Антонина Музыченко
Краткосрочный проект по экологии «Водичка, водичка». Ранний возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №27 муниципального образования Усть-Лабинский район
«Краткосрочный проект по экологии.
Водичка, водичка…».
Группа раннего возраста.
Воспитатель: Музыченко А. А.
Ст. Ладожская
2019г.
Публикация «Краткосрочный проект по экологии „Водичка, водичка“, Ранний возраст» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Водичка, водичка…»
Номинация: экологический проект; познавательно-исследовательский.
Актуальность проекта : В наше время основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: люди стали брать от природы все, ничего не давая ей взамен. Человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Человек – часть природы: он не может жить вне неё, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).
Участники проекта : воспитатели, дети 2-3 лет, родители.
Цель: начальное формирование экологической культуры ребенка
Задачи: учить детей бережно относится к воде, экономить воду.
Дать представление какую роль играет вода в жизни человека.
Показать детям, что вода бывает разной (твёрдой, тёплой, холодной).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественно-эстетическое.
Срок реализации: 2 недели
Содержание проекта
1 этап – подготовительный;
2 этап – практическая работа;
3 этап – итоговый.
Ожидаемый результат:
- формирование элементарных представлений о свойствах воды, культурно-гигиенических навыков, значение воды для поддержания чистоты;
- эмоциональное проявление детей во всех видах деятельности;
- формирование навыков совместной деятельности;
- развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап.
1. Изготовление атрибута к играм и образовательной деятельности;
2. Сбор бросового и природного материала;
3. Подбор материала для практических игр и занятий;
4. Подбор литературы: стихи о воде, потешки;
5. Подбор игр с водой, составление плана мероприятий.
6. Изготовление буклета «Интересные игры с водой»
II. Практическая работа.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды, с её различными состояниями.
- Показать необходимость воды для человека, растений.
-Закреплять умение манипулировать различными предметами в воде.
- Формировать у детей навыки экспериментирования, поощрять проявление любопытства.
- Способствовать формированию связной речи. Совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
1. Игры с водой: «Переливалочки», «Водяная мельница», «Разливаем суп», «Что как плавает», «Ловим шарики», «Пускаем кораблики».
2. Интегрированное занятие «Девочка чумазая»
3. Чтение художественной литературы (сказок, потешек, загадок, стихов).
4. Опыты с водой: «Водопад», окрашивание воды, игра со струёй воды, «Тонет - не тонет», «Маленький рыбак», растворяется или не растворяется.
5. Подвижные игры: «Солнышко и дождик».
6. Рисование: «Дождик- дождик кап, кап, кап», «Ручейки».
7. Беседы с детьми:
- где живёт вода?
- для чего нужна вода?
- как можно экономить воду?
- какая вода бывает?
8. Работа с родителями.
III. Итог проекта.
Фотоотчёт.
1. Игры с водой:
«Переливалочки»
Наша задача - научить детей переливать воду из одной емкости в другую. Для этого хорошо подойдет набор игрушечной посуды. Предлогаем детям угостить куклу «чаем», налив в чашку из чайничка водичку. Обратим внимание на то, что она не должна переливаться через край. Спросим детей: почему вода из чайника не льётся. С помощью маленькой губки (она должна быть мягкой и небольшой, чтобы помещаться в детской руке) надо переливать воду из одной посуды в другую. Для этого опускаем губку в миску с водой, ждем, когда она впитает в себя жидкость, и переносим ее в другую миску. Там выливаем воду, отжимая губку.
«Водяная мельница»
Еще одна любимая забава детей – водяная мельница. Возьмём ковшик с носиком, зачерпнём воды и покажем малышам, что лить надо, стараясь на центр лопасти.
«Разливаем суп»
Покажем детям, как с помощью половника можно из одной небольшой кастрюльки перелить воду в другую кастрюлю. Дети очень любят делать все по- взрослому, поэтому с удовольствием работают с половником. А теперь, когда мы уже научились хорошо держать половник, предложим разлить «суп» в пластмассовые тарелочки, не разлив воду.
«Ловим шарики»
Нам понадобятся маленькое ситечко, 10 теннисных шариков, миска. Предложите малышу выловить шарики при помощи ситечка и положить их в миску.
«Поймай льдинку»
Опускаем в ё мкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорим детям: «Смотрите, смотрите, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Малыш сачком или черпачком достаёт из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с
Ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».
«Что как плавает»
Для игры - экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т. д.).
Предлагает детям постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит детей назвать предметы и помогает комментировать действия.
Образовательная деятельность с элементами развития речи в младшей группе.
Тема: «Водичка, водичка».
Цель:
- Формировать знания детей о пользе воды и о её назначении и использовании.
Задачи:
- Правильно называть предметы гигиены (мыло, мыльница).
- желание держать в чистоте свои руки и лицо.
- создание условий для доброжелательных отношений между детьми.
Методические приё мы:
- игровой момент;
- вопросы к детям;
- использование наглядного материала.
Предварительная работа:
- чтение потешек, чтение отрывка из произведения К. Чуковского «Мойдодыр».
Словарная работа:
- мыть, намыливать, тёплая, холодная, горячая, вытирать.
Материал:
- капелька из картона, два таза с водой, мыло, мыльница, ободки с капелькой, полотенце.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг другу в глазки и подарите свою самую очаровательную улыбку.
- Посмотрите, кто пришёл к нам сегодня в гости? Показывает капельку воды (из картона). Что это? (капелька). Правильно, капелька принесла нам что – то интересное, что это?
Открывает два таза с водой.
- Потрогайте воду, какая она? (горячая и холодная).
- Капелька хочет услышать от вас, какую пользу приносит вода.
- Скажите, что нужно сделать, что бы посуда стала чистой? Чтобы пол был чистым? Чтобы одежда была чистая? Что нам для этого нужно?
-Для чего нам нужна вода? (ответы детей).
Стук в дверь, входит чумазая девочка.
- Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Девочка, как тебя зовут? Почему ты такая чумазая? «Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя…» Ребята, а вы бы хотели бы поиграть с такой грязнулей? (нет)
- Я думаю, что никто не захочет. А чтобы Катя стала такой же чистой, как вы, что она должна сделать? (Умыться)
- Правильно! Но у нас только очень холодная и очень горячая вода. Что же делать? (смешать воду).
- если мы смешаем горячую и холодную волу воду, какая вода получится? (тёплая)
Прежде чем взять мыло. Что должна сделать Катя (засучить рукава).
Катя подворачивает рукава и берет мыло.
- что взяла Катя? Что она делает? Какие руки стали у Кати? Что нужно сделать, чтобы смыть мыло?
Хлюп, хлюп ручкам
Полон пены таз.
Ты не трогай, Катенька,
Мыльной ручкой глаз.
А теперь что нужно сделать Кате? (умыть лицо)
Чтение потешки.
Водичка, водичка,
Умой Катино личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Катя берёт полотенце и вытирается. Воспитатель вместе с детьми проговаривает строчки стихотворения:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!
- теперь Катя вам нравится? Можно с ней и поиграть.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, какая к нам Катя пришла. Что Катя делала? Чем умывалась? Для чего ещё нам нужна вода?
- ребята, за то, что вы поиграли и всё про воду рассказали, Катя подарит вам подарочки (мыльные пузыри). Чтобы вы играли, пузыри надували, и умываться не забывали. Будьте всегда чистыми и аккуратными.
4. Выполнение простейших опытов, наблюдении
Игра со струей воды.
Подставляем под струю ладошку ребенка, изучаем падение воды, разбрызгиваем ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом – столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.
Водопад.
Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыши набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратим внимание детей, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».
Окрашивание воды.
Подкрасим воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделаем концентрированный раствор, а потом разливаем этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, дольём воды и посмотрим с малышами, где вода получилась темнее, где светлее.
Тонет – не тонет.
Возьмё м предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, дети наблюдают, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.
Маленький рыбак.
Мелкие предметы бросаем в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышам выдается «удочка» – половник с длинной ручкой, которой они будут вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» – для этого подойдет дуршлаг или сито.
Растворяется или не растворяется.
Что еще может раствориться в воде, кроме красок?
Малыши наливают в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой. Сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду разные порошки? Сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе. А если бросать в воду твердые предметы? Кусочек мыла или сахара или что-то другое. Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же, после размешивания или через некоторое время?
Работа с родителями:
-Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
-Домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
-Предложить выучить с ребенком стихотворения о воде, снеге
-Оформление наглядной информации в родительском уголке.
Литература: Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. М. : Мозаика-Синтез, 2008г.
Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. Пособия для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М. : Москва-Синтез, 2005г.