Олеся Курбет
Краткосрочный проект «Мы — дружные ребята»
▼ Скачать + Заказать документы
Приветствую Вас, коллеги и интересующиеся. Все мы знаем, что конец учебного года очень тяжелое время и для педагогов и для детей. И поэтому я решила разработать краткосрочный проект вспомогательного характера для помощи деткам. Он НЕ заменяет программные занятия, проводится в виде игр и бесед, и помогает снять тревожность, а заодно совершенствует коммуникативные навыки детей.
Тема проекта: «Мы – дружные ребята».
Тип: краткосрочный, вспомогательный
Сроки реализации: 1.04.2019 – 30.04.2019
Публикация «Краткосрочный проект „Мы — дружные ребята“» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Площадка реализации: группа комбинированной направленности (5-6).
Цель: способствовать сплочению детского коллектива.
Задачи:
• научить конструктивно взаимодействовать в группе сверстников; эффективно снимать стресс;
• развить коммуникативные навыки детей;
• воспитать чувство единства, дружелюбное отношение к сверстникам.
Актуальность: в современном мире стресс и напряжение испытывают даже маленькие дети. А дети, которые посещают детский сад – особенно, ведь их окружает много людей и сверстников, к ним предъявляются различные требования и ожидаются результаты, а из сложных игровых ситуаций не всегда удается найти выход. Все это усугубляет чувство, что ребенок – один против всего мира, когда он в группе и рядом нет родителей.
Старший дошкольный возраст – это школа социальных отношений, поэтому так важно для полноценного развития личности ребенка научить его общаться со сверстниками. Ведь в общении с ровесниками формируется самооценка ребенка, развивается самосознание, формируются волевые качества, обогащается образ «Я» и другого человека. Но в процессе детского общения часто возникают конфликты и умея их решать конструктивно дети приобретают новые адаптивные умения – учатся понимать другого человека, договариваться, отстаивать свои интересы, регулировать свое поведение. Однако если конфликты становятся частыми, то они несут и отрицательные последствия: оказывая деструктивное влияние на психологическое здоровье дошкольников. Потому что конфликт, который становится привычной формой поведения, затрудняет развитие личности, ведет к агрессивности, часто невротическим реакциям и нестабильному поведению ребенка.
Ожидаемые результаты:
Разработанная система работы с детьми старшего дошкольного возраста, по формированию положительных взаимоотношений между сверстниками в игровой деятельности. Повышение уровня положительных взаимоотношений у детей старшей группы комбинированного вида 5-6 лет. Создание предметно-развивающей среды группы наглядными тематическими пособиями, атрибутами. Активизация деятельности родителей по организации предметно- развивающей среды, по формированию положительных взаимоотношений между детьми. Создание картотеки игр по формированию положительных взаимоотношений между детьми.
Непосредственная образовательная деятельность
I неделя
"Приветствие для занятия"
Давайте дружно будем жить
И никогда не ссориться-
Тогда дела все спорятся!
Понравилось приветствие? А какие песни вы знаете о дружбе? (дети перечисляют.) А какую песню вы сможете спеть сейчас? (дети поют любую знакомую песню о дружбе.) Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Почему?
«Сантики»
Для этой игры нужно организовать не меньше трех команд. Команды выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, педагог собирает обувь ребят, сваливает ее в кучу и перемешивает. Детям предлагается инструкция: “Это небольшая веселая эстафета. Сейчас по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться.
«Рассказ о себе»
Предлагается детям рассказать о себе что-нибудь хорошее: о своих привычках, умениях, качествах, поступках. Выступающему дружно аплодируют.
«Атомы»
Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего они должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять).
«Скульптура»
Выбирается «скульптор» и «скульптура». Скульптор «лепит» из скульптуры заданные фигуры, например, «ребенок, который ничего не боится», «ребенок, который хорошо справился с заданием» и т. д.
«Комплименты»
Нужно бросать мячик любому участнику со словами: «Мне нравится в тебе то, что ты…». Получивший мяч бросает его другому участнику с теми же словами.
«Передай движение»
Дети в кругу закрывают глаза. Ведущий придумывает любое движение – действие (например, ловит бабочку, причёсывается, моет руки) Затем «будит» соседа и показывает своё движение и так по кругу, пока все дети не проснуться.
«Игра с песком у моря»
Представьте, что вы на берегу моря (музыка «Шум моря»). Теплое, ласковое солнышко согревает и ласкает вас. Посмотрите, как на солнце сверкает песок. Взяли в руки песок. (Вдох.) Сильно сжали пальцы в кулак, чтобы удержать сыпучий песок. (Задержать дыхание.) Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы. (Выдох.) Уроните обессилено руки вдоль тела. Лень двигать тяжелыми руками.
«Оркестр»
Ведущий - дирижёр. Когда он поднимает руки вверх, дети поют (любую гласную букву) очень громко, чем ниже опускает руки, тем тише поют дети, когда руки опускает «по швам» - дети молчат. Дирижирование происходит в произвольной форме, можно резко поднимать и опускать руки.
«Шалтай-Болтай»
Представьте, что вы Шалтай-Болтай. Покажите, как вы можете шуметь, веселиться, болтать руками, ногами, вертеть головой.
(Дети вертятся и шумят.)
Шалтай-Болтай
Сидел на стене
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки у них свободно болтаются. На слова «свалился во сне» наклоняются вперед. Все это может показать и психолог. Смеемся! Болтаем руками, ногами. Нам очень весело, и мы смеемся! Похлопали. Потрясли руками. Молодцы!
II неделя
«Лепим сказку»
Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы.
«Игра в философов»
С корзиночкой в руках, ребенок говорит вполголоса. Дети, в этой корзиночке не грибы, не ягоды, здесь- сюрприз! Пожалуйста, посмотрите сюда! Можно достать то, что там находится.
Дети вытаскивают бумажные разноцветные «сердечки», на которых написаны вопросы: «Что такое человек?», «Что такое дружба?», «Что такое радость?»
Дети рассуждают. Подытоживаем их рассуждения.
«Я радуюсь, когда…»
Дети встают в круг. Воспитатель бросает кому-то из них мяч и говорит: «[имя ребенка], когда ты радуешься?». Ребенок ловитмячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, спросит: «[имя ребенка], когда ты радуешься?». Игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются,удивляются, боятся.
Беседа «Умейте дружбой дорожить»1
Читаем стихотворение:
Дружба – это теплый ветер,
Дружба – это светлый мир.
Дружба – солнце на рассвете,
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье.
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Дети, о чем это стихотворение? (ответы детей)
Да, это стихотворение о дружбе. Дружить – значит, не обижать, делиться своими игрушками и помогать. В свою очередь друг – это тот, кто всегда рядом и поможет в трудную минуту. Например, одеться или обуться, научить завязывать шнурки и шарфик. Тот, кто всегда поделится обедом. Найти друга не так-то тяжело, а вот сохранить хорошие отношения труднее. У каждого человека есть (должен быть) друг, не правда ли? Уверена, что и у вас есть друзья. Расскажите о них (3—5 и более высказываний). Кто же такой друг? Подумайте хорошенько и скажите, кого можно назвать своим другом?
(Педагог выслушивает суждения детей). Суть их чаще всего сводится к тому, что друг — это тот, с кем интересно, кто не обижает, во всем слушается, охотно делится игрушками и сладостями. Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость, и твое горе, а если понадобится, отдать тебе все, что имеет сам,— уточняет воспитатель и спрашивает: — А как вы сами должны относиться к другу?
«Водяной»
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку". Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. "Водяной", не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.
Беседа «Умейте дружбой дорожить»2
Сейчас я предлагаю Вам подойти к своему другу или подруге, и поделится своей радостью, хорошим настроением и теплом (дети ищут себе пару).
Повторяйте вместе со мной такие слова:
Я – человечек! (показ рукой на себя).
Ты человечек! (показ рукой на друга).
У меня есть сердечко (показ рукой на сердце).
У тебя есть сердечко (показ рукой на сердце друга).
У меня щечки гладкие (растираем щечки).
У тебя щечки гладкие (растираем щечки друга).
У меня губки сладкие (показ на губы).
У тебя губки сладкие (показ на губы друга).
Я с тобой дружу (берутся за руки).
Нашей дружбой дорожу (обнимают друга).
Рисование пальцами «Гусеница»
Коллективная работа. Снятие напряжения при помощи рисования пальцами.
Игра «Слушайте внимательно!»
- Вы умеете слушать внимательно? В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
Похлопайте в ладоши те, кто любит мороженое.
Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.
Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.
Попрыгайте те, кто любит мультики.
«За что меня любит мама»
Все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.
Важно подвести детей к мысли, что их любят просто так.
«Да-да-да. Нет-нет - нет»
Задаем вопросы, а дети отвечают хором.
1. Сильные руки бросятся в драку (нет-нет - нет)
2. Добрые руки погладят собаку (да-да-да)
3. Умные руки умеют играть (да-да-да)
4. Добрые руки будут обижать (нет-нет-нет)
5. Ласковые руки умеют лечить (да-да-да)
6. Сильные руки будут дразнить (нет-нет-нет)
7. Будем крепко мы дружить (да - да -да)
"Вы все ребята"
Вы все ребята дошколята
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Всем нам будет хорошо.
Вместе радостно, легко.
III неделя
"Автобус"
Все встают в маленький круг, начерченный на полу. Это салон автобуса. На кругу две метки: вход и выход из салона. Задача каждого – пробраться от входа к выходу. Главное, чтобы ни один участник не выпал из салона автобуса.
«Драка!»
«Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.
Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?»
Приложение: Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
«Подтолкни шарик»
Количество играющих: 3 и более человек.
Инвентарь: воздушные шарики.
Надуйте шарик.
Играющие, взявшись за руки, встают в круг.
Постарайтесь не дать шарику коснуться земли, подталкивая его любой частью тела, в том числе и руками, которые должны оставаться соединенными.
Если шарик касается земли, группа теряет право подталкивать его руками. Каждый раз, когда шарик касается земли, запрет распространяется еще на одну часть тела.
«Прогулка слепых»
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т. д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном) месте.
* Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).
«Добрый – злой, веселый - грустный»
Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т. д. ?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это. Данную игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.
Консультация для родителей «Дружба крепкая»
«Посчитай-ка»
На спины детям крепятся листы с номерами. Их задача: выстроиться в ряд по порядку, ориентируясь на цифры на спине. Делается все молча. Детей можно поделить на две команды.
Консультация для родителей «Дружеские отношения взрослых и детей в семье»
IV неделя
«Липучка»
Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я — липучка — приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других.
Игра «Найди друга»
Детей делят на две группы, одной из которых завязывают глаза и дают возможность походить по помещению. Им предлагают подойти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
«Носок-пятка»
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.
Игра «Построй башню» (в парах)
Дети в парах. Одному партнеру завязывают глаза, другой встает рядом.
Участникам нужно вдвоем построить башню из кубиков. Тот, кто видит, берет кубики руками партнера и ставит их поочередно друг на друга.
Правило: строить башню только вместе. Затем дети меняются местами, игра-сотрудничество повторяется.
«Фигура»
Все участники стоят в кругу и держатся за руки. Ведущий называет любую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Задача участников – без слов сделать эту фигуру, не разрывая рук.
Чтение стихотворения «Мы поссорились с подружкой…»
Мы поссорились с подругой и уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться Нужно нам.
Я её не обижала, только мишку подержала,
только с мишкой убежала и сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь.
Дам ей мишку, извинюсь, дам ей мячик,
дам трамвай и скажу: «Играть давай!»
А. Кузнецова.
- О чем стихотворение?
- Что произошло с подружками?
- А с мальчиками такое могло произойти?
- Как вы думаете, какие у девочек были лица? Покажите.
- Как помочь подружиться?
- Какие способы примирения вы знаете?
«Карикатура»
В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем выбирается другой ребенок и так до конца. Дети могут нарисовать того или иного ребенка и объяснить, почему они нарисовали именно его.
Игра «Самая дружная пара» или «Не намочи ноги»
Дети делятся на пары. Одному завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
«Гусеница»
Команда становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
Игра «Закончи предложение»
– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело)
– Я грущу, когда… (друг уезжает)
– Я доволен другом…
– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)
– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)
– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)
– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)
– Я доверяю другу во всем
V неделя
«Скала»
Все выстраиваются в одну линию, плотно приставляя ноги к стоящим соседям, справа и слева, ухватившись за локти соседей. При этом необходимо. Чтобы у каждого было расстояние между собственными ногами 10 – 15 см. Это и есть скала. Задача каждого – по очереди пройти по «скале» так, чтобы не сорваться. Для этого необходимо, обнимая каждого и ставя свои ноги в оставленные промежутки, медленно и осторожно пробраться к краю «скалы». Первый участник, прошедший «скалу», должен встать в конец и продолжить «скалу».
Упражнение «Договорись взглядом»
Хорошие друзья понимают друг друга с полуслова, иногда им стоит только посмотреть друг на друга, и они поймут, о чём хотел сказать другой. Вот и мы сейчас попытаемся это сделать. Рассаживайтесь по кругу. Вам необходимо найти себе пару при помощи одного взгляда, без слов. Когда вы услышите мой хлопок, поменяйтесь местами с выбранным партнёром. Старайтесь, чтобы никто у нас без пары не остался. (Дети выполняют задание.)
Просмотр мультфильма «Большой друг»
Познакомить детей со сказкой Сутеева.
«Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог:
«Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую,что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»
Художественная литература: этюд «Так будет справедливо», А. Барто «Игра в слова», А. Барто «Не одна», В. Осеева «Отомстила», В. Осеева «Хорошее», В. Осеева «Волшебное слово», Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», А. Барто «Он был совсем один», «Загадки, пословицы, крылатые слова».
Пословицы и поговорки, используемые в работе над проектом:
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Был бы друг – будет и досуг.
Верному другу цены нет.
Вода у друга лучше, чем у врага – мёд.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Дружба — великая сила.
Друзья познаются в беде.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь.
Один за всех, и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Дружба – самое, дорогое сокровище.
Дружба, дороже денег.
Доброе слово дороже богатства.
Ради друга терпи и пургу и снег.
Скатерть со стола и дружба сплыла.
Мирилки, используемые в работе над проектом:
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
…
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем,
И дружить, как прежде будем!
.
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей,
И мириться нам скорей!
…
Это - ты, а это - я.
Ты - хороший у меня.
Мой подарок дорогой,
И не нужен мне другой.
…
Чем ругаться и дразниться,
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому давай дружить!
…
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем,
Раньше дрались,
теперь ни по чем.
Подведение итога: каждое занятие необходимо обсудить с детьми, узнать, что им понравилось, что не понравилось, уточнить их эмоциональное состояние.
Форма отчета: презентация.
Надуюсь Вам пригодится эта публикация или, по меньшей мере, натолкнет Вас на какие-то идеи. Спасибо за внимание!