Ольга Платонова
Краткосрочный проект в младшей группе «Перелетные птицы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 1
Картотека подвижных игр.
Скворечники
Ход игры. На площадке чертятся кружки: на один меньше числа играющих. Это – скворечники. Все дети – скворцы. Они свободно бегают – летают по площадке. На сигнал «по домам!» все бегут к скворечникам. Кто-то из детей остается без скворечника.
«Птички»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.
Публикация «Краткосрочный проект в младшей группе „Перелетные птицы!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши.
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс.
Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.
Раз-два, раз-два!
Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.
Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда!» дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.
«Птички в гнездышках»
На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3 – 4 круга (диаметр кругов 1 – 1,3 м) – это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:
Пришла красавица-весна,
Тепло и радость принесла.
Где же вы, маленькие птички – скворцы да синички?
Из гнезд скорее вылетайте,
Свои крылья расправляйте!
Дети перешагивают через линии очерченных кругов – вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:
Милые птички, скворцы да синички!
В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите!
Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.
1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета). 2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию.
Играющие делятся на 3 – 4 группы по 4 – 6 человек в каждой. Каждой группе детей воспитатель выбирает перелетную птицу, крику которой они будут подражать. (Например, первая группа – «гуси», характерный крик – «га-га-га», вторая группа – «утки», характерный крик – «кря-кря», третья группа – «кукушки», характерный крик – «ку-ку», четвертая группа – «журавли», характерный крик – «курлы-курлы».) Все дети встают в круг, в центре которого – водящий - воспитатель. По команде воспитателя указанная группа ребят бегает по площадке, подражая крикам птиц своей группы.
«Птички»
Ну - ка, птички, полетели (медленно бегут друг за другом)
Полетели и присели, (медленно приседают)
Поклевали зернышки, (двигают головой)
Поиграли в полюшке (кружатся на месте)
Водичку попили (двигают головой)
Перышки помыли, (руки на пояс, двигают локтями)
В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)
Снова полетели.
«Ласточки»
Ласточки летели, Дети бегут по кругу, машут руками.
Все люди глядели.
Ласточки садились, Приседают, руки опускают за спиной.
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели. Бегут по кругу, взмахивают руками.
Полетели, полетели,
Песенки запели.
«Скворцы и кошка»
Выбираются 3 – 4 ребенка – «скворца», один ребенок – «кошка». На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3 – 4 человека берутся за руки, образуют круги – «скворечники». В каждом размещаются по 1 – 2 «скворца». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3 – 4 раза.
«Птицелов»
Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» водящий, которому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:
Во лесу, во лесочке,
На заснеженном дубочке
Птицы сидели,
Тихо песни пели.
Вот птицелов идет
В плен нас возьмет.
Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».
«Птицы в клетке»
Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу и выходят из клетки. Игра повторяется 2-3 раза.
Приложение 2
«Загадки о птицах»
Детки домик смастерили и на дерево прибили. Поселился в нем певец – как зовут его? … (Скворец)
Вместе с этой черной птицей к нам весна в окно стучится. Зимнюю одежду прячь! Кто по пашне скачет? (Грач)
С вырезом глубокий хвост, небольшой у птицы рост. Мы «касаткой» называем, А весною наблюдаем (Ласточка)
В небе осенью курлычут, за собою в небо кличут. Долго манят нас вдали – Кто скажите? … (Журавли)
Раньше всех из птиц встаёт, Солнцу песенку поёт, Всё живое поднимает, Как ту птичку называют? (Жаворонок)
Может плавать и нырять, В небе высоко летать. Мне скажи через минутку. Что за птица? Знаешь? (Утка)
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. (Цапля)
В чужие гнёзда эта птица, Подбросить яйца мастерица. Ку-ку кричит подружка, А как зовут? … (Кукушка)
Кто без ног и без свирели, лучше всех выводит трели, голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей)
Воздух режут без усилья,
Как серпы, кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только … (Стриж)
Всех прилетных птиц черней.
Чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь,
А зовется птица… (Грач)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?» (Кукушка)
Черный, проворный,
Кричит «крак»
Червякам враг. (Грач)
Майским вечером, в прохладу,
А в июне и в жару
Вывожу свои рулады
В парке, в роще и в бору.
Эти трели, переливы
Мелодичны и красивы. (Соловей)
Вот так птица – какова!
И не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (Лебедь)
В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там то тут,
Как птицу эту зовут? (Кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной … (Трясогузки)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)
На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец
Он и лётчик, и певец. (Скворец)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка)
Прилетает к нам с весной
Пусть проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины (Ласточка)
Конспект занятия во второй младшей группе «Перелетные птицы». Аппликация «Укрась пейзаж птицами».
Тема: «Перелетные птицы».
Цель: Обобщить и закрепить название перелетных птиц.
Задачи:
1. Расширять знания детей о перелетных птицах;
2. Продолжать развивать мелкую моторику рук; добиваться согласованности в движениях пальчиков.
3. Развивать воображение, творческие способности;
4. Закрепить умение аккуратно наклеивать готовые формы.
5. Учить сопереживать, сочувствовать.
Материалы: Предметные картинки по теме, игрушка Сова, мольберт, клей, раздаточный материал (птички).
Ход занятия.
1. Организационный момент: Ребята, посмотрите, кто же пришел сегодня к нам в гости. Давайте поздороваемся. Садимся на стульчики.
Воспитатель: Скажите ребята, какое сейчас время года?
Ребята, сегодня мы с вами вспомним перелетных птиц.
-Какие это птицы?
Дети : которые улетают, а потом прилетают.
Воспитатель: Правильно. Они улетают осенью, а возвращаются весной, когда становится тепло.
-А каких перелетных птиц мы знаем? Дети называют их: грач, скворец, ласточка, кукушка, соловей (картинки на доске).
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте теперь разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Грачи»
Мы лепили куличи,
Прилетели к нам грачи.
Первый грач испёк пирог,
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвёртый вымыл пол.
Пятый долго не зевал и пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи грачей считать!
2. Основная часть. Поможем Тетушке Сове.
- Тетушка Сова, не знает, что умеют делать птицы, давайте научим ее. Дети рассказывают
-помогаю – умеют ходить, прыгать, летать, клевать, пить, взлетать, садиться на землю, чистить перышки. (все глаголы дети повторяют хором, показывают движения)
Ребята – а еще мы знаем, что птицы красиво поют правильно?
Спрашиваю, а как поют птицы?
Ребята, а давайте поиграем в игру «Угадай, чей голосок».
Молодцы, вы отлично справились с заданием.
Физминутка «Птички»
А давайте с вами поиграем в «птичек»
Летели птички
Все невелички
Летели, летели
Взяли присели
Потом опять полетели
И на стульчики прилетели (присаживаются).
А теперь я предлагаю вам ребятки пройти за стол, где нас ждет новое задание «Укрась пейзаж птицами».
Молодцы ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась.
Дети, тетушка Сова вас благодарит за то, что вы рассказали ей много интересного и познавательного о птицах, и в знак благодарности, приготовила вам небольшие подарки.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились. Так о каких же птицах мы говорили? Дети: - О перелетных. Повторение названия перелетных птиц. Наше занятие окончено, спасибо за внимание.
Продуктивная ООД (Рисование) на тему: «Скворец» с помощью ладошек.
(Приложение к работе – Проектная деятельность во второй младшей группе «Перелетные птицы»)
Цели:
-познакомить с нетрадиционной техникой рисования – «рисование ладошкой»;
- учить передавать в рисунке образ птицы – скворца, используя техники «рисования ладошкой», «отпечатывание»;
- закреплять умение располагать рисунок в центре листа, сочетать нетрадиционные техники рисования с рисованием кистью, пальчиком.
Ход:
Организационный момент.
Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить?
(Предположения детей)
- А может, она хотела сообщить, что пришла весна? Какое время года настало?
(Ответы детей).
Основная часть.
- Ребята, с весной к нам вернулись из теплых стран перелетные птицы : Грач, ласточка, скворец.
Все теплее воздух вешний,
Светит солнце сквозь туман.
И скворец в свою скворечню
Прилетел из далеких стран.
Уж тает снег, бегут ручьи,
Уж солнце жарче греет.
"Весна идет", - поют скворцы,
Сверкая опереньем.
- Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать скворца.
Но для начала давайте рассмотрим, картинку.
Физминутка «Птички» :
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («Клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели и на место сели (улетают», садятся).
Рисование: «Скворец» с помощью ладошек.
Рефлексия: Ребята! Как же вы хорошо постарались, молодцы! У вас получились красивые скворцы.
Приложение 3
Комплекс упражнений для утренней гимнастики «Птички»
Цель: «разбудить» организм ребёнка
Задачи:
• упражнять в разных видах ходьбы (обычная, на носках, с высоким подниманием колен);
• упражнять в разных видах бега (обычный, с остановками);
• развивать двигательные умения;
• воспитывать желание заниматься зарядкой.
Ход
I. Вводная часть
Построение в шеренгу:
– Встаём паровозиком, поворачиваемся лицом ко мне.
Ходьба обычная
– Идём за мной.
Дружно мы гуляем,
Ножками шагаем,
Друг за другом мы идём
И совсем не устаём! (1 круг)
II. Основная часть. ОРУ
1. «Птички оглядываются»
И. П. стоя, руки на поясе
1 – повороты головы в стороны;
2 – И. П.
– Раз, два, три – в птичек превратились мы! И очутились на полянке. Какая красивая полянка, птичкам нужно оглядеться!
2. «Пьём водичку»
И. П. стоя, руки на поясе
1 – наклоны головы вперёд;
2 – И. П.
– Пьют водичку птички,
Птички-невелички,
А водичка вкусная,
Вкусная-превкусная.
3. «Птички-невелички»
И. П. стоя, руки в стороны
1 – мах руками перед собой;
2 – И. П.
– Покажите, какого размера наши птички? Да, вот такие маленькие.
4. «Клюём зёрнышки»
И. П. стоя, руки на поясе
1 – наклоны туловища вперёд;
2 – И. П.
– Птички зёрнышки клюют,
Птички песенку поют:
«Ах, какие зёрнышки,
Рады наши горлышки»
5. Прыжки на двух ногах
– Как скачут птички? Вот так, невысоко и часто. Прыг-прыг-прыг
III. Заключительная часть
Ходьба обычная, упражнение на восстановление дыхания.
Шагом – марш! Идём за мной, высоко поднимаем ножки, работаем руками. Вдыхаем носом, выдыхаем – ртом. Вдох – выдох, вдох – выдох. Вот мы стали здоровее, ведь зарядка – всех важнее!
Приложение 4
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Грачи»
Мы лепили куличи, Прилетели к нам грачи. Первый грач испёк пирог, А второй ему помог. Третий грач накрыл на стол, А четвёртый вымыл пол. Пятый долго не зевал и пирог у них склевал. Раз, два, три, четыре, пять, Выходи грачей считать!
Пальчиковая игра «Скворечник»
Тук – тук, молотком
Мы построим птичкам дом.
(кулачками стучать друг о друга попеременно, изображая молоток)
Тук – тук, молотком
Поселяйтесь, птички, в нем.
«Птички»
Птички прилетали, (Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга, остальными машем, как крыльями)
Крыльями махали
Сели, посидели – (Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол)
Дальше полетели. (Повторяем первое движение).
«Скворечник»
Скворец в скворечнике живет – (Пальцы обеих рук касаются друг друга, кисти параллельно)
И песню звонкую поет – (Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются)
Птицы прилетают.
С наступлением весны,
Птицы прилетают.
(Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями).
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы – (Пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем).
А грачи у лужицы – (Ладони соединяем вместе чашечкой).
Шумной стайкой кружатся (Круговые движения кулачками рук).
Журавли летят торопятся – (Пальцы обеих рук расставляем, большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями).
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнезд (Пальцы рук соединяем в замок, ладони открыты).
«Ласточка»
На каждую строчку большой палец поочередно здоровается с другими пальчиками, с каждым по два раза.
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну – красну.
«Кукушечка»
Ку-ку, ку-ку, кукушечка! – (Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза).
Лети скорей в лесок – (Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями.)
Ку-ку, ку-ку, кукушечка – (Ладони прижать к щекам и покачать головой из стороны в сторону 4 раза).
Подай свой голосок – (Слегка развести руки в стороны и 3 раза махнуть ладонями, как крыльями).
«Птичка»
Я пройдусь по лесам – (Изобразить деревья обеими руками)
Много птичек там. – (Изобразить птицу : перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки).
Все порхают, (Помахать руками, как крыльями).
Поют, (Изобразить двумя руками открывающиеся клювы).
Гнезда теплые вьют (Сложить ладони в виде чаши).
«Аист»
Указательным и средним пальцами обеих рук топаем по столу, сопровождая пальчиковые шаги строчками стихотворения.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придешь домой!- Поднимаем обе руки над головой и соединяем вместе пальцы (крыша).
«Птичка-невеличка»
Птичка ветки собрала, (Большим и указательными пальчиками делаем хватательные движения на ладошке)
Птичка гнездышко свила, (Собираем пальчики обеих рук щепотью и вращаем относительно друг друга в разные стороны)
И снесла яичко, (Соединяем указательный и большой пальцы на обеих руках в колечки)
Птичка-невеличка! (Большой и указательный пальцы раздвигаем и показываем маленький размер птички).
«Прилетели птицы»
Воспитатель называет птиц, а дети внимательно слушают. Если воспитатель называет не птицу, дети хлопают в ладоши.
- Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи
- Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
- Прилетели птицы : голуби, куницы.
- Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы – плюшки, лебеди, скворцы. Все вы – молодцы.
Приложение 5
Физминутка
Физминутка «Птички»
А давайте с вами поиграем в «птичек»
Летели птички
Все невелички
Летели, летели
Взяли присели
Потом опять полетели
И на стульчики прилетели (присаживаются).
Физкультминутка «Перелетные птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Физкультминутка «Аист»
Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова – правою ногою,
Снова – левою ногою.
После – правою ногою,
После – левою ногою.
И тогда придешь домой.
Физминутка «Перелетные птицы»
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Физкультминутка Птицы
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Физминутка «Цапля»
Цапля серая носатая руки к носу
Целый день стоит, как статуя руки на пояс, лопатки свести
На одной ноге постой-ка, руки на поясе поднимаем левую ножку
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, руки на поясе, поднимаем правую ногу
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, на двух ножках, руки к нос
Целый день стоит, как статуя. руки на пояс
Физминутка «Грач»
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Физминутка Лебеди
Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
Приложение 6
Стихотворения о птицах
«Ласточка»
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты, где была,
Ты с чем пришла?
За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу
Весну красну. (Русская народная потешка)
«Скворцы»
Возвращаются скворцы
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
(Г. Ладонщиков)
«Скворечник»
Мы построили скворечню
Для веселого скворца,
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки -
Черненькие перышки.
(Е. Тараховская)
«Журавушка»
Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка-муравушка
Густым-густа!
Ивушка над заводью
Грустным-грустна!
А водица в заводи
Чистым-чиста!
А заря над ивушкой
Ясным-ясна!
Весело журавушке:
Весным - весна!
(Е. Благинина)
«Грачи прилетели»
На этой неделе грачи прилетели.
Хоть трудна была дорога,
Старший грач прикрикнул строго:
"За работу! Дела много!
Помни сам, других учи,
Да по-настоящему:
Наши черные грачи -
Птицы работящие".
(А. Прокофьев)
«Возвращаются певцы»
От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнё зд:
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
(Г. Ладонщиков)
«Грачиная столовая»
В берёзовой роще — веселье.
Справляют грачи новоселье.
Шумит и волнуется роща,
Как будто на празднике площадь.
Подолгу веселие длится
В зелёной грачиной столице,
И гнёзда, как шапки, взлетают
И там, на ветвях, повисают.
«Ласточка»
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(А. Плещеев)
«Скворец»
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
«Жаворонок»
Так беззаботно, на лету
Он щедро сыплет трели,
Взвиваясь круто в высоту
С земли – своей постели.
Среди колосьев он живет.
Его домишко тесен,
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен.
«Кукушка»
Я - важная птица, хотя и мала.
На сотни вопросов ответы дала!
Спросите меня: "Сколько жить на веку?"
А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку. "
Порой притаюсь я средь яркой листвы,
Да так, что меня не заметите вы.
Лесная гадалка сидит на суку,
И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку. "
«Соловей»
Весны певец – соловушко
Наш садик полюбил,
И там уж тепло гнездышко
Для деточек он свил.
Лишь сядет красно солнышко,
Лишь вечер настает –
Грустит-поет соловушко
Всю ночку напролет.
И тихо мне мечтается,
Ни слова на устах.
А он-то заливается
В ореховых кустах!
О чем же так грустнехонько
Тоскует наш певец?
Он плачет, что скорехонько
Весне его конец.
Приложение7
Дидактические игры
Назовите птицу
Игра для детей 3-4 лет учит узнавать по внешнему виду и правильно называть прирученных и диких пернатых, развивает зрительную память.
Для игры подготовьте картинки, изображающие курицу, индюка, гуся, воробья, ворону, скворца, голубя, синицу и прочие виды.
Разложите изображения перед игроками, попросите назвать птиц. Каждый участник говорит по очереди, остальные либо соглашаются кивком, либо мотают головой при несогласии.
Угадай по описанию
Игра для средней группы детсадовцев развивает логическое мышление, расширяет общие знания по теме.
Называйте определения, а игроки должны догадаться, о ком речь:
• серая, хитрая, крикливая, проворная – ворона;
• маленький, красивый, красногрудый, чернохвостый – снегирь;
• серый, длинноклювый, длинноногий, длинношеий – журавль;
• хищная, бесшумная, круглоглазая, пестрая – сова;
• черная, белобокая, красивая, длиннохвостая – сорока;
• маленький, шустрый, коричневый, прыгучий – воробей;
• красный, крестоклювый, лесной, темнокрылый – клест.
Кого не стало
Игра для младшей группы развивает зрительную память, делает детей внимательными, собранными.
Для занятия подготовьте карточки, изображающие пернатых.
Попросите участников посмотреть на картинки, назвать все изображенные виды, затем закрыть глаза. Пока дети ничего не видят, спрячьте одно изображение. Задача игроков – снова посмотреть на картинки, вспомнить, какая исчезла.
Дидактическая игра «Птица и птенчик»
Назовите взрослую особь, а игроки должны сказать, как называются птенцы этого вида:
• утка – утенок – утята;
• курица – цыпленок – цыплята;
• гусь – гусенок – гусята;
• глухарь – глухаренок – глухарята;
• сова – совенок – совята;
• галка – галчонок – галчата;
• сокол – соколенок – соколята;
• журавль – журавленок – журавлята;
• перепел – перепеленок – перепелята;
• кукушка – кукушонок – кукушата;
• орел – орленок – орлята;
• щегол – щегленок – щеглята;
• индюк – индюшонок – индюшата;
• аист – аистенок – аистята.
Подбери правильное слово
Игра развивает логическое мышление у детей подготовительной группы. Начинайте произносить предложение, а участники должны закончить его одним словом:
• у людей нос, у птиц… (клюв);
• у собаки шерсть, у вороны… (перья);
• щука плывет в реке, жаворонок летит… (в небе);
• у кошки четыре лапы, у аиста… (две ноги и два крыла);
• у женщины младенец, у курицы… (цыпленок).
Что в кормушке
Игра формирует представление о питании разных видов пернатых.
Вывод: В ходе реализации данного проекта у детей сформировалось гуманное отношение к природе. В результате познавательно – творческой деятельности по данной теме у детей систематизировались знания о перелетных птицах. В процессе работы над данным проектом, дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: аппликацией, рисованием. Кульминацией нашего проекта стало создание общегрупповой картины «Прилетели ласточки» и выставка детских творческих работ «Перелетные птицы».