Елена Яфанова
Краткосрочный проект «Аккуратные ребятки» по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Актуальность проекта
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень чувствителен к воздействиям окружающей среды, чем организм взрослого.
Главная задача формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура очень важна для человека в целом.
Публикация «Краткосрочный проект „Аккуратные ребятки“ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Наблюдая за детьми младшего дошкольного возраста мы обратили внимание на то, что, дети, вновь поступившие не владеют, даже, элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены- дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться, мыть руки, вытирать руки полотенцем и нуждаются в обучении.
В этом возрасте дети очень податливы к обучению культурно гигиенических навыков и с легкостью привыкают и запоминают алгоритм выполнения.
Тип проекта
1. По методу – игровой, творческий.
2. По длительности – краткосрочный – с 17.10.2022 г. по 28.10.2022 г.
Участники проекта
• Воспитатели.
• Дети второй группы раннего возраста.
• Родители воспитанников группы.
Цель проекта :
Формирование культурно гигиенических навыков через сюрпризные моменты, потешки, игры, картинки и художественную литературу.
Задачи:
1. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными и аккуратными.
2. Формировать у детей умение и желание самостоятельно обслуживать себя.
3. Развивать умения читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения, развивать речь, память, внимание.
4. Закреплять представления о правилах личной гигиены.
5. Познакомить детей с литературными произведениями - К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями про умывание, причесыванию, подготовку к обеду, обед.
6. Знакомить родителей с важностью личной гигиены у детей и взаимосвязью «гигиена- залог здоровья».
7. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
Ожидаемый результат.
Дети закатывают рукава самостоятельно, намыливают руки мылом, вытирают руки полотенцем, вытирают рот салфеткой, одевают колготки, платья, носки, сандали.
Ход проекта.
I. Организационно-подготовительный этап
• наблюдение за детьми
• организация предметно-развивающей среды
• подборка литературы, игр, иллюстраций.
II. Основной этап
Образовательные области – виды деятельности.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Пузырь», «Все котятки мыли лапки».
Социально-коммуникативное развитие
Игровые ситуации «Покормим мишку», «Помоем кукле Кати ручки», «Раздень с прогулки куклу Дашу», «Моем руки и лицо чисто на чисто». Дидактические игры «Одень мишку на прогулку», «Лото», «Поможем куклам накрыть на стол», «Моем руки».
Познавательное развитие
Алгоритмы «Моем ручки», «Одеваемся – раздеваемся». Дидактические упражнения «Одевание – раздевание», «Моем руки и лицо».
Художественно – эстетическое развитие
Рисование «Пальчики».
Речевое развитие
Рассматривание и обсуждение картин «Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Дети одеваются на прогулку». Беседа «Почему важно мыть руки с мылом». Чтение А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», потешки «Водичка – водичка», «Ладушки – ладушки», «А у нас есть ложки», «Корабли в тарелке», «Раз, два, три…», «Наша Маша маленькая». Проблемная ситуация «Покажи как ручки мыть».
Работа с родителями
Общая информация «Чистота – залог здоровья» – как ухаживать за молочными зубками, как правильно одевать ребенка на прогулку, учим детей самостоятельности, алгоритмы одевания, умывания.
III. Завершающий этап
Стенгазета «Аккуратные ребятки».
Создание с родителями альбома: «Чистота – залог здоровья».
Просмотр мультфильмов «Малышарики» : «Умывание», «Разминка», «Я сам».
Достигнутый результат
Дети
• С помощью взрослого приводят себя в порядок.
• Рассказывают короткие потешки и отрывки из художественных произведений об умывании, одевание, прием пищи.
• Пользуются предметами личной гигиены – носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком.
• Узнают процессы умывания, одевания, приема пищи на картинках, правильно называют эти процессы.
• Аккуратно ведут себя за столом во время еды.
• При небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь.
• Рассматривают в зеркале свое чистое лицо, опрятную одежду, красивую прическу.
• Играют в сюжетно – отобразительные игры.
Родители
• повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
• Укрепление связей между детским садом и семьей.
Приложение.
1 неделя проекта.
ПОНЕДЕЛЬНИК
1. Ситуация беседа «Почему важно мыть руки с мылом!».
Цель: прививать аккуратность, продолжать формировать КГН, развивать внимание, память.
2. Введение игрового персонажа – «Девочка-чистюля».
Цель: заинтересовать детей в данной теме, через игровую ситуацию.
3. Показ алгоритма «Моем ручки».
Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью неё мыть руки.
ВТОРНИК
1. Игровая ситуация: «Моем руки и лицо чисто на чисто».
Цель: через игру продолжать знакомить детей с алгоритмом мытья рук и умывания лица.
2. Использование потешки: «Водичка – водичка».
• Водичка – водичка,
Умой моё личико.
Что бы глазки блестели,
Что бы щечки розовели.
Цель: учить детей следить за чистотой своих рук, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками (В. В. Гербова 1986г. стр. 43)
3. Рисование: «Пальчики».
Цель: закрепление КГН, продолжать учит рисовать пальчиком, учить сравнивать.
4. Подвижная игра «Пузырь».
Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве, крепко держаться за руки, действовать по команде, иметь зрительное представление пузыря.
СРЕДА
1. Дидактическое упражнение: «Моем руки и лицо».
Цель: научить детей последовательно мыть руки и умываться.
2. Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки…».
• Ладушки, ладушки, где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Простоквашу.
Простоквашка вкусненька.
Каша сладенька.
Бабушка добренька.
Попили, поели.
Домой полетели.
На головку сели.
Ладушки запели.
Цель: прививать умение к ЗОЖ, развивать КГН, развитие памяти, речи.
3. Просмотр мультфильма «Малышарики. Умываемся.».
Цель: учить КГН, знакомить со свойствами мыла, тренировать память, внимание.
4. Рассматривание картины «Мама купает ребенка».
Цель: формировать КГН через рассматривание картин, побуждать к речевому общению. Активизировать словарь – мама, купает, ребенок, полотенце, вытирает.
ЧЕТВЕРГ
1. Чтение литературного произведения К. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: знакомить с литературными произведениями на тему КГН, дать представление о важности чистоты, формировать навыки самообслуживания через книги.
2. Чтение потешки «А у нас есть ложки» вместе с «Девочкой-чистюлей».
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот-тарелка, вот-еда.
Не осталось и следа.
Цель: продолжать знакомить со столовыми приборами, правилами приема пищи, учить правильно держать ложку.
3. Сюрпризный момент: введение сказочного персонажа «Фея-салфеточка».
Цель: развивать воображение, знакомить детей с правилами во время еды через игру.
ПЯТНИЦА
1. Работа с родителями: общая информация «Чистота залог здоровья».
Цель: знакомить родителей с важностью детских КГН, дать направление в реализации правильного донесения информации детям о КГН.
2. Чтение и разучивание потешки «Корабли в тарелке».
Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплываем прямо в рот.
Цель: прививать любовь к правильному питанию, вызывать интерес к еде, формировать навык правильно пользоваться столовыми приборами.
3. Игра в свободной форме «Покормим мишку».
Цель: активизировать словарь, учить детей правильно держать столовые приборы, побуждать к речевому сопровождению действий.
Активизировать словарь: ложка, тарелка, кушать, каша.
4. Рассматривание картины «Дети обедают».
Цель: формировать КГН через рассматривание картин, активизировать словарь – обед, тарелка, ложка, салфетка.
2 неделя проекта
ПОНЕДЕЛЬНИК
1. Разучивание пальчиковой игры «Ах вода, вода, вода…».
Ах вода, вода, вода.
-ритмично потирать ладошки-
Будем чистыми всегда.
-мытье рук-
Брызги-вправо, брызги-влево,
-пальцы сжать в кулачок, потом с силой разжать-
Мокрым стало наше тело.
-выпрямить пальчики, как бы стряхивая-
Полотенчиком пушистым
-имитируем движения вытирания рук-
Вытрем ручки очень быстро
-поочередное вытирание каждой руки полотенцем-
Вымыли мы ручки и вымыли мы ножки
-имитация мытья рук-
Поиграли мы в ладушки, ладушки.
-хлопаем в ладоши-
Улеглись ладошки прямо на дорожки.
-руки положили на колени-
Как они устали ладушки – ладошки.
-поглаживание рук-
Цель: закреплять знание алгоритма мытья рук, умение показывать это в игровой ситуации, активизировать словарь.
Активизировать словарь: вода, чистые, брызги, полотенце, вымыли, ладошки.
2. Игры в свободной форме «Помоем кукле Кате ручки».
Цель: обогащать и активизировать словарь, побуждать детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий, побуждать к речевому сопровождению действий.
Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.
3. Дидактическая игра «Моем руки».
Цель: продолжать учить соблюдать алгоритм мытья рук, умение ориентироваться по картинкам.
4. Подвижные игры: «Все котятки мыли лапки».
Цель: продолжать формировать навыки правильного мытья рук, развивать фантазию, ловкость.
ВТОРНИК
1. Игра с «Девочкой – чистюлей» - «Покажи как ручки мыть».
Цель: формировать КГН, умение показать это другому, вызывать интерес к процессу мытья рук.
2. Чтение и разучивание потешки [Раз, два, три…] [см. приложение].
Цель: знакомить со счетом, вызывать интерес к одеванию через игру.
3. Знакомить с алгоритмом одевания и раздевания, через настольную игру «Лото».
Цель: формировать умение одеваться и раздеваться в правильном порядке, прививать желание к самостоятельности.
СРЕДА
1. Дидактическая игра «Одень мишку на прогулку».
Цель: продолжать формировать КГН, развивать смекалку, воображение, усидчивость.
2. Чтение потешки: [Наша Маша ма-ленька]
Наша Катя маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая, Катя чернобровая.
Цель: учить навыкам одевания и раздевания, учить правильно снимать колготки, закреплять знания о правилах поведения в раздевальной комнате.
3. Рассматривание картины «Дети одеваются на прогулку».
Цель: формировать КГН через рассматривание картин, активизировать словарь – одеваться, одежда, прогулка, помогает.
4. Дидактическая игра «Поможем куклам накрыть на стол».
Цели: продолжаем знакомиться со столовыми приборами, закреплять правильное использование столовых приборов, прививать любовь к труду.
ЧЕТВЕРГ
1. Знакомство со сказочным персонажем «Одевайка».
Цель: вызвать интерес к самостоятельному одеванию и раздеванию, продолжать знакомить с КГН через игру.
2. Просмотр мультфильма малышарики «Я сам».
Цель: продолжать формировать КГН, учимся наблюдать и учиться на чужом примере.
3. Самостоятельная игра «Одень Дашу на прогулку».
Цель: продолжать формировать знание алгоритма одевания и раздевания, и умение реализовывать эти знания в действия, активизировать словарь – одень, одежда, колготки, кофта, носки, шапка, шуба, сапоги.
ПЯТНИЦА
1. Чтение литературного произведения А. Барто «Девочка чумазая».
Цель: формировать понятие хорошо-плохо, чисто-грязно, дать понятие слова «чумазая», прививать детям КГН, активизировать словарь – чумазая, ноги, нос, руки, измазала, загорела.
2. Дидактическое упражнение одевание – раздевание.
Цель: приучать словесно выражать просьбу о помощи, учить спокойно вести себя в раздевальной комнате, учиться самостоятельно снимать и надевать колготки, платья, футболки.
3. Свободная игра: «Раздень с прогулки куклу Дашу».
Цель: вызывать желание помочь ближнему, учить снимать одежду аккуратно и вешать на стульчик, запомнить алгоритм одевания и раздевания.