Насырова Раиса
Краткосрочный проект «Ознакомление с родным краем в младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Ознакомление с родным краем в младшей группе».
Название проекта : «Любимый край Башкортостан»
Тип проекта : познавательный
Возраст детей: младшая группа
Продолжительность проекта : краткосрочный
Период выполнения: с 1 февраля 2021г. по 14 февраля 2021г.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Принципы внедрения проекта :
- доступность;
- наглядность;
- систематичность;
Публикация «Краткосрочный проект „Ознакомление с родным краем в младшей группе“» размещена в разделах
- учет возрастных особенностей.
Этапы работы над проектом :
I этап – Подготовительный:
- постановка познавательной проблемы, создание мотивации;
- изучить и подобрать методическую литературу по теме;
- подобрать дидактический материал;
- наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины);
- составить перспективный план.
II этап – Основной
Выполнение проекта.
III этап – Заключительный
Актуальность проекта
Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам. Развитие любви и привязанности к родному дому – это первая ступень патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» - сложное многогранное понятие, оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом – все это включается в представление ребенка о родном доме, о своей малой Родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю, к своей республике, к России.
Эта тема актуальна, так как провиденные беседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Цель: ознакомление с родным краем, формирование привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей малой Родине.
Задачи:
- познакомить с историей, с основами башкирской национальной культуры;
- расширять представления о родном крае, культуре, традициях людей живущих в Башкортостане;
- формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру родного края, вызывать чувство ответственности по отношению к родине;
- воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю.
Ожидаемые результаты:
- расширить представления воспитанников об истории, о родном крае, культуре, традициях людей живущих в Башкортостане;
- сформировать у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, вызывать чувство ответственности по отношению к своей родине;
- воспитать патриотические чувства и любовь к родному краю.
I этап
Перспективное планирование, сроки
проведения
Работа с детьми
Беседы:
«Моя республика Башкортостан»
«Мой родной город»
«В гостях у Айгуль»
Рассматривание иллюстраций:
Города Башкортостана
Столица Башкортостана - Уфа
Знакомство с художественной литературой:
«Мой родной Башкортостан» М. Карим
«Красив Урал» М. Сюндюкле
«В березовом саду» М. Карим
Сюжетно-ролевые игры:
«День рождение Айгуль»
«В аул к бабушке и дедушке»
Дидактические игры:
«Собери башкирский ковер»
«Кто быстрее соберет флаг»
«Оденем куклу на праздник»
«Бабушкин сундучок»
Подвижные игры:
«Липкие пеньки»
«Медведь и пчелы»
Организованно образовательная деятельность:
Познавательное развитие
«Мой край родной Башкортостан»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Украсим фартук для Айгуль»
Аппликация: «Бочонок для меда»
Работа с родителями:
Конкурс для родителей: «Знакомство с национальной одеждой».
Консультация для родителей: «Ознакомление ребенка с родным краем».
Анкетирование родителей: «Родной свой край мы любим и знаем».
II этап
В проекте принимали участие воспитатели, дети и их родители. Проект краткосрочный, рассчитан на 2 недели.
Самый первый опыт общения человека получает в семье. Семья, наши близкие, родные люди – это самое ценное, что есть у каждого из нас. С дошкольного возраста у ребенка начинается осознание своего «я», того, что он – член семьи, коллектива, гражданина своей республики, своей страны - России и принадлежит к определенной нации. У воспитанников формируется пространственно-временное осознание того, что у него есть дом, детский сад, родной город, родина – Башкортостан, страна - Россия, планета - Земля.
Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.
Свою работу начали с постановки познавательной проблемы, с создания мотивации, изучили и подобирали методическую литературу по теме, дидактический материал, наглядные пособия, составили перспективный план.
Познакомили с историей жизни башкирского народа и их жилищем.
Как и у каждого народа, у башкир есть музыкальные инструменты, вбирающий в себя его образ и душу. Для Башкортостана – это кубыз, думбыра, гармонь, курай. Волшебное звучание курая веками очаровывает сердца людей.
Сегодня курай – не только национальный музыкальный инструмент, но и своеобразная визитная карточка Башкортостана. Символ цветка одноименного растения изображен на государственном гербе и флаге республики.
Познакомили воспитанников с одеждой, утварью, предметами быта.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей. Истинная любовь к своей родине, знание истории, культуры, традиции, умение рассказать и показать ребенку достойные ее стороны – вот главный источник эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.
На организованно образовательных деятельностях по познавательному развитию познакомили воспитанников с символикой Башкортостана.
На организованно образовательных деятельностях по художественно-эстетическому развитию создавали аппликацию «Бочонок для меда»(работы прилагаются, на рисовании «Укрась фартук для Айгуль»(работы прилагаются).
В образовательной деятельности в режимных моментах с воспитанниками раскрашивали флаг республики Башкортостан (работы прилагаются).
В режимных моментах, приобщая к культуре родной республики, уделяли большое внимание воспитанию патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, и расширению кругозора. Дети любят играть в дидактические игры: «Составь узор», «Найди пару», «Башкирский палас». В хороводные игры: «Юрта», «Всадники».
III этап
На заключительном этапе подготовили развлечение «В гостях у олыэсэй». И провели чаепитие, с угощениями из башкирских блюд (фотографии прилагаются).
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник у дошкольников.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т. п., то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.
На сегодняшний день мы добились следующих результатов в своей работе:
повысили уровень коммуникативных и интеллектуально-познавательных способностей у детей;
расширили кругозор, обогатили словарь, повысили познавательный интерес;
воспитывали уважение к башкирскому народу, труду взрослых, развили интернациональные чувства, любовь к родному краю, патриотические чувства;
расширили представления воспитанников об истории, о родном крае, культуре, традициях людей живущих в Башкортостане;
сформировали у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, вызвали чувство ответственности по отношению к своей родине.
Именно акцент на знание истории семьи, традиций, культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к семье, обществу, государству.
Таким образом, нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Анализ группового родительского анкетирования
Цель: изучение отношения родителей к необходимости патриотического воспитания в детском саду.
В нашей группе, в рамках проекта «Ознакомление с родным краем», было проведено анкетирование родителей на тему:«Родной свой край мы любим и знаем». Анкетирование показало, что вопрос патриотического воспитания актуален, поэтому нам педагогам группы необходимо продолжать работу в этом направлении и освещать ее в коллективе родителей. Вывод: Проанализировав анкеты, было выявлено, что все родители считают необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края, патриотическое воспитание актуально во все времена, поэтому мы, педагоги группы, будет продолжать работу в этом направлении. Учить познавать родной край, знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи.
Эта работа будет более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй, родители не Большинство родителей обращают внимание на то, что основную работу только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. по патриотическому воспитанию должен вести детский сад, а родители - только помогать в этом.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Родной свой край мы любим и знаем»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края?
___
2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?
___
3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц города и в честь кого они названы? ___
4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города и района?
___
4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в районе?
___
5. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях республики?
___
6. Какие места нашей республики вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?
___
7. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?
___
8. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края?
___
9. Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё?
___
10. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
Спасибо за сотрудничество!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 311 городского округа город Уфа Республики Башкортостан