Оксана Гуркова
Краткосрочный познавательный проект в группе детей раннего возраста «Ознакомление детей со свойствами воды и песка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ознакомление детей со свойствами воды и песка».
Тип проекта - практико-ориентированный, познавательный, краткосрочный.
В проекте участвуют дети, педагоги д\с.
Ребенок является исполнителем проекта.
Проект реализуется внутри группы в контакте с семьей.
Проект носит фронтальный характер, т. к. участвуют все дети группы.
Цель. Развитие у детей познавательных интересов и чувственного опыта.
План схема проекта
Проблема Виды деятельности Образовательные области
1 день
Публикация «Краткосрочный познавательный проект в группе детей раннего возраста „Ознакомление детей со свойствами воды и песка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Почему вода мокрая? Рассматривание картин, иллюстраций на тему «Вода в природе».
Простейшие опыты с водой.
Чтение художественной литературы.
Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде.
Игры с водой Познавательное развитие,
Социально-коммуникативное развити
Речевое развитие
Художественно-эстетическое,
физическое развитие
2 день
Что такое песок? Рассматривание картин с изображением песка в природе, пустыни.
Опыты с песком
Игры с песком Познавательное развитие,
Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
1. Формировать у детей простейшие представления о природных материалах (песок, вода).
2. Познакомить с некоторыми свойствами воды и песка. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
3. Учить детей применять полученные знания в жизни.
4. Совершенствование коммуникативных навыков и умения взаимодействовать друг с другом.
Тематическое поле
1. Вода в природе.
2. Свойства воды.
3. Песок в природе (песок для игры)
Необходимое оборудование:
Литературный ряд:
малый народный фольклор, сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе»,
сказки С. Прокофьева «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»
Музыкальный ряд:
аудиозаписи «Звуки воды в природе»,
видеозапись - мультфильм «Капитошка»;
Демонстрационный ряд:
Дидактическая кукла «Капелька», альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Вода в природе», «Использование воды человеком»; оборудование Центра воды и песка; колодец, игрушки, атрибуты, предметы-заместители для дидактических и сюжетных игр, игр-инсценировок;
песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках, игрушки рыбки, крокодил, черепаха, игрушки из киндер -сюрприза, пластиковые бутылки, воронки, крышки от бутылок и др.
Актуальность.
Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей, а также использования песка в совместных и самостоятельных играх.
Требования к программе дошкольного образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Для малышей игры с водой и песком:
А) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.
Б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.
В данном проекте объектом изучения стали свойства воды и песка.
Например, какая вода бывает? Горячая, холодная, теплая, прозрачная, разноцветная. Вода не имеет запаха и вкуса. Нашли ответы на вопросы: Откуда вода берется? Как используется в природе? Для чего нужна людям и т. д.? Параллельно знакомили детей с русским фольклором и народной культурой, а именно со старинным предметом быта под название колодец.
Какой песок бывает? Сухой и влажный песок. Песок в сухом виде не сохраняет форму – он рассыпается. А мокрый песок сохраняет форму ёмкости, в которую его положили.
Важным моментом в проекте был вопрос, как из сухого песка получить влажный (дождь или полив песка водой).
Проект рассчитан на 2 дня. При планировании работы учитывался принцип интеграции образовательных областей.
Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направлял детей, удивлял, создавал атмосферу интриги и поиска решения задач.
Ожидаемые результаты. Деятельностный подход, лежащий в основе метода проектов, предполагает полноправное и активное сотрудничество педагогов и ребёнка. Мы считаем, что содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие детей. Идёт углубление и обогащение знаний воспитанников, выявление закономерностей и взаимных связей между рассматриваемым объектом его свойствами и использование в жизни, происходит обогащение активного словарного запаса. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Технологическая карта
Образовательная область Содержание деятельности
Познавательное развитие Беседа «Для чего нужна вода?»;
Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Вода в природе», Рассматривание картин с изображением песка, пустыни.
Опытно-исследовательская. деятельность «Разноцветная вода» см. приложение1.
Игровая ситуация «Наберем водички из колодца»
Планируемая прогулка «Песочная страна»
Ежедневные наблюдения за природными явлениями.
Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами воды. см. приложение2
Проведение игр с песком в совместной и самостоятельной деятельности
Социально-коммуникативное развитие Игра–инсценировка «Два часа мочалкой мыли», «Наблюдаем и играем».
Сюжетные игры «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».
Игры- поручения «Польем цветы», «Напоим куклу водой из колодца и др.
Ситуация обыгрывания «Испечем для мишки куличики», «Сделаем для мышки норки»
Речевое развитие
Игровая ситуация «Водичка, водичка…»
Чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая»,
Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде. Знакомство с загадками про воду. см. приложение3
Логоритмические упражнения «1.2.3.4.5 вышел дождик погулять», «Бежали мимо речки смешные человечки».
Художественно-эстетическое развитие Опыты с водой «Окрашивание воды»,
Рисование песком
Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды в природе», танец «Шумные капельки дождя»
Занятия по изобразительной деятельности «Дождик по земле босиком прошёл…» (рисование,
Физическое развитие Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице»
Логоритмические упражнения «Водичка, водичка умой мое личико…»
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек»
Подвижные игры с песком: «Сухой – мокрый», «Угадай предмет», «Песочные фигуры», «Песочный лабиринт», «Закопал – откопал» см. приложение 5
Список используемой литературы:
Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М. : ВАКО 2005.
Журнал «Справочник старшего воспитателя» №1,2 2014г.