Наталья Фоломыгина
Краткосрочный проект в младшей группе «Путешествие в страну геометрических фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название проекта : «Путешествие в страну геометрических фигур».
Вид проекта : познавательно-игровой.
Сроки реализации: 1 месяц
Участники: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели Фоломыгина Наталья Сергеевна.
Проблема:
Публикация «Краткосрочный проект в младшей группе „Путешествие в страну геометрических фигур“» размещена в разделах
У детей младшего дошкольного возраста недостаточно сформировано математическое развитие с их возрастными особенностями (знание геометрических фигур, умение сравнивать их и располагать, находить их в окружающей обстановке).
Актуальность проекта :
На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы считаем актуальной и необходимой, т. к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Цель проекта :
Систематизировать знания детей о геометрических фигурах.
Создать условия для реализации математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи проекта :
Познакомить детей с геометрическими фигурами : кругом, квадратом, треугольником.
Закреплять умение обследовать форму, различать и называть круг, квадрат, треугольник.
Совершенствовать умения детей сравнивать две фигуры по цвету и форме.
Развивать умение находить геометрические фигуры в окружающей обстановке.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие - Непосредственно-образовательная деятельность.
- Дидактические игры: «Прокати такой же шарик», «Волшебные круги», «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Чудесный мешочек», «Сложи квадрат», «Какую фигуру забыл нарисовать художник», «Построим фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «На что похоже».
- Презентация геометрических фигур.
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «День рождение куклы Кати».
Социально – коммуникативное развитие - Итоговая выставка творческих работ воспитанников.
- Создание семьями воспитанников аппликации из геометрических фигур.
- Самостоятельно-художественная и игровая деятельность детей
- Распространение опыта на сайте детского сада в сети интернет.
Речевое развитие - Заучивание стишков о геометрических фигурах, заучивание стихотворения А. Барто «Мяч».
- Рассказывание русской народной сказки «Колобок».
- Отгадывание загадок по теме.
- Разучивание физкультминуток.
Художественно – эстетическое развитие - Продуктивная деятельность. Аппликация: «Декоративная салфетка», «Шарфик для мишки», «Кораблик», «Танк».
- Самостоятельно-художественное творчество детей: выкладывание геометрических фигур из бус.
Физическое развитие - Разучивание физкультминуток.
- Подвижные игры: «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели».
Приложение №1
1 этап – подготовительный (одна неделя)
Исходя из интересов детей, проводиться круглый стол с родителями, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной (2 недели)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – итоговый (одна неделя)
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
• расширение представлений о геометрических фигурах;
• развитие умений соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами;
• сформировать умение различать и называть геометрические фигуры.
Обеспечение:
1. Развивающие игры.
2. Наглядно-дидактические пособия.
3. Геометрические фигуры различных форм и цветов.
4. Трафареты для свободного рисования.
5. Специальная методическая литература.
6. Геометрический конструктор различных цветов.
7. Мелкий счетный раздаточный материал (геометрические фигуры).
Продукт проектной деятельности : непосредственно-образовательная деятельность «Мишка в гости к нам пришел»
Презентация проекта : «Три веселых друга – круг, квадрат и треугольник»
Алгоритм планирования и организации деятельности
№ п/п Мероприятие Цели Ответствен-ные Сроки проведения
1 этап - подготовительный
1 Сбор информации, материалов для реализации проекта Расширить знания детей о математических представления у детей младшего возраста Воспитатели 1-я неделя
2 «Круглый стол» с участием родителей и детей Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Составление плана проекта. Воспитатели, родители 1-я неделя
3. Разработка конспектов занятий, сценария итогового мероприятия, подготовка презентации Закреплять с детьми названия геометрических фигур, учить обследовать форму фигур, используя зрение и осязание. Воспитатели 1-я неделя
4. Подбор дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток Расширять знания о геометрических фигурах. Воспитатели 1-я неделя
5 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта Информировать родителей по теме проекта. Воспитатели 1-я неделя
6 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий игр. Создать условия для ознакомления с геометрическими фигурами. Воспитатели 1-я неделя
2 этап - основной
7 Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием презентации «Три веселых друга – круг, квадрат и треугольник» Знакомить детей с геометрическими формами - круг, квадрат, треугольник Воспитатели 2-я неделя
8. Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Круг и квадрат» Систематизировать знания о геометрических формах, умение различать круг и квадрат Воспитатели 2-неделя
9. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием театрализованных элементов Формировать математические представления детей через использование русских народных сказок Воспитатели 2-я неделя
10. Продуктивная деятельность. Аппликация на тему «Декоративная тарелочка» Закрепить геометрическую форму круг, учить наклеивать и располагать изображение на круге Воспитатели 2-я неделя
11. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «День рождение куклы Кати» Развивать математические представления детей в игровой деятельности Воспитатели, дети 2-я - 3-я неделя
12. Подвижные игры: «Найди свой домик», «Мы идем по кругу», «Мой веселый звонкий мяч», «Пузырь», «Карусели» Закреплять название и формы геометрических фигур с использованием художественно-литературного сопровождения Воспитатели, дети 3-я неделя
13. Художественное творчество: выкладывание геометрических фигур из бус Закрепить знание геометрических форм в самостоятельно-художественном творчестве с использованием нетрадиционной технологии Дети 3-я неделя
14. Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию «Мишка в гости к нам пришел» (итоговое) Учить различать геометрические фигуры, используя зрительный и тактильные анализаторы, воспитывать доброе отношение друг другу, желание помочь сказочному герою, интерес к занятиям по математике. Воспитатели, дети 3-я неделя
3 этап - заключительный
15. Обработка и оформление материалов проекта Воспитатели 4-неделя
16. Анализ результативности Воспитатели 4-я неделя
Результаты проекта :
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, договаривались и сами планировали свои дела в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные знания о геометрических фигурах.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013.
2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. - М. : Айрис-пресс, 2005.
3. Глаголева, Л. В. Сравнение предметов [Текст] / Л. В. Глаголева. –М. : Просвещение, 2010.
4. Ерофеева Т. И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов [Текст] / Т. И. Ерофеева. – М. : Просвещение, 2006.
5. Леушина А. М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М. Т. К. Велби, 2009.
6. Развивающие методические игры-занятия в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. -сос. Стасова Л. П. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
7. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. Санкт-Петербург, 2003.
8. Целищева И. И., Большакова М. Д. Методика обучения дошкольников математике при ознакомлении с окружающим миром. Москва, 2009
Приложение№2
Материал, используемый при проведении проекта :
Картотека дидактических игр
Игра «Найди лишнюю фигуру».
Детям поочередно показывают карточки с изображением геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, предлагают рассмотреть их и спрашивают: «Чем похожи фигуры? Чем отличаются фигуры? Какая фигура лишняя? Почему?».
Игра «Чудесный мешочек».
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В «чудесном мешочке» лежат геометрические фигуры разных цветов. Дети определяют геометрические фигуры на ощупь, затем достают их и называют цвета.
Игра «Построим фигуру».
Детям предлагают составить из палочек квадрат, треугольник.
Игра «Найди предмет такой же формы»
Детям предлагают в окружающем найти предметы определенной формы – круглой, квадратной, треугольной;
Игра «На что похоже»
Детям показывают геометрические фигуры и предлагают подумать и назвать, на что они похож, например, на туловище животного, на воздушный шарик.
Стихи про фигуры
Треугольник
Самолет летит по небу,
Треугольное крыло,
На моем велосипеде,
Треугольное седло,
Есть такой предмет – угольник,
И все это – треугольник.
***
Треугольник - три угла,
Посмотрите детвора:
Три вершины очень острых -
Треугольник – «остроносый».
***
Стороны в нем тоже три:
Раз, два, три – ты посмотри.
Треугольник мы рисуем,
Знать теперь его мы будем. Круг
Посмотрите-ка вокруг!
Пальчиком рисуем круг.
Куклы были вместе в ряд,
А теперь в кругу сидят.
***
Наше солнышко в окне -
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь лежит,
В ручки к вам он поспешит.
Квадрат
Познакомьтесь, вот квадрат!
Он знакомству очень рад!
В нём угла уже четыре,
Нет его ровнее в мире:
***
Стороны четыре в нём,
Две скрепляются углом.
Круг в нем может разместиться,
В куб он сможет превратиться.
Загадки
***
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины (треугольник)
***
Нет углов у меня
И похож на блюдце я
На тарелку и на крышку
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)
***
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг) ***
Он давно знаком со мной
Каждый угол в ней прямой
Все четыре сторон одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его (квадрат)
***
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня. (квадрат)
***
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат)