Лидия Жаботинская
Краткосрочный проект по лепке для детей средней группы «Бумагопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
Введение
Актуальность проекта
Проблема проекта
Цель проекта
Задачи
Методы и приёмы реализации проекта
Предполагаемый результат
Материально – техническое обеспечение
Этапы реализации проекта
Интеграция областей
Этапы реализации проекта
Результативность проекта
Глоссарий
Литература
Электронные ресурсы
Введение.
"Маленький ребенок говорит руками,
не обладая пока возможностью
выразить в полной мере свои чувства
Публикация «Краткосрочный проект по лепке для детей средней группы „Бумагопластика“» размещена в разделах
и ощущения словесно. Речью ребенка
становится умение творить на листе.
Поэтому важно представить ребенку
свободу действий и богатый выбор изобразительных средств. "
С. Кожохина
Что такое бумагопластика?
Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги
объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Другими словами, бумагопластика-это искусство худо-жественного моделирования из бумаги.
Бумагопластика наиболее современный вид искусства. В начале XX века стали
появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бу-магопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумаго-пластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.
Занятия бумажной пластикой близки к скульптуре и могут быть очень полезны для
начинающих художников, занимающихся в детских художественных школах, студиях,
детских объединениях. Могут возникнуть сомнения: бумага, материал-то недолго-вечен. Конечно, бумага не металл и даже не гипс, у неё короткая жизнь. Но бумажная пластика и рассчитана на занятия обучающего характера, а значит, на определённый временный этап. Здесь главное -процесс творчества! И этому способствует доступ-ность материалов и инструмента (резак, ножницы, шило, линейка, циркуль, клей ПВА, бумага). Бумагопластика как разновидность творчества не претендует на полноценный вид искусства. Недолговечность материала предполагает создание вещей временного, учебного характера, но в тоже время в значительной степени способствует активи-зации творческого развития.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость
обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей
форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и
вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подар-ков, подставки под карандаши, пеналы и т. д.). Любая работа с бумагой - складывание,
вырезание, плетение- не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает
возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить
радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, от-крывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследо-вательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
«Ум ребёнка находится в кончиках пальцев» - этот известный афоризм. Привлекая
ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психологических процессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение
окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и
воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и
педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчи-вости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другом.
Самоделки из бумаги интересны, разнообразны, оригинальны и всегда
привлекательны для детей. Из бумаги дети с удовольствием делают игрушки -
сувениры, подарки, открытки к праздникам для своих близких.
Детское творчество - сложный, но вместе с тем интересный процесс. В процессе
обработки бумаги ребята знакомятся с элементами графической грамоты, учатся
аккуратно и тщательно проводить разметку и измерение, поскольку от этого зависит
качество работы.
В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и
способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращается внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки. Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы. Не менее интересен прием тиснения бумаги. Если под лист бумаги подложить какой-либо предмет или шаблон, а затем сверху бумагу прогладить тряпочкой, тупым концом ножниц, то произойдет тиснение, что может расширить творческие замыслы детей.
Виды бумагопластики и их характеристика
• Оригами
• Модульное оригами
• Торцевание
• Квиллинг
• Бумажная скульптура
• Объемные композиции
Тип проекта : творческий проект.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : дети средней группы 4 - 5 лет, воспитатели, родители.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предполагаемый продукт проекта : выставка творческих работ детей,.
Актуальность
- во время занятий по замыслу, образы, формы создаваемые детьми средней группы остаются неопределенными, дети часто не знают, как изобразить задуманное.
Цель проекта : развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Задачи:
• Развитие творческих способностей детей.
• Пространственное мышление.
• Совершенствование мелкой моторики рук.
• Закреплять у детей умение конструировать изображение, используя технику сминания мягкой бумаги в шарики и разрывания бумаги на мелкие части.
• Развиваем самостоятельность в выборе материала и способа изготовления поделки.
• Вызвать у детей интерес к изготовлению поделки.
• Упражнять приёмам приклеивания деталей к основе.
Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
• наглядные - показ, образец;
• словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, пояснение, поощрение;
• практические – показ способов изображения и способов действия (общий и индивидуальный);
• игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Приё мы:
• прием сминание бумаги и доработка пальцами для получения более точной формы;
• разрывание бумаги.
Предполагаемый результат.
Решение задач поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика» : разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом является выставки детских работ в детском саду.
Материально – техническое обеспечение: .Цветные салфетки (легко рвется, скатывается в шарики, белый картон (служит фоном, придает работе прочность, клей, кисточки, подставка под кисточки.
Интеграция областей.
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций. Беседа.
Социально – коммуникативное развитие Настольно – печатные игры: «Собери цветок».
Речевое развитие • беседы
Физическое развитие. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта
№ Мероприятие Задачи Литература.
Подготовительный этап
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Повысить компетентность педагога.
1. Клочкова С. В. Бумага. Энциклопедия всех техник/ С. В. Клочкова. -М. : Астрель:
Полиграф- издательство, 2012. -160с.
2. Зайцева А. А. Бумажная аппликация : идеи для творческих уроков/
Анна Зайцева. - Млосква. Эксмо, 2014. -64с.
3. Брыкина Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое
общество России, М: 2002г. ;
Подбор методической литературы для реализации проекта Изучить литературу по теме
Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, организация развивающей среды в группе. Систематизировать материал для реализации проекта.
Консультация для родителей.
Разработка комплексно – тематического планирования по теме проекта. Системно выполнить проект.
Основной этап.
Организация самостоятельной деятельности в уголках творчества,
игры. Активно исследование предметов - изучить форму цветов, вазы.
Организованная образовательная деятельность.
Бумагопластика «Ваза с цветами» • Закреплять у детей умение конструировать изображение, используя технику сминания мягкой бумаги в шарики и разрывания бумаги на мелкие части.
• Развиваем самостоятельность в выборе материала и способа изготовления поделки.
• Вызвать у детей интерес к изготовлению поделки. Упражнять приёмам приклеивания деталей к основе, развивать мелкую моторику рук.
Заключительный этап.
Выставка детских работ. Повысить интерес художественному творчеству.
Осуществление основного этапа.
№ п/п Тема Задачи
1. Организационный момент.
Вопросы
Создание мотивации для работы.
Показ иллюстраций цветов Расматривание цветов: какого цвета, формы
Пальчиковая гимнастика «Цветок» Снять утомляемость, смена деятельности.
2. Практическая часть.
1Педпоказ.
художественное слово, напоминание приёмов работы с бумагой (сминание, обрывание, пояснение
2. Проговаривание плана работы.
3. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Выставить работы на заранее подготовленную полянку.
Рассмотреть работы. Выставка
Анализ проделанной работы:
Детям очень трудно сминать бумагу в комок, слабая мелкая моторика у многих детей
Результат:
Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы. У детей появляется интерес и радость от результата своей работы.
Вывод:
Таким образом, формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей дошкольника.
Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Глоссарий:
Сминание, Подснежник.
Список литературы:
1. Кисилева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С, Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М. :АРКТИ, 2006г.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.
-М. : ТЦ Сфера,2006г.
3. Кайдошко Н. Н. Занятия по художественному труду для дошкольников. – М. : Русское слово,2008-74с
4. Конощук С. В. Фантазии круглый год. - М: Обруч, 2011г-68с.
5. Гусакова М. А. Аппликация. М: Просвещение 2007г-53с.
6. Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. - Академия развития, 2009г-96с.
7. Кирьянов Ю. С. Большая книга оригами. – М: ООО «Издательство АСТ» Астрель 2010г-78с.
8. Клочкова С. В. Бумага. Энциклопедия всех техник/ С. В. Клочкова. -М. : Астрель:
Полиграф- издательство, 2012. -160с.
9. Зайцева А. А. Бумажная аппликация : идеи для творческих уроков/
Анна Зайцева. - Млосква. Эксмо, 2014. -64с.
10. Брыкина Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое
общество России, М: 2002г. ;
Интернет ресурс:
Источник: https://refleader.ru/jgeyfsatyotrpol.html