Инга Пахоменкова
Краткосрочный проект по познавательному развитию «Обитатели подводного мира» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно-исследовательский, игровой, творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
По количеству участников: коллективный.
Возраст детей : 5-6 лет.
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации проекта : 1 месяц (сентябрь)
Особенности проекта :
Публикация «Краткосрочный проект по познавательному развитию „Обитатели подводного мира“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- доступность материала для детей дошкольного возраста;
- максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по
ознакомлению детей с обитателями морей;
- интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном
образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты:
• сформировать представления об обитателях моря, их строении, среде обитания, внешнем виде;
• овладеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
• имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью
• в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;
• знать о взаимосвязи с другими обитателями;
• иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
• сформировать навыки составления описательных рассказов о морском обитателе с
использованием опорной схемы.
Актуальность проекта :
Обитатели морских глубин заслуживают не меньшего, а, может, даже большего внимания, чем жители суши. По количеству видов растений, рыб и млекопитающих Мировой океан значительно превосходит сушу. Подводный мир настолько удивителен, что ребенку никогда не наскучит открывать для себя новые виды животных и растений. Загадочный мир подводных обитателей вызывает особый интерес у детей. Часто дети задают вопросы, связанные с морем, с его обитателями, с образом их жизни, с их особенностями. Хотелось бы познакомить детей с этим загадочным и таинственным миром. Удивительные факты из жизни морских обитателей вызовут у ребенка желание еще глубже познать мир, который его окружает, и совершать новые открытия. Именно для этого и был создан данный проект «Обитатели подводного мира».
Проблема (на уровне ребенка) : Недостаточный запас знаний у детей о морских обитателях.
Цель проекта : Систематизировать, обобщить и дополнить знания о морских обитателях.
Задачи:
• расширить представление детей о жизни обитателей глубин;
• познакомить детей с обитателями подводного мира, пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях;
• формировать у детей элементарные представления об обитателях морей и океанов, способах передвижения, чем они питаются, как живут и защищаются;
• обогащать и расширять словарный запас детей
• воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость;
• способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта, развивать воображение и творческие способности детей;
• развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности;
• развивать эмоционально-чувствительное восприятие мира
Ресурсное обеспечение.
Энциклопедическая и художественная литература, игры, беседы, иллюстрации, фотоматериалы, видеофильмы, презентации, компьютер, материалы для изобразительной и конструкторской деятельности. Фронтальные занятия. Создание развивающей среды. Работа с родителями.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы реализации проекта :
I. Организационный: создание условий для реализации проекта.
Подбор иллюстративного и аудио-видео материала по теме:
• создание предметно - развивающей среды на морскую тематику;
• подбор литературы по данной теме;
• чтение литературы о подводном мире;
• разучивание стихов о морских животных;
• разгадывание загадок;
• подготовка презентаций, видеофильмов, мультфильмов по теме;
• подборка дидактических игр;
• разучивание подвижных игр;
• создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
II. Исследовательский: знакомство с материалами проекта. Поиск решения проблемы. Организация работы через виды деятельности.
Формы работы:
Познавательная деятельность.
1. Тема: Морские обитатели.
Задачи:
Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде; познакомить детей с некоторыми формами защиты морских обитателей; формировать навык полных ответов на вопросы; развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
2. Тема: Сравнительное наблюдение за рыбам.
Задачи: Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т. д. ; путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками; вызывать желание ухаживать за рыбами; развивать грамматический строй речи.
Просматривание видеороликов и презентаций: «Дельфины», «Обитатели морей», «Подводный мир», «Самые странные в мире животные», «Тайны морских глубин».
Задачи: Формировать представление детей о жизни водных обитателей.
Ознакомление с художественной литературой.
Коммуникативная деятельность.
Чтение художественной литературы:
Г. Х. Андерсен «Русалочка», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; скандинавская народная сказка «Волшебная рыба»; норвежская народная сказка «Почему вода соленая»; Улаф Кушерон «Приключения маленькой трески»; Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Баранов «Дельфины», В. Орлова «Для чего морю наряды?», Р/н. сказка «По щучьему велению».
Словесные игры:
«Опиши животное», «Отгадай загадку», «Найди предмет по описанию», «Чьи детки?», «Кто же это делает?», «Цепочка».
Заучивание стихотворений про морских обитателей, составление описательного рассказа по опорной схеме.
Познавательные беседы : «Кораллы — это растения или животные?», «Кто в море живет?».
Задачи: Формировать у детей представления о разнообразии подводного мира, вызывать желание дослушать произведение до конца, учить кратко передавать содержание произведения, развивать умение использовать опорную схему для составления рассказа, грамматический строй речи, пополнять словарный запас, воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы, учить видеть красоту окружающего мира.
Продуктивная деятельность
1. Тема: Рисование «Царство подводного мира», «Загадочные осьминоги» Задачи: Систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания, об особенностях подводного мира, учить передавать данные знания в рисунке.
2. Тема: Лепка «Кто в море живет?». (коллективная работа). Задачи: Закреплять представления об особенностях подводного мира, об особенностях строения морских обитателей.
3. Тема: Конструктивная деятельность «Рыбка», «Лодочка» (оригами из бумаги). Задачи: Закреплять умения использовать технику оригами для создания моделей морских обитателей.
4. Тема: Аппликация с элементами рисования «На дне морском». Задачи: Закреплять умения детей в комбинировании нетрадиционной техники при объемном изображении выразительных образов подводного мира. Расширять спектр технических приемов аппликации. Развивать мелкую моторику рук. Развивать у детей чувства формы и композиции.
Игровая деятельность.
Дидактические игры: «Найди животное», «Четвертый лишний», «Что звучит?», «Соедини цифры», «Раскрась по образцу», «Какой вред и какая польза от морских хищников»,
лото «Морские обитатели».
Сюжетно-ролевые игры:
«В океанариуме», «Где мы только не бывали, что мы только не видали», «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».
Пальчиковые игры:
«Кит», «Чайки», «Волны», Разминка «Море».
Задачи: Совершенствовать спортивные навыки, развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, воспитывать уважительное отношение к сверстникам, закреплять знания о подводном мире.
Музыкальная деятельность.
Прослушивание песни «Дельфины» из мультфильма «В порту», Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра «Разговор ветра с морем», Равель М. «Игра воды».Разучивание песни «Музыка моря».
Тематическое развлечение «В гостях у Нептуна». Задачи: Учить слушать музыку, различать звуки природы, запоминать слова песни, попадать в такт при исполнении песни.
Двигательная активность.
Проведение подвижных игр :
«Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Водяной».
Задачи: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Взаимодействие с семьей.
Организация выставки рисунков «Морские обитатели»;
Подбор материала, необходимого для реализации проекта;
Прочитать с детьми С. Сахарнова «Кто в море живет?»;
Выучить стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка?»;
Консультация «Дельфинотерапия».
III. Итоговый.
1. Тематическое развлечение «В гостях у Морского царя»;
2. Выставка рисунков «Морские обитатели»;
3. Выставка поделок «Такие разные рыбки».
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников : учебно-методическое пособие. — Академия развития, 2003.
2. Гальцева С. Н. Подводный мир (Первая энциклопедия). – РОСМЭН, 2019.
3. Шорыгина Т. А. Рыбы какие они? Книга для воспитателей, родителей. Москва, 2008.
4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! — СПб: «Детство-пресс», 2004.
5. Школьник Ю. К. Подводный мир - Обитатели морей и океанов – Эксмо, 2017.
6. Лиско В. В. Детская энциклопедия Аванта. Подводные обитатели – АСТ, 2015.
7. Клюшник Л. В. Подводный мир. Энциклопедия для детского сада. – Ростмен, 2019.