Татьяна Кичкирёва
Краткосрочный проект «Мордовские народные игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мордовские народные игрушки»
Средняя группа.
Автор: Кичкирёва Татьяна Анатольевна, воспитатель высшей категории.
Актуальность проекта : Знание и понимание ребенком основ семантики декоративного орнамента воспитывает глубокий интерес к народной культуре, истории родного края.
Публикация «Краткосрочный проект „Мордовские народные игрушки“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Очень хорошо этот пример иллюстрирует народная игрушка, которая изначально служила атрибутом для отправления религиозных обрядов, а именно защиты от злых духов, очищения помещений, отпугивала злые силы от ребенка. Сам образ, отраженный в игрушке, имел определенное значение.
Птица в древности считалась посланницей Солнца, тепла и света, символом радости и счастья. Она сулила наступление весны, хороший урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли силу добра, счастье, защиту от злых духов. Не случайно, верх крыши дома до сих пор носит название «конек». Очень часто в народной игрушке, в том числе в замечательных деревянных игрушках села Подлесная Тавла, встречается знак Солнца, предмет особого поклонения наших предков. Волнистые или прямые линии, идущие сверху ' вниз, означают небесную влагу или дождь, горизонтальные линии - землю-матушку. Точки между линиями - семена в земле. Смысл орнамента ясен: согретое солнцем и напоенное небесной влагой зерно прорастает - начинается новая жизнь! Такой игрушкой прогоняли злые силы с крестин, свадеб, благословляли молодых на продолжение рода.
Считается, что представления взрослого о ребенке накладывают свой отпечаток на изготовление такого игрового материала, как игрушка. Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.
Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, был разработан проект.
Проблема: Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.
Цель проекта : приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно - эстетического развития.
Задачи проекта :
-Познакомить детей с народным промыслом - Тавлинская игрушка, мордовская матрёшка.
-Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная).
-Формировать интерес к изучению мордовской истории, в том числе к национальному искусству.
- Воспитывать уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными талантами Мордовию.
- Активизировать речь, расширять словарь.
- Содействовать развитию комбинаторских навыков и мелкой моторики.
- Развивать умение мыслить и выражать свои мысли
- Развивать коммуникативные навыки (работа в группах, парами)
- Учить поиску материала в разных источниках.
- Активизировать деятельность родителей в жизни детей и детского сада.
Участники проекта : дети средней группы МАДОУ, педагоги учреждения, родители.
Вид проекта : творческий, познавательный
Продолжительность проекта : среднесрочный.
Участники проекта – воспитанники среднего дошкольного возраста, педагоги учреждения, родители.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Познавательное развитие»
Предварительная работа:
- Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька, керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник, деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды, изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).
- Экскурсия в мини-музей национального быта в ДОУ.
- Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла, выделяя их характерные особенности.
- Знакомство с литературными произведениям: А. Ежов «Мастер
- Использование дидактических игр: «Что было бы, если бы…», «Подбери пару», «Наряди куклу - мордовку».
- Заучивание пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кошке – игрушки, мышке – слезы», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Труд человека кормит».
- Игры с куклой, разучивание колыбельных песен.
Роль родителей в реализации проекта :
- Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка» с национальным колоритом»;
- Выставка творческих работ «Мордовия – мастеровая».
- Консультации: «История народных игрушек», «Народные промыслы» (изготовление игрушек).
- Подготовка к празднику «Мордовская ярмарка» (шитье костюмов, побор материала)
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Знание разнообразных видов народных игрушек, умение обращаться с ними
2. Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой
3. Воспитание устойчивого желание играть с народной игрушкой
Этапы работы:
I этап работы – подготовительный:
На данном этапе работы проводятся первые занятия с детьми, когда воспитатель создает эмоциональный настрой, формирует интерес к познанию народной культуры, языка. Первые темы, где детям даются слова на мордовском языке : «Моя семья», «Приветствия», «Животные».
В средней группе восприятию детей доступны народные мордовские игрушки (матрешки, деревянные игрушки, музыкальные инструменты и изделия мастеров Подлесной Тавлы).
Задачами обучения на этом этапе мы ставим:
- узнавать изделия мастеров с народной мордовской вышивкой (салфетка, полотенце, передник);
- знакомить детей с фольклорными жанрами: рассказываем мордовские народные сказки («Как собака друга искала» и другие», заучиваем песенки, потешки, считалки, заклички на мордовском языке;
- разучивать и исполнять несложные песенки с игровым содержанием, танцы, составленные из характерных мордовских движений (притоп, шаг с притопом и т. д.);
- играть в народные игры («В волков», «В ворону», «В платочки и др.)
Любовь к прекрасному мы воспитывает у детей при ознакомлении с предметами народно-прикладного искусства. Глиняные мордовские игрушки, яркие красочные деревянные матрешки вызывают у малышей радость, желание внимательно их рассматривать. Нами будут проводится:
Беседы «Зачем игрушки нам нужны?» «Кто их делает?» «Как надо обращаться с игрушками?» ;
Опыты-сравнения деревянных, глиняных и тряпичных игрушек (Тяжёлая -лёгкая, холодная -тёплая);
НОД «В гости к бабушке Алдонье»;
НОД «Рисование мордовской матрёшки»;
Аппликация «Украсим матрёшек»
Театрализованная игра «Репка из матрёшки» ;
Пляска «Мы матрёшки»
Оркестр из мордовских инструментов»
Загадки о народных промыслах ;
Заучивание считалок, стихотворений, пословиц, небылиц,
Д. игра «Домик для матрешки» (соотнесение по величине; с элементами конструирования) «Которая по счету матрешка спряталась?» «Опиши игрушку» «Разложи матрёшек по величине»
Пальчиковые игры «Матрёшки»
Физкультминутки Дыхательная гимнастика «Любуемся игрушками, Уточка, Дуем, задуваем» Русские народные подвижные игры «Растеряхи», «Жаворонок», «Дударь», «Гуси –гуси», «Золотые ворота». Сюжетно –ролевая игра «Магазин игрушек», «Идём в музей»
Здесь ставятся следующие задачи:
- Формировать навыки безопасного обращения с ножницами.
- Воспитывать бережное отношение к вещам.
- Расширять представления о способах безопасного обращения с глиняной и тряпичной игрушкой.
Воспитание положительного отношения к труду.
Итоговый:
Вечер развлечения «В гостях у бабушки – Алдуньи»
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Выставка творческих работ детей, родителей.
Создание альбома «Мордовские игрушки», дидактической игры «Домино» - игрушки мастеров Подлесной Тавлы.
Используемая литература:
1. «Валдоня» («Светлячок») Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия. Министерство образования РМ, Саранск 2001г.
2. Ануфриева Н. А. «Родиноведение» Саранск 1997г.
3. Богатеева З. А. «Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду» М. 1982г.
4. Калашникова Н. М. Семантика народного костюма. - СПб. 2003.
5. Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства. Москва, 2006
6. Лузгин А. С. «Промыслы Мордовии» Саранск 2003г.
7. «Мордовская народная вышивка» сост. В. Н. Мартьянов, Саранск 1991г.
8. «Мордовский народный костюм» Альбом. Саранск, 1990г.
9. Тихонова О. «Декоративное рисование в детском саду» ж. «Дошкольное воспитание» №2 2004г
10. Программа «Детство» Санкт-Петербург 2000 г.
11. Брыжинский B.C. «Серебряные цепочки» Мордовское книжное издательство 2002 г.
12. Исайкина А. И. «Методические рекомендации по изучению мордовского языка». Саранск 1999 г.
13. Белоусова Л. В. «Удивительные истории» Москва 2003 г.
14. Кондрыксинская Л. В. «С чего начинается Родина?» М. 2003 г.
15. Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» М. 2000 г.
16. Князева О. А. «Как жили люди на Руси» М. 2002 г.
17. Куприна Л. С., Бударина Т. С., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. «Русское народное творчество и обрядовые праздники» М. 2002 г.