ЕкатеринаСпиряева
Краткосрочный проект в средней группе «Мы — юные исследователи»
Краткосрочный проект
«МЫ - ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь».
Конфуций
Проблема:В ходе бесед о воде выяснилось, что дети имеют разные, порой противоположные представления о свойствах и качествах объектов неживой природы (воды, воздуха, песка, глиныи других материалов. Таким образом, участие детей впроекте позволит совершенствовать представления об объектах неживой природы.
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Мы — юные исследователи“» размещена в разделах
Актуальность:В среднем дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к исследовательской деятельности, задают огромное количество вопросов. Дети экспериментируют с различными предметами и веществами, которые находятся у них в доступе. При небольшой помощи взрослого могут научиться формулировать гипотезы до эксперимента и выводы после него. Экспериментальная деятельность способствует развитию любознательности и поисковой активности у ребёнка, расширяет его представления об окружающем мире, может способствовать обогащению словарного запаса ребёнка и развитию его связной речи.
Цель проекта : Развитие познавательной активности у детей через экспериментальную деятельность.
Задачи проекта :
1) Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, воздуха, песка, глины и других материалов.
2) Учить детей делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя формулировать гипотезы и выводы.
3) Развивать поисковую деятельность детей, связную речь, обогащать словарь.
4) Воспитывать познавательный интерес детей, бережное отношение к используемым материалам.
Ожидаемые результаты:
1) Дети познакомятся с некоторыми свойствами воды, песка, глины, воздуха и других материалов.
2) Дети научатся делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя, формулировать гипотезы и выводы.
3) У детей будет развиваться поисковая деятельность, повысится уровень владения связной речью, пополнится словарный запас.
4) Дети станут более любознательными, станут бережнее относиться к используемым материалам.
Методическая литература:
Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» - М., 2005
Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром – экспериментирование»
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Изучение научной литературы по проблеме
Консультация для родителей «Как развивать любознательность ребёнка?», «Детское экспериментирование»
Подборка электронных образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций, мультфильмов);
подборка оборудования для проведения опытов;
подборка дидактических и подвижных игр;
подборка художественной литературы
Тип проекта :
- по продолжительности:краткосрочный
-по виду деятельности: познавательно - исследовательский
-по количеству деятельности: коллективный
Участники проекта : дети средней группы «Пчелки», воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта : одна неделя.
Практический этап
I день. Беседа «Что такое лаборатория? Для чего она необходима?» Цель: познакомить детей с понятием «лаборатория», создать мотивацию для реализации проекта «Мы- исследователи».
Экспериментирование. «Стекло, его качества и свойства» Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества и свойства.
Игра-экспериментирование «Воздух повсюду». Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость
IIдень. Просмотр презентации «Экспериментируем, играя»
Опыт «Окрашивание воды” Цель: уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, но может менять окраску, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы.
III день. - Экспериментирование «Как согреть руки. Цель: выявить условия, при которых предметы могут нагреваться (трение, движение; сохранение тепла).
Беседа «Кто такие учёные? Что такое эксперимент? (работа по проекту «Мы – исследователи»). Цель: Раскрыть детям понятия «учёный, «опыты» ; дать понятие, что в нашем городе проживают много людей, занимающихся наукой; воспитывать чувство патриотизма, любви к родному городу.
IV день. Презентация "Песок, глина – наши помощники. Цель: Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Формировать умение исследовать свойства природных материалов. Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа.
Экспериментирование «Посадим дерево» Цель: определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
V день. Экспериментирование «Солнце в феврале». Цель: провести опыт: потрогать стену дома на солнечной стороне, определить, где она теплая, где холодная. Рассказать, что солнце греет все сильнее. Подвести детей к пониманию, что скоро весна сменит зиму.
Оформление стенгазеты «Мы – исследователи» Цель: подведение итогов проекта, обобщение опытной деятельности детей; учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иного изображения в общей работ воспитывать доброжелательные отношения, учить работать в команде.
Вывод: Входе реализации проекта дети познакомились с некоторыми свойствами воды, песка, глины, воздуха и других материалов.
Учились делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя, формулировать гипотезы и выводы. Дети стали более любознательными, бережнее относиться к используемым материалам.