Получи документы

Краткосрочный методический проект «Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников»

Ольга Войнаш
Краткосрочный методический проект «Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

• совершенствовать умение находить выход в сложных педагогических ситуациях;

• расширять представления педагогов о методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми;

• развивать творческий подход в организации и управлении игрой;

• повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.

1. СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ»

Публикация «Краткосрочный методический проект „Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников“» размещена в разделах

Материал: телевизор и ноутбук для демонстрации презентации «Организация сюжетно-ролевой игры»

План семинара:

1. Консультация учителя-дефектолога «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи дошкольников».

2. Просмотр презентации о методике организации сюжетно-ролевых игр.

3. Обыгрывание сюжетно-ролевой игры «Аэропорт» командами.

Ход семинара

1. Консультация учителя-дефектолога «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи дошкольников».

2. Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Детям очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это -сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реального, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия «я – милиционер», «я – воспитатель». Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: «я повар - готовлю обед», «я папа - иду на работу».

Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Демонстрация и обсуждение мультимедийной презентации на тему «Организация и развитие сюжетно-ролевой игры».

3. Обыгрывание сюжетно-ролевой игры «Аэропорт» командами:

В двух командах выбираются капитаны. Между остальными членами команд распределяются роли, которые сможет придумать капитан. Каждый педагог, получивший роль, записывает свои возможные в игре действия и необходимое оборудование. В это время капитан продумывает развитие игры от знакомства до развёрнутой игры.

Через определённое время команды представляют роли с взаимными дополнениями. Последними выступают капитаны с вариантами развития игр.

профессии - ролевые действия - оборудование

пассажир - покупает билеты, соблюдает правила поведения в общественных местах, во время полета - билеты, багаж, деньги

регистратор-диспетчер - объявляет рейсы, регистрирует пассажиров, проверяет документы - микрофон, табло регистрации, компьютер

тур. агент-кассир - предлагает, рассказывает, показывает, продает туры, билеты - билеты, журнал с тур. поездками, компьютер, деньги

полицейский - оказывает помощь, следит за общественным, порядком, делает замечания, проверяет документы, содержимое больших сумок - рация, наручники

таможенник - досматривает сумки, чемоданы, подозрительных людей - спец. пульт, компьютер

командир-пилот - управляет самолетом во время полёта, руководит действиями членов экипажа - самолет, штурвал, табло с приборами, фуражка

штурман - следит за навигационной обстановкой, работает с картой - карты, пульт управления

стюардесса - обслуживает пассажиров и экипаж (подает воду, чай, кофе, следит за состоянием

пассажиров - пилотка, стол-каталка, продукты, посуда

оператор АЗС - заправляет самолет - бензомашина, самолет

повар в кафе - получает,выполняет заказ - оборудование кафе

официант - принимает заказ у клиента, приносит заказ - ручка, блакнот, папка-меню,поднос

врач - выслушивает жалобы, оказывает первую помощь, слушает дыхание, сердце, выписывает рецепты - оборудование мед. пункта

мед. сестра- вызывает скорую помощь, выполняет указания, назначения врача, помогает врачу, ставит уколы, обрабатывает ранки, делает перевязки

Подведение итогов семинара.

Домашнее задание: создать картотеку сюжетно-ролевых игр по своей возрастной группе.

2. СЕМИНАР – ДЕЛОВАЯ ИГРА

«РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ»

Материал: фишки для жюри, педагогические ситуации для каждой команды, карандаши, листы бумаги.

Предварительная работа: консультация на тему: «Методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой».

План семинара:

1. Лекция об особенностях руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.

2. Деловая игра:

• Представление команд.

• Перечисление методов и приемов руководства игрой.

• Продумывание сюжетов развития игр «автобус» и «моряки».

• Решение педагогических ситуаций.

• Игра «Слово».

• Перечисление названия сюжетно-ролевых игр для старшей группы.

Ход семинара

Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализовать «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, необходимо соблюдать следующие условия:

1. содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;

2. педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

3. предметно-игровая среда постоянно изменяется.

Управление сюжетно-ролевой игрой требует огромного мастерства и педагогического такта. Воспитатель обязан направлять игру, не разрушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. На сегодняшнем семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?

Предлагаю провести семинар в виде деловой игры, где есть жюри и 2 команды. Педагоги делятся на 2 команды в зависимости от мест за столом. В жюри двое более опытных педагогов.

Первое задание

Представить команду и ее название.

Второе задание

Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т. е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры (команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает).

Предполагаемые ответы.

• внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений;

• на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад;

• использование сюрпризных моментов;

• внесение новой игрушки;

• наблюдение за игрой других дошкольников;

• наблюдение за трудом взрослых;

• чтение литературных произведений;

• обсуждение телепередач;

• определение содержания игры;

• восстановление последовательности событий;

• игровые действия;

• обыгрывание персонажей и их взаимодействие;

• драматизация сказок;

• учет интереса детей;

• планирование игры;

• рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру;

• определение темы;

• умение согласовывать свои действия с остальными детьми;

• придумывание сюжета сказки или рассказа;

• совместный пересказ сказки;

• придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам;

• преднамеренное изменение ситуаций;

• учет индивидуальных особенностей;

• учет личного опыта ребенка;

• привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов;

• использование мимических этюдов, элементов психогимнастики;

• обсуждение хода и результатов игры;

• совместная с детьми игра;

• экскурсии;

• использование технических средств обучения.

В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой должны быть направлены на:

• формирование игры как деятельности;

• на развитие диалогической и монологической речи;

• использование игры как средства нравственного воспитания. Т. е. формирование дружественных отношений, усвоение детьми норм поведения.

Предпосылки для развития длительной игры.

умение детьми выбрать тему;

важная часть игры – умение распределить роли (как правило, это делает ребенок-лидер);

придумывание, подбор игрового материала;

умение устанавливать правила и четко выполнять их.

Третье задание

Попробуйте развить сюжеты следующих игр : «автобус» и «моряки». (Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся). В чем заключается задание? Рассмотрим на примере «Поликлиника» - регистратор - врачи - медсестра - педиатр - прививочный кабинет - лаборатория - дневной стационар - гардероб - главврач.

Четвёртое задание

Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность.

1. Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как должен поступить воспитатель в подобной ситуации? Как научить играть, не разрушая игру соседа?

2. Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?

Пятое задание «Слова»

Каждая команда получает лист бумаги, на котором записано словосочетание в вертикальном положении (слово может транслироваться посредством мультимедии) сюжетно-ролевая игра.

За 2 минуты игроки должны составить больше слов или словосочетаний по теме «Сюжетно-ролевая игра» из букв слов, содержащихся на листе (экране). За каждое правильно образованное слово команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая получит большее количество баллов.

Шестое задание

Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр для старшей группы.

Предполагаемые ответы.

• Детский сад

• Семья

• Магазин – овощной, хлебный, игрушек

• Пароход

• Больница

• Парикмахерская

• Автобус

• Зоопарк

• Моряки

• Зубной врач

• Прачечная

• Салон красоты

• День рождения

• Столовая

• Кондитерская фабрика

• Поликлиника

• Животноводы

• Аптека

• Строители космодрома

• Путешествие в дальние страны

• Цирк

• Пограничники

• Рыболовецкое судно

• Ветеринарная клиника

• Почта

• Газетный киоск

• Дискотека

• Космическое путешествие

• Лесная школа

• Улица и др.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры.

Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.

Домашнее задание: подготовить своими руками один атрибут для сюжетно-ролевых игр «Кафе/Ресторан/Магазин», принести материалы для его изготовления.

Подведение итогов семинара, слово жюри.

3. СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ АТРИБУТОВ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАФЕ/РЕСТОРАН/МАГАЗИН»

Материал: телевизор и ноутбук для демонстрации презентации «Атрибуты для сюжетно-ролевых игр своими руками», различные материалы для поделок (бумага, картон, паралон, ткань, тесёмки, ленты, кружева и т. д., клей ПВА и горячий клей, ножницы, маркеры, нитки и иглы, ручки.

План семинара:

1. Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации «Атрибуты для сюжетно-ролевых игр своими руками».

2. Представление своих поделок педагогами.

3. Коллективное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр из бросовых и подручных материалов:

• напоминание правил техники безопасности при работе с ножницами, иглами и горячим клеем;

• непосредственное изготовление поделок;

• обсуждение.

4. Психогимнастическое упражнение «Мои качества».

Ход семинара

1. Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации «Атрибуты для сюжетно-ролевых игр своими руками».

В презентации представлен теоретический материал об игровых атрибутах сюжетно-ролевых игр в зависимости от возраста дошкольников и иллюстрированные примеры атрибутов, изготовленных из подручных и бросовых материалов.

2. Представление своих поделок педагогами включает рассказ о материалах, использованных для изготовления атрибута и возможном его применении в различных играх.

3. Коллективное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр из бросовых и подручных материалов:

Напоминание правил техники безопасности при работе с ножницами, иглами и горячим клеем:

Правила техники безопасности при работе с термопистолетом:

1. Не оставлять инструмент без присмотра.

2. При работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок.

3. Работать только исправным инструментом.

4. Не прикасаться к кончику пистолета и не трогать горячий клей голыми руками.

5. По окончанию работы выключить.

Правила техники безопасности при работе с ножницами:

1. При работе внимательно следите за направлением резания.

2. Не работать с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

3. Не держать ножницы лезвием вверх.

4. Не играть с ножницами, не подносить их к лицу.

5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

7. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Правила безопасной работы со швейной иглой:

1. Хранить иглу всегда в игольнице.

2. Не оставлять иглу на рабочем месте без нитки.

3. Передавать иглу только в игольнице и с ниткой.

4. Не брать иглу в рот и не играть с иглой.

5. Не втыкать иглу в одежду.

6. До и после работы проверить количество игл.

7. Хранить игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекаться во время работы с иглой.

Непосредственное изготовление поделок: педагоги складывают все принесённые материалы в один контейнер. Каждый педагог должен сделать ещё один атрибут по примеру коллеги, либо по собственному замыслу из имеющихся материалов.

Обсуждение.

4. Психогимнастическое упражнение «Мои качества».

У каждого педагога на столе лежат три разноцветных листа бумаги:

• на первом все пишут то качество, которое есть у него и оно присуще большинству коллег;

• на втором – то качество, которое есть у него и у некоторых коллег;

• на третьем- то качество, которое есть у него, но нет у коллег.

Каждое качество обсуждается.

Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям.

Публикации по теме:

Картотека «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» «Съёмочная площадка (телевидение)» Сюжетные линии игры: • утверждение сценария; • подбор актёров для исполнения ролей (кастинг); • подготовка.

Консультация «Сюжетно-ролевые игры» Консультация. «Сюжетно – ролевые игры» Среди многообразия детских игр особое место занимают сюжетно – ролевые игры, они являются первой.

Сюжетно-ролевые игрыСюжетно-ролевые игры Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Среди различных игр особое значение для развития и воспитания детей.

Сюжетно-ролевые игрыСюжетно-ролевые игры В прошлой своей публикации я познакомила коллег- маамовцев с сюжетно-ролевыми играми, представленным мною на конкурс. Рада показать вам.

Сюжетно-ролевые игрыСюжетно-ролевые игры Светлое детство как праздник мелькнёт. Как бы я рад был с тобой поменяться, Чтобы, как ты, и резвиться и петь, Чтобы, как ты, беззаботно.

Сюжетно-ролевые игры для детей. Собираемся на прогулку Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды,.

Сюжетно — ролевые игры для детей 4–5 лет Сюжетно – ролевые игры для детей 4 -5 лет Магазин Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспиты-вать.

Сюжетно-ролевые игры на прогулке.Сюжетно-ролевые игры на прогулке. Дорогие мои коллеги и гости моей странички! Всегда очень рада использовать Ваш опыт и знания в своей работе, и с удовольствием поделюсь.

Сюжетно-ролевые игры (продолжение)Сюжетно-ролевые игры (продолжение) В продолжение темы о сюжетно - ролевых играх, 1 часть и 2 часть, приготовленных мной на конкурс, хочу предложить вниманию коллег -маамовцев.

Сюжетно-ролевые игры Воспитатель: Сязи М. Н. сюжетно-ролевые игр Собираемся на прогулку Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный методический проект «Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников»
Опубликовано: 14 марта 2017 в 11:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный методический проект «Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Войнаш в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД