Татьяна Румянцева
Краткосрочный проект для детей старшей группы «Великие Луки — город воинской славы»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект для детей старшей группы
17 января 2017 года город Великие Луки празднует 74 годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков
Солдаты боролись за мир во всём мире,
За солнце, за небо над головой.
За то, чтобы радуга в небе сияла,
За то, чтобы счастлив был город родной!
Наименование проекта - «Великие Луки – город воинской славы»
Разработчик проекта - воспитатель высшей категории - Румянцева Татьяна Анатольевна
Темочки:
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатели, родители
Сроки проведения проекта : январь 2017 года
Интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Тип проекта - Информационно – практико - ориентированный, краткосрочный
Реализация проекта - экскурсия по памятным местам города, выставка детских рисунков «Скорбим и помним», посвященная дню освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, оформление альбома «Великие Луки – город воинской славы», составление рассказов, консультации для родителей.
Тематическое поле - история родного города, символика, памятные места, подвиг великолучан в годы войны
Проблема - недостаточный уровень связных высказываний и представлений детей о родном городе в годы войны, его истории, героях, освобождавших город, памятных местах.
Цель проекта :
1. Формирование гражданских и патриотических позиций у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с историей освобождения родного города от немецко-фашистских захватчиков
2. Закрепление знаний о том, кто и как защищали наш город в годы войны.
3. Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора.
Задачи проекта :
1. Расширять и систематизировать знания детей об освобождении города Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков в Великой отечественной войне.
2. Развивать умение составлять рассказ о своем городе, обогащать словарный запас через песни, стихотворения, рассказы о войне.
3. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
4. Способствовать формированию у детей интереса к истории своего города, своего народа.
5. Воспитывать в детях уважительное отношение к старшему поколению.
6. Обогатить ПРС новым игровыми, познавательными материалами, разработать планы-конспекты по НОД (с учетом требований ФГОС).
Методы проекта :
Наблюдение
Рассматривание иллюстраций и фотографий о городе в годы войны
Беседы
Продуктивная деятельность детей
Праздничные мероприятия
Экскурсия к памятным местам
Организованное обучение
Аудиовизуальные и компьютерные средства
Продукт проектной деятельности :
Фотоальбом «Великие Луки в годы войны»;
Авторские дидактические игры: магниты «Памятники ВОВ», «Путешествие по набережной реки Ловать», «Разрезные картинки»;
Видеофильм «День освобождения города Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков»;
Слайд – презентация «Памятные места города»;
Творческие работы детей - выставка рисунков «Скорбим и помним!».
Выставка детской художественной литературы о войне.
Роль родителей в реализации проекта :
Сбор энциклопедий, книг, информации по теме: «Великие Луки в годы войны»;
Чтение и разучивание стихов об освобождении города, о героях (великолукские авторы)
Пополнение альбома «Великие Луки – город воинской славы»
фотографиями и иллюстрациями формата А4
Предполагаемый результат
1. Дети уточнят и расширят знания об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, о памятниках героям-освободителям
2. Речь детей станет ярче, выразительнее, обогатится словарный запас, возрастет речевая активность детей в повседневной жизни.
3. Дети повысят уровень самооценки.
4. Родители активно будут принимать участие в фотовыставках, экскурсиях в родном городе.
Актуальность проекта
17 января город Великие Луки празднует 74-ю годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
Много лет прошло с того дня, как город Великие Луки был освобожден воинами 3-й ударной армии (командующий – генерал-майор Галицкий Кузьма Никитович) Калининского фронта от гитлеровских захватчиков в ходе Великой Отечественной войны.
Наступательная операция наших войск под Великими Луками имела далеко идущие последствия. Она сковала до десяти немецких дивизий и стала важной для прорыва ленинградской блокады.
Указом Президиума Верховного Совета ССР от 12 января 1983 года город Великие Луки награждён орденом Отечественной войны I степени.
Указом президента РФ от 28 октября 2008 года Великим Лукам присвоено Почётное звание РФ «Город воинской славы».
Каждый год 17 января мы отмечаем День освобождения города.
В связи с этим в старшей группе «Радуга» был реализован проект «Великие Луки – город воинской славы»
Актуальность темы. Воспитание уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно – патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо знать исторические события, которые произошли в годы войны. Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей освобождения города в годы Великой Отечественной войны, героями-освободителями. Педагогам надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, начиная с того, какие памятные места в городе они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний, развивая речь.
Детям трудно рассказать о героях войны, об улицах, названных именами воинов-освободителей, о памятных знаках, о достопримечательностях города, в котором они живут. Не следует также забывать, что образ воина остается одним из ключевых символов мужественности.
Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю родного города.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Именно поэтому, в старшей группе был организован проект «Великие Луки – город воинской славы»
Основные этапы реализации проекта
1 этап. Введение в проект. Выбор темы. Обозначение проблемы.
- определение темы проекта, его цели и задач;
- беседа «День освобождения города» (уточнение представлений у детей об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков)
- беседа на тему «Они сражались за город Великие Луки».
- анкетирование родителей «Что вы знаете об освобождении города Великие Луки?»
- работа педагогов: обсуждение плана проекта с родителями; изучение методической литературы, подбор фотографий и иллюстраций о городе в годы войны, создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
2 этап. Подготовка к проведению проекта.
- сбор и систематизация материалов;
- составление перспективного плана работы над проектом;
- создание развивающей среды (подбор и накопление наглядно-демонстрационного материала, подбор игр, оборудования
- консультации для родителей: «Военная хроника», «Памятные места города Великие Луки»
- стенгазеты: «Великие Луки – город воин, город – труженик», «Великие Луки в годы войны» «Герои-великолучане», «Поэтические странички – стихи великолукских авторов о городе»
- изготовление авторских дидактических игр
- создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности
- контроль над выполнением работы на каждом этапе.
3 этап. Практический. Выполнение проекта.
Работа с детьми
Игровая деятельность
Дидактические игры «Угадай, где я нахожусь»,
«Найди отличия» (памятные места нашего города)
Разрезные картинки «Город»; «Памятники»;
Д/и магниты «Найди, назови, расскажи»;
Организация сюжетно-ролевых игр «Моряки», «Пограничники»
Настольная игра «Путешествие по набережной реки Ловать»
Познавательная деятельность
Экскурсия «Памятные места родного города» - возложение цветов
(площадь Театральная, бюст К. К. Рокоссовского)
Беседы: «Город Великие Луки – город воин, город труженик»;
«Достопримечательности нашего города»,
«Символы нашего города»
Беседа по картинам, изображающим наш город в годы войны и в современном времени
Рассматривание с детьми иллюстраций в книге «Великие Луки»
Рассматривание альбома «Великие Луки»
Загадывание загадок о достопримечательностях города
Просмотр видеофильма «День Освобождения города»,
НОД: «Достопримечательности города Великие Луки»
«Великие Луки – город воин, город труженик»
«Они защищали наш город»
Прослушивание музыкальных произведений «Священная война, «День победы» и др.
Ознакомление с художественной литературой
Рассматривание открыток «Города-герои».
Чтение стихотворений А. Шулаев «Городов в России подобных немало. Но не каждый такою судьбой наделен», «Привет вам из Великих Лук»;
Энвер Жемлиханов «Улицы»
Заучивание стихотворений о городе :
Л. Осипова «Велик, прекрасен город наш»; «Город наш стоит веками…»;
А. Шлепетинский «Великие Луки – мой город любимый»
Знакомство с художественной литературой - Е. Благинина «Шинель», А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?», Л. Кассиль «Твои защитники».
Коммуникативная деятельность Развитие речи
Составление рассказов «Памятники героям – Александр Матросов, К. К. Рокоссовский, Вася Зверев», «Танк, летящий в небо»
Заучивание пословиц, поговорок о солдатской службе, дружбе, долге.
Составление рассказа «У Вечного огня».
Речевые игры: «Найди ошибки», «Расскажи о городе»,
«Назови место», «Придумай название»
НОД: Составление рассказа «Моё любимое место в городе», «Великие Луки – город воинской славы»
Изобразительная деятельность
НОД Рисование «Памятные места родного города – танк, пушки, стела», «Мой город», «Любимый уголок города»
НОД Лепка (пластилинография) «Стела, танк, вечный огонь»
Предполагаемый результат проекта :
1. Создана система работы по ознакомлению детей с Днем освобождения города от немецко-фашистских захватчиков;
2. Разработана и проведена НОД. Дети познакомились и историей города в годы Великой Отечественной войны, с символикой, с защитниками - героями, с названиями улиц;
3. Проведена экскурсия «Памятные места родного города» с возложением цветов (площадь Театральная, бюст К. К. Рокоссовского) с участием родителей;
5. Разработаны и проведены разнообразные игры с детьми с учетом требований ФГОС
6. Изготовлены авторские дидактические игры: магниты «Памятные места города Великие Луки», «Путешествие по набережной реки Ловать», «Разрезные картинки»;
7. Проведена работа по повышению интереса родителей к проекту, активизация их участия в конкурсах, выставках
7. Обогащена предметно-развивающая среда: игры, игрушки, выставки, мини-музеи, альбомы с фотографиями, детскими работами
8. Обновлен и расширен уголок по краеведению, патриотическому воспитанию.
9. Усвоен алгоритм создания проекта : постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
10. Закреплены навыки продуктивной деятельности при изготовлении открыток, оформлении альбома
11. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла.
Презентация проекта :
Открытие выставки детских рисунков «Скорбим и помним!»» для родителей, показ альбома «Великие Луки – город воинской славы» родителям, детям подготовительной группы, администрации.
Заключение: В ходе проведенных мероприятий, посвященных дню освобождения города Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков, дети научились ориентироваться в истории нашей страны и родного города, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.
Список литературы и интернет – источников
Анисимов Н. А., Агафонов А. И. Земля Великолукская : фотоальманах.
В. Луки, 2006.
Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. УЦ Перспектива, Москва, 2011.
Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
действительностью (старший дошк. возраст) – М. : «ЦГЛ», 2004.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ,
2004. – 156
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014.– 321 с. ISBN 978 – 5 – 906750 – 33 – 4
Казакова А. П., Шорыгина Т. А. «Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы»Москва 2010 г.
Карпов К. И. Улицы Великих Лук. — Л: 1980. — 149 с. Великие Луки.
Лопырёв А. П. Город моего детства : воспоминания о Великих Луках.
Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2003.
Орлов В. – Великие Луки, 2010. – С. 43-46;
Павлов В. Сборник избранных стихотворений «Запевай!»
Великие Луки, ЛХТГ «Рубеж», ООО «Великолукская типография», 2014
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство
Патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка
старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006, № 6
Познавательное развитие
Выставка
Рассматривание иллюстраций
Дидактические игры
Изобразительная деятельность
Свободная деятельность
Экскурсия