Наталия Котова
Формирование у дошкольников представлений о безопасности на дороге как условие социальной адаптации личности
В условиях современного мира вопросам формирования основ безопасности уличного движения уделяется все более пристальное внимание. Увеличение потока автомобилей так или иначе повышает риск дорожного – транспортного травматизма населения, поэтому обучение ПДД должно начинаться как можно раньше, на первой ступени образования – в ДОО. В дошкольный период детства начинают закладываться основы социальных навыков и поведения, что имеет прямое воздействие на адаптацию личности в обществе.
Дорожная азбука — это не просто сборник правил, это часть культуры нашего социума. Взаимодействуя друг с другом, с родными и близкими, педагогами и другими людьми в своем окружении, дошкольники приобретают первичные представления о том, как нужно вести себя в той или иной дорожной обстановке.
Социальная адаптация личности предполагает осознание общепринятых норм и правил. Для дошкольников это является критически важным, поскольку в этот возрастной период происходит активное усвоение моделей поведения. Систематическое ознакомление с правилами безопасного поведения на дороге, начиная с раннего возраста,в значительной степени уменьшает риск негативных последствий в дальнейшей жизни.
Одной из наиболее эффективных форм усвоения материала для дошкольника, безусловно, является игра. Используя такие игровые форматы, как дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные и театрализованные игры или представления, педагоги создают безопасную среду для практики. Особого внимания заслуживают специально организованные проблемные ситуации («Что делать, когда светофор не работает?», «Если мяч укатился на дорогу», «Если водитель не тормозит на зеленый сигнал светофора» и другие). Таким образом, они могут задавать вопросы, развивать навыки общения и учиться на реальных примерах. В увлекательной для себя форме дети не просто запоминают дорожные правила, но и учатся применять их на практике. Это придает им уверенности в себе, адаптирует к условиям уличного движения иформирует определенный двигательный и эмоциональный опыт. Конечно, необходимо начинать работу с простых и доступных детскому восприятию правил, постепенно переходя к более сложным.
Нельзя недооценивать и роль родителей в процессе формирования у дошкольников знаний о дорожной безопасности. Их личный пример выступает первой и главной моделью поведения для своих детей. Поэтому педагогам важно напоминать родителям об этом и всячески содействовать соблюдению ими ПДД путем организации просветительских мероприятий. Совместные прогулки, обсуждение распространённых дорожных ситуаций, консультационная поддержка, наглядная агитация и активное вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс способны значительно повысить их личный уровень знаний.
В завершение хочется подчеркнуть, что формирование у детей представлений о дорожной безопасности—сложный и многогранный процесс, итогом которого становится успешная социальная адаптация детей, что в свою очередь обеспечивает их безопасность и благополучие в будущем. Интеграция всех образовательных областей, применение эффективных современных технологий, практическая направленность обучения - условия, которые позволяют создать прочный фундамент для формирования уверенных и ответственных граждан, способных самостоятельно принимать решения в важнейших ситуациях.
Источники:
1. Кулевич Ю. Б., Скрипниченко Т. А. Безопасная улица. Изучение правил дорожного движения и поведения на улице для дошкольников 3—7 лет / Ю. Б. Кулевич, Т. А. Скрипниченко. – СПб. : Детство – Пресс, 2021.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2023. - 208 с.