юлия шконда
Картотека «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Съёмочная площадка (телевидение)»
• утверждение сценария;
• подбор актёров для исполнения ролей (кастинг);
• подготовка к съёмочному дню (гримирование актёров, подготовка съёмочной площадки);
• съёмка фильма. На фильмах каждого эпизода все придерживаются следующей основной схемы:
1. Режиссер совещается с актёрами, как снять следующий эпизод.
2. Помощник режиссера произносит: «Тихо, идут съёмки!»
3. Помощник режиссера произносит: «Запись звука».
Публикация «Картотека „Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников“» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
4. Звукооператор отвечает, что запись звука началась.
5. Помощник режиссера произносит: «Включить камеру!».
6. Оператор отвечает, что камера включена.
7. Помощник оператора записывает номер дубля.
8. Режиссер произносит «Мотор!».
9. Когда режиссер видит, что сцена снята, то после прекращении съё мки он говорит: «Снято!», а если режиссер видит, что дубль будет неудачным, то произносит «Стоп!».
10. Звуко- и кинооператоры останавливают запись, актёры прекращают играть.
11. Затем команда проверяет оборудование при подготовке к следующему эпизоду, пока режиссер обсуждает с актёрами новую сцену;
• монтаж фильма;
• презентация фильма (кинопремьера).
Игровые роли: сценарист, режиссер, ассистент режиссера (помощник, фотограф, кинооператор, помощник кинооператора, звукооператор, гример, актёры, художник по костюмам, монтировщик декораций.
Атрибуты, игровой материал: видеокамера, фотокамера, хлопушка, рупор, видеокассеты, диски, ноутбук, сценарий, декорации, грим, костюмерная, костюмы артистов (дед, бабка, Колобок, волк, лиса, заяц, медведь, и т. д., раскладной стул, стол, бейджи для работников съёмочной площадки.
Ролевые действия.
Сценарист: приходит к режиссеру и предлагает сценарий, обсуждает его, по просьбе режиссера вносит коррективы в сценарий.
Режиссер: утверждает сценарий, проводит отбор актёров на роли (кастинг, зачитывает актерам сценарий, раздает его для заучивания, проводит репетиции и дает рекомендации, оценивает работу актеров, руководит съемочной группой и процессом съёмки.
Просматривает отснятые материалы, выбирает удачные кадры. Даёт указания монтировать фильм (соединять кадры).
Ассистент режиссера: проводит анализ сценария по следующим вопросам:
-сколько актёров, и каких типажей необходимо;
-в скольких сценах будет участвовать каждый актер и сколько времени, в общем, будет длиться его присутствие на экране;
-количество и типы помещений/мест съёмок, требования к ним;
-какие трюки и спецэффекты присутствуют в фильме;
-какие потребуются костюмы и грим, какой реквизит.
Обсуждает с режиссером все эти вопросы.
Актё ры: учат роли, выполняют указания режиссера и оператора.
Кинооператор: отвечает за съёмку, правильность движения камеры; включает и выключает камеру по сигналу, подбирает наиболее удачные ракурсы для съёмки.
Помощник кинооператора: записывает номер кадра (дубля, объявляет о номере, хлопая в хлопушку.
Звукооператор: отвечает за качество записи звука, настраивает микрофоны, включает и отключает их по сигналу.
Фотограф: осуществляет фотосъёмку, подбирает снимки для последующего создания афиши.
Художник по костюмам: подбирает костюмы для актеров, продумывая образ каждого героя.
Гример: гримирует артистов перед съёмками, скрывает недостатки внешности и изменяет её, используя специальные краски, парики, шиньоны, накладные детали.
Монтировщик декораций: выполняет различные работы по установке и сборе декорации.
«Туристическое агентство»
Сюжетные линии игры :
• выбор маршрутов путешествий;
• приобретение туристических путевок.
Игру «Туристическое агентство» можно соединить с играми «Семья», «Шоферы», «Корабль».
Игровые роли: директор турагентства, менеджер по туризму, кассир, экскурсовод, клиент (турист).
Атрибуты, игровой материал: вывеска «Туристическое агентство», компьютер (в прорезь экрана вставляются картинки с видами разных стран, видеокамера, сотовые телефоны, фотоаппараты, фотоснимки, альбом с фото, путевки, детская карта мира (на ней изображены столицы и крупные города мира, характерные представители флоры и фауны, национальные костюмы разных народов, флаги стран мира, культурные и архитектурные памятники); туристические буклеты с видами различных стран и отелей, бейджи для работников фирмы, игрушечный кассовый аппарат, визитки, деньги, сувениры.
Ролевые действия.
Директор турагентства: контролирует работу подчиненных, решает спорные вопросы, занимается закупкой оборудования. Заключает договоры на организацию туристических поездок с туроператорами разных стран. Разрабатывает маршруты экскурсий (выбирает объекты, которые посетят клиенты). организует рекламу в прессе. Проводит консультации с клиентами и инструктаж с подчиненными.
Менеджер по туризму: встречает клиента, вежливо здоровается, спрашивает, какой город (страну)он хотел бы посетить; предлагает посмотреть на компьютере презентацию мест отдыха, в которые имеются путевки в агентстве, рекламные буклеты; помогает клиенту определиться с выбором места отдыха; оформляет путевку, провожает клиента в кассу для оплаты путевки; чеком от кассира клиент возвращается, после чего менеджер выдает путевку и желает приятно провести отдых.
Кассир: принимает деньги, выдает чек.
Экскурсовод (гид) : организует экскурсию; перед экскурсией проводит инструктаж по правилам поведения и безопасности жизнедеятельности во время отдыха; во время экскурсии рассказывает о достопримечательностях данного города, его истории. Предлагает приобрести сувениры.
Клиент: приходит в турагентство, для того чтобы получить информацию по поводу интересующей его поездки и приобрести путевку; приобретает путевку, отправляется в путешествие по заданному маршруту, встречается с экскурсоводом, принимает участие в экскурсии.
«Ферма»
Сюжетные линии игры :
• дойка коров, сбор молока в бидоны;
• выпас скота на лугу, уход за домашними животными, кормление;
• уход за домашней птицей;
• уборка хозяйственных помещений;
• перевоз корма; хранение продуктов.
Игру «Ферма» можно объединить:
- с игрой «Семья». Роли можно поделить между членами семьи. Каждый отвечает за свою работу. Каждый член семьи намечает план своей работы (что сегодня нужно сделать);
- с игрой «Молокозавод». Шофер привозит молоко, его принимает лаборант-приемщик, берёт анализ. Из молока изготавливают масло, творог, сыр;
- с игрой «Магазин». Готовая продукция доставляется в магазин, где выставляется на прилавок и продается.
Игровые роли: фермер (бригадир, животновод, птичница, доярка, оператор машинного доения, механизатор, пастух, ветеринар.
Атрибуты, игровой материал: спецодежда (фартуки, кепки, косынки, нарукавники, халаты, детская ручная сельскохозяйственная тележка, инвентарь (грабли, ведра, бидоны, лопаты, коромысло, забор, муляжи кормушек для животных, плоскодонные и объёмные фигурки домашних птиц (курица, петух, индюк, гусь) и домашних животных (корова, поросёнок, баран, коза, лоток с яйцами, мешки с кормом, макет луга, пастбища, «лошадки»на палочке, плетёная корзина, кнут, модули для постройки машины (или чехол на стул, чемодан с инструментами для шофёра (гаечный ключ, тиски, молоток и т. д., медицинский чемоданчик.
Ролевые действия.
Фермер: намечает план работы; даёт указания рабочим, что они должны сделать; отвозит на рынок готовую продукцию; организует ремонт техники, оборудования; закупает корма для животных; следит за заготовкой кормов, приобретает необходимое оборудование, договаривается об отправке продуктов, произведенных на ферме, в торговую сеть.
Животновод: ухаживает за животными (кормит их, поит, чистит, убирает хозяйственные помещения, раскладывает сено, привозит корм.
Птичница: ухаживает за домашней птицей, птенцами; набирает воду из колодца, собирает яйца, выращивает птенцов в инкубаторе, насыпает корм в кормушку, меняет воду, чистит клетки.
Доярка: (оператор машинного доения) : доит коров (руками и с помощью доильного аппарата, процеживает его, разливает по бидонам, доброжелательно относится к своим подопечным, следит за состоянием здоровья коров.
Механизатор: ремонтирует технику, выезжает в поле, косит траву, заготавливает сено, привозит свежую траву, сено, занимается посевом и жатвой.
Пастух: отвечает за животных; выгоняет их на пастбище, пасет на лугу; загоняет назад в хлев; поит их и кормит.
Ветеринар: следит за состоянием здоровья животных, лечит их (накладывает повязку, делает уколы, дает лекарства).
«Фотоателье»
Сюжетные линии игры :
• изготовление фотографий;
• получение клиентом фотографий;
• клиент заказывает фотографии;
• процесс фотосъёмки.
Игровые роли: посетители фотоателье, фотограф, оператор печати фотографий, приёмщик заказа, заведующий фотоателье.
Атрибуты, игровой материал: образцы фотографий, каталог фоновых сюжетов с образцами, фотоаппарат, карандаш и блокнот, муляжи компьютера для обработки фотографий, шнура для переброски файлов на компьютер, терминала для печати фотографий, готовые фотографии, конверты для фотографий, игрушечный кассовый аппарат, муляжи бланков квитанций, деньги.
Ролевые действия.
Посетитель: приходит в фотоателье, заказывает фотографию. Предварительно в парикмахерской делает красивую причёску, наряжается. Выбирает в каталоге понравившийся фон, сюжет. Расплачивается за заказ. Получает фотографии по квитанции. Благодарит фотографа, показывает фотографии друзьям, кладет их в альбом, посылает в письме своим знакомым.
Приё мщик заказа: встречает клиентов, вежливо здоровается; интересуется, для чего нужна фотография – для документов или это художественное фото, предлагает каталог фоновых сюжетов, назначает время получения фотографий; выписывает квитанцию; отдает готовые фотографии; получает от клиента деньги.
Фотограф: усаживает клиентов, устанавливает аппаратуру и освещение, фотографирует заказчика; советует какую позу принять. Делает несколько кадров. Заканчивает работу словами: «Фотографию теперь нужно отдать оператору печати, и заказ будет готов через час». Сбрасывает файлы с фотоаппарата на компьютер через шнур.
Оператор печати: обрабатывает фотографии на компьютере, печатает их, упаковывает в конверт, отдаёт приёмщику заказов.
Заведующий фотоателье: закупает необходимое оборудование, контролирует работу подчиненных, решает спорные вопросы. Продумывает рекламу.
«Шахта»
Сюжетные линии игры :
• оценка врачом состояния здоровья шахтёра перед спуском в шахту;
• спуск шахтёров на лифте в шахту;
• добыча руды (закрытым способом – в шахте; открытым способом – в горнодобывающем карьере);
• награждение орденами и медалями шахтёров, имеющих высокие трудовые заслуги.
Игровые роли: врач, шахтёр, взрывник, экскаваторщик, водитель самосвала.
Атрибуты, игровой материал: отбойный молоток, перфоратор, кирка, вагонетки, каски с прикрепленными фонариками, фонарики, спецодежда (жилетка, рукавицы, маска – респиратор от пыли, кусочки взрывчатки, провод, фитиль, игрушки: экскаватор, большегрузный автомобиль, кирпичики от строительного материала, имитирующие уголь, руду, модули для постройки забоя, шахты, лифта.
Ролевые действия.
Врач: осматривает работника (измеряет температуру, давление; выясняет, нет ли травм, заболеваний, выдает разрешение на спуск в шахту (в случае болезни освобождает от работы, дает направление в поликлинику).
Шахтё р: надевает спецодежду, каску, берет с собой фонарик, спускается на лифте в шахту (забой). Перфоратором бурит скважину. Отбивает киркой и отбойным молотком породу. Грузит руду в вагонетки. Во время работы обязательно одевает маску – респиратор, защищающую от пыли.
Взрывник: закладывает пакеты со взрывчаткой в пробуренные скважины, подключает ток. Следит за тем, чтобы во время взрыва не было людей в карьере или шахте.
Экскаваторщик: работает на открытой поверхности, в карьере, управляет экскаватором: ковшом черпает руду и грузит её в самосвал.
Водитель самосвала: перевозит руду из карьера на завод; следит за техническим состоянием машины.
«Школа»
Сюжетные линии игры :
• дети приходят в школу, занимаются на уроках;
• проведение родительского собрания;
• организация открытых уроков для родителей, на которых дети показывают свои знания;
• проведение предметных олимпиад.
Игровые роли: учитель, директор школы, охранник, ученики, родители учеников.
Атрибуты, игровой материал: учебная доска, мел, компьютеры, парты, стулья, портфели, школьные принадлежности (тетради, ручки, карандаши, ластики, альбомы, краски, учебники, классный журнал для оценок, расписание уроков, звонок (колокольчик, униформа для охранника.
Ролевые действия.
Учитель: входит в класс, проводит уроки – рисует, читает, считает, пишет вместе с детьми. Задает детям вопросы, проверяет тетради, ставит ученикам оценки, задает домашнее задание. После уроков выходит с учениками на прогулку.
Директор: дает распоряжения учителям; зачисляет учеников в школу и распределяет их по классам, составляет расписание уроков. Принимает решение о переводе учеников в другой класс. Ведет прием родителей учеников по различным вопросам. Принимает участие в проведении родительских собраний.
Охранник: охраняет школу от хулиганов; следит за дисциплиной на переменах. Спрашивает у посетителей, к кому они идут.
Ученики: утром завтракают, складывают школьные принадлежности в портфель, идут в школу. Приходят в класс, занимают своё место за партой, готовятся к уроку, пишут в тетрадях под диктовку, на доске; отвечают на вопросы; поднимают руку. Отвечают на уроке; выполняют поручения учителя; слушают учителя и задают ему вопросы.
На переменах общаются между собой, делятся информацией, объясняют товарищам новые задания. Играют в подвижные игры.
Соблюдают правила поведения в школе.
Участвуют в проведении олимпиад – выполняют различные задания.
Родители: интересуются успехами своего ребёнка, провожают в класс. Приходят на родительское собрание, спрашивают учителя об успеваемости ребёнка. Помогают ему учить уроки, дают советы.
«Шофёры»
Сюжетная линия игры : поездка в такси.
Игровые роли: диспетчер, таксист, пассажир, инспектор ГИБДД.
Атрибуты, игровой материал: рация, деньги, телефон, карточки для заказов, руль, модули для постройки машины (или чехол на стулья, шашечки.
Ролевые действия.
Диспетчер: принимает заказ по телефону, передаёт его по рации таксисту, сообщает адрес и конечный пункт назначения. В карточках делает отметку о заказе.
Таксист: «подъезжает» к пассажирам, помогает им погрузить в багажник вещи. Везёт пассажиров к указанному месту. Объявляет о стоимости поездки. Принимает оплату за проезд, дает сдачу. Помогает выгрузить багаж.
Соблюдает правила дорожного движения. Предъявляет по требованию водительские права.
Пассажир: звонит по телефону, вызывает такси, называет адрес конечного пункта поездки, садится в такси, расплачивается за проезд.
Инспектор ГИБДД: контролирует соблюдение Правил дорожного движения, проводит проверку документов водителя.
«Шофёры»
Сюжетная линия игры : поездка в автобусе.
Игровые роли: врач, водитель, пассажир, кондуктор, механик.
Атрибуты, игровой материал: руль, модули для постройки автобуса (или чехол на стулья, номер автобуса, деньги, билеты, сумка кондуктора, стойка «Остановка», таблички с направлениями маршрутов, микрофон, инструменты для ремонта (гаечный ключ, молоток, монтировка, аптечка, медицинский чемоданчик с инструментами.
Ролевые действия.
Врач: проверяет состояние здоровья водителя перед выходом в рейс, дает разрешение на работу.
Водитель автобуса: управляет автобусом, открывает двери на остановке, объявляет в микрофон остановки. В случае поломки проводит мелкий ремонт двигателя. Проходит техосмотр.
Кондуктор: продает билеты пассажирами (принимает деньги, дает сдачу, выдает билет, контролирует, чтобы все пассажиры приобрели билет.
Пассажир: ждет автобус на остановке, садится в автобус нужного номера, оплачивает поездку, занимает место в автобусе. Уступает место пожилым пассажирам.
Механик: проверяет исправность транспортного средства, дает разрешение на выезд.