ЕРШОВА МАРГАРИТА
Краткосрочный проект «Моя малая Родина — по следам Воинской Славы» для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46 «Светлячок»
Краткосрочный проект : «Моя малая Родина - по следам Воинской Славы»
для детей старшего дошкольного возраста
Работу выполнили воспитатели: Крюковских Е. И., Ершова М. В.
Пояснительная записка
Публикация «Краткосрочный проект „Моя малая Родина — по следам Воинской Славы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
В рамках ФГОС ДОУ детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Актуальность.
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине.»
Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.
Как мы подходили к выбору тематики будущего проекта? Главное его условие – интерес детей, который и обеспечил мотивацию к успешному обучению, а также отбор соответствующего материала, позволяющий сформировать у дошкольников представление об историческом наследии г. Таганрога.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но, в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в ребенке еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».
Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной войне, был разработан проект «Моя малая Родина - по следам Воинской Славы».
Продолжительность: краткосрочный (01.06. 2020. – 30. 09.2020.)
Тип проекта : информационно – творческий.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Возраст детей : 6-7лет.
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным городом, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель проекта : Познакомить детей с родным краем, городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, формирование патриотических чувств на основе ознакомления с отдельными страницами героической истории нашего города, области, знакомство с памятниками, мемориалом в честь героев войны, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с родным краем, городом (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город, кто воевал за нашу Родину в годы ВОВ.
2. Формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим памятным местам, стремление к их сохранению.
3. Раскрыть значение Таганрога - как города Воинской славы.
4. Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки проекта.
5. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен о войне.
6. Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности.
Формы и методы реализации проекта :
Мероприятия проводятся в непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде : бесед, досугов, наблюдений, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Этапы реализации проекта :
I этап: подготовительный
1. Составление плана работы.
2. Работа с методической литературой.
3. Сотрудничество с родителями : повышение компетентности родителей по вопросам, касающихся патриотического воспитания.
4. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике.
II этап: основной
Основной этап работы:
Название мероприятий Тема
Работа с детьми
НОД Речевое развитие, познавательное развитие:
Беседа «Моя Родина - Россия» (тематическое занятие, посвященное Дню России).
Беседа «День памяти и скорби»
Продуктивные виды деятельности:
«Моя Россия, малая Родина» - рисование
«Мы за мир» - рисование на асфальте
Художественно-эстетическое развитие: (музыка)
Прослушивание аудиозаписей:
«Гимн России»
Песни военных лет.
Игры Сюжетно-ролевые игры:
«Будем в армии служить.».
Настольные игры: «парные карточки», познавательная игра «Защитники Отечества».
Подвижные игры: «Мы военные», «Моряки», спортивные эстафеты.
Дидактические игры:
«Герб города», «Назови улицы нашего города», «Флаг России», «Расскажи, где ты живёшь» и другие.
Знакомство с художественной литературой Л. Кассиль «Твои защитники», Е. Благина «Шинель» и другие, чтение стихов военных лет
Работа с родителями Анкетирование родителей по теме :
«Патриотическое воспитание ребёнка»
Конкурс совместных рисунков родителей с детьми : «Нам этот мир завещано беречь». Рекомендации для самостоятельного посещения музеев, памятников, мемориала.
Работа педагогов Подбор материалов для создания проекта, дидактических игр, художественной литературы.
Заключительный этап:
1. Выставка совместных рисунков родителей с детьми : «Нам этот мир завещано беречь».
2. Анкетирование родителей по теме : «Патриотическое воспитание ребёнка».
3. Презентация по отчету о проделанной работе на сайте ДОУ.
Результаты проекта :
1. Дети имеют представление о родном городе, как о нашей «малой Родине»; расширены знания о его истории, достопримечательностях, героическом прошлом.
2. Овладели расширенным словарным запасом.
3. Разработаны рекомендации для родителей в реализации проекта.
4. Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
5. Подготовлена электронная газета (отчет о ЛОК) и презентация о проделанной работе по проекту.
Заключение:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Проект заинтересовал взрослых и детей, сплотил родителей, воспитателей и воспитанников детского сада. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города, в том, что необходимо больше уделять внимания в детском саду воспитанию патриотизма и любви к Родине. Только зная и уважая историю своего государства и малой Родины, можно вырасти настоящим её гражданином.
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
3. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России». Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников.
4. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева «Нравственно -патриотическое воспитание старших дошкольников». В помощь педагогу ДОУ по ФГОС ДО.