежливые дети».- Знание культуры поведения, общения с людьми. Фото
Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо».- Воспитание чувства доброты, любви, уважения. Картотека
Сюжетно- ролевые игры: «Поездка в автобусе», «В детском саду», «День рождения куклы Маши», «Мы в гостях». - Умение использовать средства
общения, принятые в обществе. Проявление вежливости и доброжелательности. Картотека. Среда
Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».- Развитие мелкой моторики рук. Картотека.
Подвижная игра: «Вежливый мышонок»,«Дружные ребята».- Воспитание умения налаживать дружеские взаимоотношения. Картотека.
Чтение художественной литературы: В. Осеева «Волшебное слово».- Книга для чтения, иллюстрации.
Дидактическая игра: «Можно нельзя».- Воспитание чувства доброты, любви, уважения. Картотека.
Четверг
Выставка «Веселые гномы». - Творческий продукт изобразительной деятельности. Рисунки.
Дидактическая игра: «В мире эмоций».- Воспитание чувства доброты, любви, уважения. Картотека.
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Урок вежливости»--- Книга для чтения, иллюстрации.
Пятница
Изготовление макета: «Волшебный цветок». -Творческий продукт изобразительной деятельности. Макет
Развлечение: «Назови ласковое словечко».- Воспитание эмоциональной
отзывчивости. Фото.
Ожидаемый результат: - повышения уровня нравственной культуры детей;
- освоение трудовых навыков в ходе совместной практической, игровой
деятельности;
- использование в речи вежливых слов;
- бережное и дружеское отношения к окружающим его людям;
- обращения к сотрудникам ДОУ по имени и отчеству;
- стараются пользоваться формами словесной вежливости; - умеют анализировать свои поступки и поступки литературных героев;
- дети пытаются регулировать свое поведение согласно социальным нормам;
- стараются налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Беседа: «Доброе утро» Цель: закреплять навыки культурного поведения.
Задачи: продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и
прощания, продолжать знакомить детей со словосочетаниями, используемыми при приветствии и прощании, воспитывать у детей уважение к окружающим.
Ход: ]В-ль: Ребята, отгадайте загадку
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
В-ль: Правильно. Слово «Здравствуй» обозначает «Здравия желаю», то есть при встрече мы желаем человеку здоровья.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
В-ль: А как еще можно поздороваться? Ответы детей.
Послушайте стихи о приветствии.
ДОБРОЕ УТРО.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
В-ль: Взрослым мы говорим «Здравствуйте», «Доброе утро», а друзьям можно сказать «Привет».
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему …. «Привет». В-ль: Ребята мы должны знать, что не только нужно здороваться при встрече, но и обязательно прощаться при расставании.
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
В-ль: слово «До свидания» или «До скорого свидания», говорит о том, что мы еще обязательно увидимся.
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
В-ль: Эти слова не простые, они волшебные. Эти слова помогают нам создать хорошее настроение. ЗАНЯТИЕ: "ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ" Вид занятия: познавательное.
Тип занятия: интегрированное.
Цель: закреплять знания детей об этических правилах поведения: дома, в гостях, в общественных местах, во время разговора.
Задачи: Учить детей употреблять в речи вежливые слова; развивать у детей элементарные представления об этикете; воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, относиться друг к другу доброжелательно.
Материал к занятию: Ватман, разноцветные лепестки, веселые и грустные гномы, 2 коробки красного и голубого цвета.
Методические приемы:
Словесные: чтение стихов, вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.
Наглядные: показ мимической гимнастики.
Практические: изготовление волшебного цветка, мимическая гимнастика,
дидактическая игра.
Словарная работа: Добро пожаловать, добрый день, приятного аппетита, спокойной ночи, извините, пожалуйста, простите, будьте добры.
Предварительная работа:
- Беседы с детьми о вежливых словах и правилах поведения.
- Чтение стихов о вежливых словах, отгадывание загадок, заучивание пословиц.
- Чтение художественной литературы: В. Степанов «Уроки вежливости»,В. Осеева «Волшебное слово», В. Маршак «Что такое хорошо и что такое плохо».
Ход занятия: Ребята мы сейчас с вами поиграем, чтобы у всех было хорошее
настроение. Игра «Не сердись – улыбнись». (дети по очереди поворачивают голову к соседу и улыбаются. Игра заканчивается, когда все дети улыбнутся).
В-ль: Ребята, мы с вами знаем много волшебных слов. Посмотрите, на столе лежит много разноцветных лепесточков. Каждый лепесточек – это волшебное слово. Давайте соберем с вами волшебный цветок. (Ребенок берет лепесток, называет вежливое слово и клеит на ватман). Воспитатель читает стихотворение.
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой! Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
«Приятного аппетита!»-
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме.
«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Кошечка чихнула снова,
Скажем мы ей: «Будь здорова.
Выздоравливай скорей.
Больше, киска, не болей!».
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!». - Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас получился, с волшебными словами. Словом «Здравствуйте», мы желаем здоровья. Пожелаем «Доброго утра» и весь день будет добрый. «До свидания», значит, скоро снова увидимся. Скажем «Спокойной ночи» и будут сниться красивые, добрые сны. Мы повесим цветочек в нашей группе.
Д/ игра «Грустно – весело». -Ребята, у меня есть 2 коробочки. Эта коробочка, какого цвета (голубого, а эта – (красного). В коробочках живут гномы. Посмотрите внимательно, а какое настроение у гнома из красной коробочки? (веселое, а у человечка из голубой коробочки – (грустное). Давайте покажем друг другу какое у нас бывает настроение.
Мимическая гимнастика. (показ воспитателя – дети повторяют).
Мы умеем улыбаться, мы умеем хмуриться.
Мы умеем удивляться, мы умеем жмуриться.
- Давайте всех грустных гномов соберем в голубую коробку, а веселых – в красную. (Гномы разложены на полу. Под музыку дети собирают их в коробки.)
- Может быть, мы грустных гномов унесем из группы, чтобы у нас всегда было хорошее настроение? А веселых гномов я подарю вам.
Рефлексия. - Из каких слов мы сегодня с вами вырастили цветочек? Каких человечков мы собирали в коробочки? А какое у вас настроение? ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО «Пословицы».
Доброе слово лечит, злое калечит.
Добрые слова дороже богатства.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
«Загадки».
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…» (после вас)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела. Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…» (Доброго пути)
Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …» (вам помочь)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…» (Поздравляем)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…» (Прошу прощенья)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи)
Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…» (Угощайтесь)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)
СТИХИ ПРИМЕРНЫЕ ЗВЕРЯТКИ
Солнцем залиты опушки.
Пролетела здесь молва,
Что все птички и зверушки
Знают важные слова.
Села галка на сирень,
Закричала: ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Светят солнышка лучи.
Прилетели к нам грачи!
Папа дрозд учил сынишку:
-Ты со всеми, сын, дружи!
Попроси у белки шишку
И "ПОЖАЛУЙСТА" скажи.
Быстро кушают зайчата
Из морковочки салат.
Улыбаются ребята
И "СПАСИБО" говорят.
Ну, а слон не ест, не пьет -
У него болит живот.
Все друзья спешат к нему:
- БУДЬ ЗДОРОВ! - кричат ему.
Ольга Корнеева.
Слово "ПОЖАЛУЙСТА"
Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его “ Пожалуйста ”.
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
ДОБРОЕ УТРО
Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Н. Красильников.
СПАСИБО
Как жалко, что недели
Так медленно летят!
И что, родившись, дети
Не сразу говорят!
А то бы только-только
Я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу
"Спасибо!" ей сказал.
За то, что я родился!
За то, что я живой!
ПРИВЕТСТВИЕ
Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
"Добрый день!" и "Добрый вечер!",
"До свиданья!", "Будь здоров!",
"Я вас рада видеть очень",
"Мы не виделись сто лет",
"Как дела?", "Спокойной ночи",
"Всем пока", "Прощай", "Привет",
"Буду рад вас видеть снова",
"Не прощаюсь!", "До утра!",
"Всем удачи!", "Будь здорова!"
И "Ни пуха, ни пера!".
(А. Усачёв).
ЧУДЕСНОЕ СЛОВО Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово (В. Юсупов).