Дарья Курбатова
Краткосрочный образовательный проект по патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта – развитие и воспитание чувства гордости за свою страну, уважение и взаимопомощи людям, толерантности к людям других наций.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о стране, основным символах (герб, гимн, флаг, Красная площадь и др. ,
2. Развивать познавательный интерес к народам, населяющим Россию,
3. Учить проявлять чувства прекрасного через любование народным творчеством,
4. Познакомить с малыми фольклорными жанрами (прибаутками, потешками, песенками, мирилками и др., русскими народными сказками, стихами, рассказами,
Публикация «Краткосрочный образовательный проект по патриотическому воспитанию в средней группе „Наша Родина — Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
5. Воспитывать чувства гордости за свой народ и людей, уважение к старшему поколению и сверстникам, чувства собственного достоинства от принадлежности к русскому народу.
Средства обучения : картинки и иллюстрации с изображением символов и главных достопримечательностей страны, тематический альбом «Народы России», поделки и иллюстрации русского народного творчества (гжель, хохлома, дымка, сборники русских народных сказок и стихов, фольклора, настольный театр «Колобок», «Теремок», музыкальные произведения (русские народные песенки, татарская, чеченская, бурятская и башкирская народные песни).
Этапы проекта :
• Подготовительный: сбор демонстрационного материала, создание картотек русских народных подвижных игр, потешек, прибауток, мирилок, стихов, привлечение родителей воспитанников к участию в акции «Народные окна».
• Основной этап:
Проведение тематических бесед: «Символы России» с показом картин и иллюстраций герба, Красной площади, флага, портрет президента, прослушивание гимна, «Народы России», «Моя Родина - Россия», «Моя семья»;
Занятия по художественно-эстетическому развитию «Русская матрешка», рисование и аппликация «Российский флаг», плакат «МЫ ЗА ДРУЖБУ НАРОДОВ», «Красота дымковских игрушек»;
В рамках физического развития: проведение физкультурного досуга «Народная эстафета», русские подвижные игры на прогулке и в группе;
Литературная гостиная: «Знакомство с малыми фольклорными формами», чтение русских народных сказок, рассказов русских писателей, стихи поэтов;
Музыкальные паузы: прослушивание русских народных песен и мелодий, песен народов России;
Настольный театр «Теремок».
• Заключительный: инсценировка русской народной сказки «Колобок», тематическая беседа «За что я люблю свою Родину?», выставка детских работ «Русское-детское народное творчество», заключительное занятие «День народного единства».
Результаты проекта : дети знают и могут назвать основные символы нашей страны, народы, проживающие на территории России, знают и могут пересказать некоторые русские народные сказки, знакомы с малыми фольклорными формами, знают и играют в русские народные игры.
Конспект тематической беседы «Символы России»
Цель – знакомство детей с основными символами России.
Материалы: картинки и иллюстрации, с изображением Красной площади, матрешки, русской избы, лаптей, хохломской росписи, герба, флага, текст гимна, портрет президента В. Путина, аудиозапись гимна.
Ход беседы:
В: «Ребята, как называется страна, в которой мы живем?»
Ответы детей.
В: «Молодцы! Россия – это самая большая страна, где живет много людей. У нашей страны есть основные символы, отличия от других стран. Я вам буду показывать картинки, а вы называйте, если знаете» (воспитатель показывает картинки с изображением флага, герба, портрет президента, русской матрешки, избы, лаптей, медведя)
Ответы детей.
В: «Молодцы, ребята! Много знаете! А еще я хочу вам включить аудиозапись главной песни нашей страны - гимна»
Дети прослушивают гимн, делятся своими впечатлениями от содержания и слов.
В: «Ребята, Россия – великая наша держава! Она большая и могучая. Она богата своей культурой и традициями, русскими народными песнями, сказками, народными игрушками и многим другим».
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Российский флаг»
Цель – рисование российского флага.
Задачи: развивать мелкую моторику, цветовосприятие; совершенствовать навыки рисования кистью и красками; учить рисовать флаг «триколор», разграничивая лист бумаги на три полосы; воспитывать чувства патриотизма.
Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое, речевое, познавательное.
Материалы: бумага, кисти, краски, баночки с водой, флаг РФ, картинка с флагом.
Ход занятия:
В группе появляется кукла Катя с российским флагом.
В: «Ребята, кто к нам сегодня пришел? Что принесла нам Катя?»
Ответы детей.
В: «Какой флаг? Какие цвета на нем?» (воспитатель вместе с детьми рассматривает флаг, его форму, цвета). Ребята, Катя узнала, что скоро у нас в стране будет праздноваться праздник «День народного единства» и одним из символов является наш флаг. Она очень хочет, чтобы вы помогли ей нарисовать флажки для ребят в другой детский сад. Поможем ей?
Садитесь за столы, все материалы у вас на столах – бумага, кисти, краски, баночки с водой. Для начала мы делим лист бумаги на три полосы, верхняя полоса какого цвета? Вторая? Третья?
Проводится рисование флага, воспитатель поэтапно показывает детям, индивидуально подходит, помогает каждому ребенку.
В: «Молодцы! Какие красивые флаги у нас получились. Они подсохнут, и мы передадим их ребятам в другой детский сад через куклу Катю.
Ребята, вам понравилось рисовать? Сложно было или просто?»
Ответы детей на рефлексии занятия.
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Аппликация «Российский флаг» проводится аналогичным образом.
Конспект занятия по познавательному развитию «День народного единства»
Цель – формирование представлений о России, как многонациональной и единой стране.
Задачи: познакомить с некоторыми народами, проживающими на территории России (татары, русские, чеченцы, чукчи, с народными костюмами, традициями (праздники, музыка); развивать познавательный интерес к изучаемой теме; воспитывать дружелюбие и толерантность к людям других народностей, уважение и гордость за страну.
Материалы: картинки с изображением татар, бурят, чеченцев и чукч в народных костюмах, народная музыка, элементы народных костюмов, заготовка для плаката, клей, ножницы, карандаши.
Интеграция образовательных областей : познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Ход занятия:
На столе лежат элементы народных костюмов – кокошник (русский н. к., тюбетейка (татарский н. к., платок (чеченский н. к., варежки из меха (чукотский н. к.).
В: «Ребята, что это лежит у нас на столе? Кто может носить эти вещи? Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать?»
Ответы детей.
В: «Ребята, это элементы народных костюмов людей. Как вы думаете, а какие народы проживают у нас в стране?»
Ответы детей.
В: «Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами, проживающими на территории нашей большой страны.
Наша страна – Россия, она очень большая. В ней проживает много людей. А как мы с вами называемся? (россияне, русские).
Дети рассматривают картинки с изображением русских людей в народных костюмах.
Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? ( Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, рубашка, кепка, штаны у мужчины.)
На Крайнем Севере живет народ – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.) Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, она должна быть тёплой и удобной.) Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.
Следующий народ – татары. Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный (застегивался на поясе, на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.
А посмотрите, какой красивый чеченский костюм: мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха. У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.
Национальные костюмы у всех разные, красивые, яркие, с элементами декора, отличные друг от друга.
В: «А сейчас ребята, мы немножко отдохнем и попробуем насладиться народной музыкой, понять ее темп, характер»
Проводится музыкальная пауза с прослушиванием народных мелодий, дети могут танцевать, лежать, двигаться в ритм мелодий.
В: «Ребята, у каждого народа есть свои традиции. Например, праздники.
У русских один из народных праздников – это Масленица. Что вы знаете о Масленице? Когда она проводится?»
Детям демонстрируются картинки с изображением народных праздников.
В: «Веселые проводы зимы, весеннего обновления природы, в России отмечаются празднованием масленицы. Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, и сжигания самодельного чучела Зимы.
На празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ солнца и тепла в природе.
А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Название праздника переводится как «праздник плуга».
Люди собираются на майдане (открытая площадь, где происходят разнообразные соревнования. Мужчины соревнуются в беге, прыжках в длину, прыжках в высоту, участвуют в скачках. Женщин не допускают к соревнованиям, они могут только наблюдать.
Одним из самых любимых соревнований - борьба на кушаках. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами.
День оленевода – традиционный праздник северных народов. Проводится в середине весны. В этот день устраивают спортивные соревнования:
Перетягивание палки и каната, прыжки через нарты, прыжки на шкурах (батуте, национальной борьбе, гонки на оленьих и собачьих упряжках. Также праздник сопровождается песнями и танцами. Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение.
В: «Ребята, как вы видите, в нашей стране проживает много народов. 4 ноября отмечается праздник «День народного единства», который символизирует дружбу народов, взаимопомощь, уважение людей друг к другу. У меня есть плакат, где изображены люди разных народов. Я вам предлагаю доделать этот плакат символом дружбы – ладошками.
Дети вместе с воспитателем обводят свои ладошки, вырезают и наклеивают на плакат.
В: «Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы сегодня беседовали? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего? О чем вы можете рассказать своим родным?»
Дети рассказывают свои впечатления от занятия.