Елена Помыткина
Краткосрочный образовательный проект «Профессии наших родителей» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Профессии наших родителей»
Цель проекта :
Цель проекта : знакомство детей с разнообразием профессий родителей, привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей о профессиях (почтальон, повар, продавец)
Публикация «Краткосрочный образовательный проект „Профессии наших родителей“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
2. Формировать представления о разнообразии профессий на основе обобщения трудовых процессов и результата труда.
3. Создавать условия для представлений о трудовых действиях, оборудованиях, инструментах, орудиях труда.
4. Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых, особенно уделить внимание профессиям родителей.
5. Развивать художественное восприятие, эстетический вкус.
6. знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
Задачи проекта для педагога :
1. Создание тематической подборки (картинки и наглядно демонстрационный материал) по теме «Профессии».
2. Выявить знания детей о профессиях.
3. Подготовить консультации для родителей по темам : «Профессии». 4. Разработать план экскурсий по теме «Профессии».
5. Формировать представления у детей о значении той или иной профессии, о трудовых действиях в различной деятельности.
6. Оформить результаты проекта для родителей в форме презентации, фотовыставки.
Задачи проекта для родителей :
1. Организовать беседы о профессиях в домашней обстановке.
2. Подготовить рассказ о своей профессии.
3. Участвовать в реализации проекта.
Описание проекта :
Проект : «Профессии наших родителей»
Вид проекта :
Краткосрочный, групповой, информационный, творческий, игровой.
Участники проекта :
воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Проблема:
В процессе бесед, рассказов из личного опыта с детьми, наблюдений за игрой детей, мы пришли к выводу, что у детей низкий уровень знаний о профессиях родителей.
Актуальность:
Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество. В этом возрасте у ребенка происходит приобретение опыта социальных отношений. Самое близкое окружение – это семья и детский сад. Это окружение вступает в самые разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально трудовые. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе.
Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. Чем лучше ребенок представляет деятельность взрослых той или иной профессии, тем ярче и интересней их игры. Для этого необходима большая совместная работа педагога и родителей в решении данной проблемы.
Гипотеза:
Все профессии очень интересны, и каждая из них вызывает уважение. Если дети получат представления о профессиях родителей, самых близких и дорогих им людей, то они научатся уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми.
Объект исследования:
Профессии : почтальон, повар.
Продукты проекта :
Выставка рисунков детей по проекту «Профессии наших родителей».
Создание виртуальной экскурсии в швейный цех.
Экскурсии на пищеблок ДОУ, почту.
Конспект НОД.
Стенды, ширмы по профессиям.
Итоговое мероприятие – квест- игра «Все работы хороши, выбирай на вкус»
Ожидаемый результат:
Для детей:
•Расширятся знания детей о профессиях, понимание детьми значения слово «профессия».
•Сформируются представления о разнообразии профессий на основе обобщения трудовых процессов и результата труда.
• Разовьются любознательность и интерес к деятельности взрослых: в частности к профессиям родителей.
•Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
•Дети познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
•Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
•Дети научатся имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетноролевых игр.
Для родителей :
•Успешное взаимодействие со своими детьми
•Повышение педагогической компетенции в воспитании своих детей.
Для педагога:
•Создание предметноразвивающей среды по теме проекта
•Совместная работа с родителями по расширению знаний детей о профессиях, формировании представлений о трудовых действиях, оборудовании, инструментах, орудиях труда.
•Повышение уровня педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Поэтапный план реализации проекта :
1этап: Подготовительный
Развивающая среда:
Пополнить уголок «Кухня» атрибутами;
Сшить спецодежду для сюжетно ролевой игры «Повар»
Пополнить книжный уголок книгами: Б. Заходер «Все работы хороши» В. Маяковский «Кем быть?» К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Дядя Степа»
Внести в группу картины «Повавр», «Парикмахер», «Повар», «Портной», «Шофер».
Подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях.
Совместная деятельность:
Разработать план экскурсий на пищеблок, почту.
Подготовить беседу о профессиях.
Сделать дидактические и настольные игры «Профессии», «У кого что?», «Кто что делает», «Что лишнее?»,
Распечатать раскраски «Профессии».
Взаимодействие с родителям :
Подготовить рассказ родителей о своей профессии для рассказывания детьми в группе.
Участие в организации фотовыставки «Профессия моих родителей».
Отгадывание загадок о профессиях вместе с детьми.
Чтение художественной литературы по теме своим детям.
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
2 этап: Реализация проекта
Беседа о профессиях продавца, повара.
Беседа о профессиях родителей, рассказ о профессии мамы (папы).
Чтение стихотворений и рассказов (В. Маяковского «Кем быть», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»)
Загадки о профессиях.
Повторение стихотворений.
Пословицы, поговорки о
профессиях.
Д/и «Поймай – скажи», Д/и «Отгадай профессию».
Рисование на темы «Кем я стану, когда вырасту», «Кем работают мои родители».
Пальчиковая гимнастика: «Будем мы варить компот».
Анкетирование родителей : «Как дети помогают дома».
3 этап: Результативность проекта.
Выставка рисунков «Профессия моих родителей».
Экскурсия на пищеблок и почту
Консультации для родителей по теме «Профессии».
РОЛЬ СЕМЬИ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ РЕБЕНКОМ.
Как вы думаете, с какого возраста следует начинать подготавливать детей к выбору будущей профессии? Конечно же с дошкольного.
Едва ли найдутся такие родители, которые относились бы безразлично к выбору детьми их будущей профессии и не были бы обеспокоены вопросами их жизненного самоопределения
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития : этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет).
В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п., основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.
Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы.
В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) подойдут наблюдения за трудом продавца (парикмахера, водителя и др., формирующие первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, совместные игры детей и взрослых, отражающие простейшие трудовые операции. Следует обратить внимание детей, что труд взрослых направлен на заботу о людях. При чтении детской художественной литературы советуем отмечать положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.
С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) полезными будут наблюдения, рассматривания, чтение литературы (художественной и энциклопедий, беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека. В целях знакомства с трудом людей творческих профессий (художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства) рекомендуем посещать с детьми выставки, музеи, мастер-классы, театральные постановки.
Важное место отводится знакомству с профессиями родственников, примерами трудовых династий через рассматривание альбомов с фотографиями, личные беседы и рассказы.
Важно понимать, что интересы детей в разные возрастные промежутки времени не окончательны. Даже среди взрослых людей лишь некоторые всю жизнь остаются верными избранной профессии, другие пробуют себя в разных областях профессиональной деятельности. Многие по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Тот выбор, который люди делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности.
Консультация для родителей «Знакомим ребенка с профессиями»
В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях.
Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок развивается.
Когда ребенка знакомить с профессиями?
Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора-двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или о чем совершенно не имеют представления.
Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, милиционеры.
Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.
С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться.
Как познакомить ребенка с профессиями?
Походы на рабочие места и экскурсии.
Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т. д.
Познакомить ребенка с пожарниками, рыбаками или стоматологом, можно, совершив экскурсионный поход на их рабочее место. Сейчас много подобных путешествий предлагается туристическими фирмами и разрабатываются в рамках обучающей программы дошкольных учреждений.
Чтение книг
Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях:
Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?»
В. Маяковский — «Кем быть?»
А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».
С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».
Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер».
С. Чертков – Детям о профессиях : «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.
Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.
Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.
Ролевые игры
Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера.
Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту.
В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток, специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения, так и купленные тематические наборы (набор доктора, продавца, игрушки в виде прилавка, кассы супермаркета и пр.).
Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.
Мультфильмы и специальные видеоролики
Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей.
Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста.
Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника.
Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.
Дидактический материал: детям о профессиях
Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек.
Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.
Как следует знакомить ребенка с профессиями
Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема, что за чем следует делать:
1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.
2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.
3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.
4. Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе — ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.
5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.
6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.
7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других. Обучайте малышей играя!
Квест-игра по познавательному развитию «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Создание виртуальной экскурсии в швейный цех с использованием фотографий родителей.
Экскурсии на место работы родителей (продовольственный магазин, кабинет зубного врача)
Информирование каждого родителя о результатах той или иной деятельности в процессе работы над проектом.