Ольга Войнаш
Краткосрочный методический проект «Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
• совершенствовать умение находить выход в сложных педагогических ситуациях;
• расширять представления педагогов о методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми;
• развивать творческий подход в организации и управлении игрой;
• повышать педагогическое мастерство воспитателей, их творчество.
1. СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ
«ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ»
Публикация «Краткосрочный методический проект „Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Материал: телевизор и ноутбук для демонстрации презентации «Организация сюжетно-ролевой игры»
План семинара:
1. Консультация учителя-дефектолога «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи дошкольников».
2. Просмотр презентации о методике организации сюжетно-ролевых игр.
3. Обыгрывание сюжетно-ролевой игры «Аэропорт» командами.
Ход семинара
1. Консультация учителя-дефектолога «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи дошкольников».
2. Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей - папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Детям очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это -сюжетно-ролевая игра.
Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно - отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.
Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реального, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия «я – милиционер», «я – воспитатель». Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: «я повар - готовлю обед», «я папа - иду на работу».
Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.
Демонстрация и обсуждение мультимедийной презентации на тему «Организация и развитие сюжетно-ролевой игры».
3. Обыгрывание сюжетно-ролевой игры «Аэропорт» командами:
В двух командах выбираются капитаны. Между остальными членами команд распределяются роли, которые сможет придумать капитан. Каждый педагог, получивший роль, записывает свои возможные в игре действия и необходимое оборудование. В это время капитан продумывает развитие игры от знакомства до развёрнутой игры.
Через определённое время команды представляют роли с взаимными дополнениями. Последними выступают капитаны с вариантами развития игр.
профессии - ролевые действия - оборудование
пассажир - покупает билеты, соблюдает правила поведения в общественных местах, во время полета - билеты, багаж, деньги
регистратор-диспетчер - объявляет рейсы, регистрирует пассажиров, проверяет документы - микрофон, табло регистрации, компьютер
тур. агент-кассир - предлагает, рассказывает, показывает, продает туры, билеты - билеты, журнал с тур. поездками, компьютер, деньги
полицейский - оказывает помощь, следит за общественным, порядком, делает замечания, проверяет документы, содержимое больших сумок - рация, наручники
таможенник - досматривает сумки, чемоданы, подозрительных людей - спец. пульт, компьютер
командир-пилот - управляет самолетом во время полёта, руководит действиями членов экипажа - самолет, штурвал, табло с приборами, фуражка
штурман - следит за навигационной обстановкой, работает с картой - карты, пульт управления
стюардесса - обслуживает пассажиров и экипаж (подает воду, чай, кофе, следит за состоянием
пассажиров - пилотка, стол-каталка, продукты, посуда
оператор АЗС - заправляет самолет - бензомашина, самолет
повар в кафе - получает,выполняет заказ - оборудование кафе
официант - принимает заказ у клиента, приносит заказ - ручка, блакнот, папка-меню,поднос
врач - выслушивает жалобы, оказывает первую помощь, слушает дыхание, сердце, выписывает рецепты - оборудование мед. пункта
мед. сестра- вызывает скорую помощь, выполняет указания, назначения врача, помогает врачу, ставит уколы, обрабатывает ранки, делает перевязки
Подведение итогов семинара.
Домашнее задание: создать картотеку сюжетно-ролевых игр по своей возрастной группе.
2. СЕМИНАР – ДЕЛОВАЯ ИГРА
«РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ»
Материал: фишки для жюри, педагогические ситуации для каждой команды, карандаши, листы бумаги.
Предварительная работа: консультация на тему: «Методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой».
План семинара:
1. Лекция об особенностях руководства сюжетно-ролевыми играми в разных возрастных группах.
2. Деловая игра:
• Представление команд.
• Перечисление методов и приемов руководства игрой.
• Продумывание сюжетов развития игр «автобус» и «моряки».
• Решение педагогических ситуаций.
• Игра «Слово».
• Перечисление названия сюжетно-ролевых игр для старшей группы.
Ход семинара
Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Что такое игра? Это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализовать «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, необходимо соблюдать следующие условия:
1. содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
2. педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
3. предметно-игровая среда постоянно изменяется.
Управление сюжетно-ролевой игрой требует огромного мастерства и педагогического такта. Воспитатель обязан направлять игру, не разрушая ее, сохраняя самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.
Игры дошкольников порой носят примитивный характер, сюжет игр прост, не позволяет им в полной мере развить свои знания и возможности. На сегодняшнем семинаре мы попытаемся найти ответы на вопросы. Почему дети не играют? Как сделать игру ребенка более насыщенной и интересной?
Предлагаю провести семинар в виде деловой игры, где есть жюри и 2 команды. Педагоги делятся на 2 команды в зависимости от мест за столом. В жюри двое более опытных педагогов.
Первое задание
Представить команду и ее название.
Второе задание
Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т. е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры (команды совещаются и поочередно называют метод или прием; команда, назвавшая больше методов и приемов побеждает).
Предполагаемые ответы.
• внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений;
• на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад;
• использование сюрпризных моментов;
• внесение новой игрушки;
• наблюдение за игрой других дошкольников;
• наблюдение за трудом взрослых;
• чтение литературных произведений;
• обсуждение телепередач;
• определение содержания игры;
• восстановление последовательности событий;
• игровые действия;
• обыгрывание персонажей и их взаимодействие;
• драматизация сказок;
• учет интереса детей;
• планирование игры;
• рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру;
• определение темы;
• умение согласовывать свои действия с остальными детьми;
• придумывание сюжета сказки или рассказа;
• совместный пересказ сказки;
• придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам;
• преднамеренное изменение ситуаций;
• учет индивидуальных особенностей;
• учет личного опыта ребенка;
• привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов;
• использование мимических этюдов, элементов психогимнастики;
• обсуждение хода и результатов игры;
• совместная с детьми игра;
• экскурсии;
• использование технических средств обучения.
В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.
Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой должны быть направлены на:
• формирование игры как деятельности;
• на развитие диалогической и монологической речи;
• использование игры как средства нравственного воспитания. Т. е. формирование дружественных отношений, усвоение детьми норм поведения.
Предпосылки для развития длительной игры.
умение детьми выбрать тему;
важная часть игры – умение распределить роли (как правило, это делает ребенок-лидер);
придумывание, подбор игрового материала;
умение устанавливать правила и четко выполнять их.
Третье задание
Попробуйте развить сюжеты следующих игр : «автобус» и «моряки». (Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся). В чем заключается задание? Рассмотрим на примере «Поликлиника» - регистратор - врачи - медсестра - педиатр - прививочный кабинет - лаборатория - дневной стационар - гардероб - главврач.
Четвёртое задание
Разобрать педагогические ситуации и внести свои предложения. Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность.
1. Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как должен поступить воспитатель в подобной ситуации? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
2. Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
Пятое задание «Слова»
Каждая команда получает лист бумаги, на котором записано словосочетание в вертикальном положении (слово может транслироваться посредством мультимедии) сюжетно-ролевая игра.
За 2 минуты игроки должны составить больше слов или словосочетаний по теме «Сюжетно-ролевая игра» из букв слов, содержащихся на листе (экране). За каждое правильно образованное слово команда получает 1 балл. Побеждает та команда, которая получит большее количество баллов.
Шестое задание
Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр для старшей группы.
Предполагаемые ответы.
• Детский сад
• Семья
• Магазин – овощной, хлебный, игрушек
• Пароход
• Больница
• Парикмахерская
• Автобус
• Зоопарк
• Моряки
• Зубной врач
• Прачечная
• Салон красоты
• День рождения
• Столовая
• Кондитерская фабрика
• Поликлиника
• Животноводы
• Аптека
• Строители космодрома
• Путешествие в дальние страны
• Цирк
• Пограничники
• Рыболовецкое судно
• Ветеринарная клиника
• Почта
• Газетный киоск
• Дискотека
• Космическое путешествие
• Лесная школа
• Улица и др.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру основным содержанием детской жизни, развивать ее в желаемом направлении, воспитывать детей в процессе игры.
Необходимо организовывать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, реализовать свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.
Домашнее задание: подготовить своими руками один атрибут для сюжетно-ролевых игр «Кафе/Ресторан/Магазин», принести материалы для его изготовления.
Подведение итогов семинара, слово жюри.
3. СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ АТРИБУТОВ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАФЕ/РЕСТОРАН/МАГАЗИН»
Материал: телевизор и ноутбук для демонстрации презентации «Атрибуты для сюжетно-ролевых игр своими руками», различные материалы для поделок (бумага, картон, паралон, ткань, тесёмки, ленты, кружева и т. д., клей ПВА и горячий клей, ножницы, маркеры, нитки и иглы, ручки.
План семинара:
1. Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации «Атрибуты для сюжетно-ролевых игр своими руками».
2. Представление своих поделок педагогами.
3. Коллективное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр из бросовых и подручных материалов:
• напоминание правил техники безопасности при работе с ножницами, иглами и горячим клеем;
• непосредственное изготовление поделок;
• обсуждение.
4. Психогимнастическое упражнение «Мои качества».
Ход семинара
1. Просмотр и обсуждение мультимедийной презентации «Атрибуты для сюжетно-ролевых игр своими руками».
В презентации представлен теоретический материал об игровых атрибутах сюжетно-ролевых игр в зависимости от возраста дошкольников и иллюстрированные примеры атрибутов, изготовленных из подручных и бросовых материалов.
2. Представление своих поделок педагогами включает рассказ о материалах, использованных для изготовления атрибута и возможном его применении в различных играх.
3. Коллективное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр из бросовых и подручных материалов:
Напоминание правил техники безопасности при работе с ножницами, иглами и горячим клеем:
Правила техники безопасности при работе с термопистолетом:
1. Не оставлять инструмент без присмотра.
2. При работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок.
3. Работать только исправным инструментом.
4. Не прикасаться к кончику пистолета и не трогать горячий клей голыми руками.
5. По окончанию работы выключить.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
1. При работе внимательно следите за направлением резания.
2. Не работать с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
3. Не держать ножницы лезвием вверх.
4. Не играть с ножницами, не подносить их к лицу.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
7. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Правила безопасной работы со швейной иглой:
1. Хранить иглу всегда в игольнице.
2. Не оставлять иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавать иглу только в игольнице и с ниткой.
4. Не брать иглу в рот и не играть с иглой.
5. Не втыкать иглу в одежду.
6. До и после работы проверить количество игл.
7. Хранить игольницу с иголками только в одном и том же месте.
8. Не отвлекаться во время работы с иглой.
Непосредственное изготовление поделок: педагоги складывают все принесённые материалы в один контейнер. Каждый педагог должен сделать ещё один атрибут по примеру коллеги, либо по собственному замыслу из имеющихся материалов.
Обсуждение.
4. Психогимнастическое упражнение «Мои качества».
У каждого педагога на столе лежат три разноцветных листа бумаги:
• на первом все пишут то качество, которое есть у него и оно присуще большинству коллег;
• на втором – то качество, которое есть у него и у некоторых коллег;
• на третьем- то качество, которое есть у него, но нет у коллег.
Каждое качество обсуждается.
Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям.