Елена Зейбель
Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Букашки»
Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 3-4 лет. Продолжительность: 2 недели.
Участники проекта :
Родители, воспитатель, дети, музыкальный руководитель.
Актуальность.
Актуальность данного мероприятия выражается в необходимости формирования представления о насекомых, их пользе и вреде; развития творческих способностей и поисковой деятельности.
Цель проекта.
Публикация «Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Проекты
- Проекты творческие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Букашки».
Задачи проекта.
• формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела, кузнечик, их строение, способах передвижения;
• воспитывать бережное отношение к живому;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат :
• дети должны знать и называть насекомых;
• иметь представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения, издаваемых звуках, где и как зимуют насекомые;
• знать о пользе и вреде, которую приносят людям и растениям;
• находить сходства и различия;
• составлять описательный рассказ о насекомых с помощью наводящих вопросов.
Предварительная работа.
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
• разучивание стихов о насекомых: «Божья коровка», «Комар», «Пчела», «Муравей», «Жук», «Бабочка»;
• разучивание пальчиковой гимнастики: «Жук, стрекозы, осы», «Божьи коровки»;
• загадывание загадок;
• просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка майя», «Вини-пух», «Под грибом», «Букашки»;
• прослушивание аудиозаписи песенок: «Божья коровка», «Паучок» в исполнении студии «Дельфин», «Бабочки», «Кузнечики»;
Знакомство с худ. Литературой
• Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»(Сказка про Козявочку,
• А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»,
• Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,
• К. Уушинский «Пчёлки на разведках»,
• К. Бельмонт «Комарики-макарики»,
• К. Чуковский «Муха-цокотуха»,
• Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
• Песенки, потешки: «Божья коровка», «Сел комарик под кусток…»,
• В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук».
Сотрудничество с родителями:
1. Консультации.
2. Родители помогают изготовить костюмы к развлечению.
3. Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомых.
Консультации для родителей.
1. «Любовь к природе воспитываем с детства».
2. «Первая помощь при укусах насекомых».
3. «10 способов привить ребёнку любовь к природе»
План мероприятий.
1. Музыкальный досуг «Пчёлка – золотое брюшко»
2. Беседы «Путешествие в мир насекомых»
3. Наблюдения за насекомыми
4. Выставка детских работ «Букашечки – таракашечки»
5. Подвижные и музыкальные игры: «Жуки», «Паутина», «Поймай комара», «Превращения», «Мураши и дятел», «Бабочки», «Кузнечики».
6. Домашнее задание для родителей – составление описательного рассказа о насекомом с детскими рисунками
Наблюдения: «Путешествие в мир насекомых»
Бабочки.
Бабочка – красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твоё!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки её!»
Содержание.
Предложить детям полюбоваться, какие у бабочки красивые крылья, как она порхает, перелетает с цветка на цветок. Все решают: бабочка – живой цветок. Наблюдение продолжается за бабочкой помещённой в большую стеклянную банку. Внутри которой помещена небольшая ветка, спрыснутая сахарным сиропом. Сверху банка прикрыта марлей. Дети располагаются вокруг. Медленно поворачиваю банку, чтобы было видно всем. Показывая на крылышки бабочки, головку с хоботком, комментирую: «Осторожно перебирает лапками по ветке, взмахивает крылышками, хоботком пробует листики – пьёт сок». Объясняю, что в руки её брать нельзя, можно поломать хрупкие крылышки. В конце осторожно достаю веточку с бабочкой, говорю вместе с детьми: «Лети к своим друзьям! Прилетай ещё к нам в гости!»
Божья коровка.
Точка, точка,
Два крючочка –
Это лапки у жука.
Два блестящих лепесточка,
Раздвигаются слегка.
Справа – точка, слева – точка,
В чёрных крапинках бока.
Я подую на жука –
Улетай за облака!
Словно красный
Вертолёт,
Прямо в небо он уйдёт.
Содержание.
Рассматривая божью коровку, говорю: «Здравствуй, милая крошка, мы тебе рады! Ты прилетела познакомиться с нами?» Подставляя руку, жду, когда она сама переползёт на другую ладонь. Некоторое время все следим за тем, куда поползёт божья коровка, а я отмечаю её внешний вид. Как только она замрёт, говорю:»Не бойся, мы тебя не обидим! Мы добрые люди!» Затем предлагаю посмотреть на неё сквозь лупу, чтобы разглядеть получше ножки, пятнышки и крылышки. Поясняю: «Там у неё крылышки». Предлагаю детям подставить руку: «Интересно, к кому первому переползёт малютка?» Дети по очереди подставляют руки, а я говорю: «Вот ты и с Настей познакомилась. А теперь к кому поползёшь? Выбирай!» Вслед за мной дети повторяют слова потешек, улыбаются, увидев, как божья коровка расправила крылышки и улетела: «Послушалась меня! Счастливого пути!»
Кузнечик.
С утра кузнечик скачет по травинкам, скачет по листочкам,
Будто весь огромный мир
обскакать он хочет.
В полдень выспится, забравшись
в прохладный тенёк,
И всю ночь ему не спится –
До утра стрекочет.
Содержание.
Выйдя на площадку, дети замечают, как кто-то выскакивает у них из-под ног. Я поясняю: «Здесь живут на воле весёлые кузнечики. Они день-деньской прыгают с травинки на травинку, жуют их, пьют сок и стрекочут. Послушайте!» Осторожно поймав кузнечика, сажу его в высокую банку, бросив на дно траву и накрыв сверху марлей. Наблюдение проводится аналогично наблюдению за бабочкой. Отпуская кузнечика, дети вслед за мной повторяют: «Скачи к своим друзьям. Передавай им от нас привет!»
Муравьи.
Муравьишка маленький,
Маленький – удаленький,
Ты работаешь всегда,
Но блуждаешь иногда.
Опоздал ты,
В свой домишко,
Только ты ведь не трусишка –
Под грибочком ночевал…
Утром с бабочкой играл,
И так резво веселился –
Чуть с грибочка не свалился.
Содержание.
Ребёнок обратил внимание на насекомое, сразу поддерживаю его интерес. Своим тё плым отношением формирую у малыша правильное отношение к муравью: не обижать беззащитное существо, бережно относиться к нему. Начинаем наблюдение с одним ребёнком. К нам присоединяются и другие дети Комментирую то, что видят дети: «Молодцы муравьи, всё время трудятся; одни отыскивают корм для своих братьев, другие тащат соломинки, веточки, чтобы для всех построить дом. Дом их называется муравейник. Муравьи – дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Но если кто-нибудь без разрешения захочет войти в их дом-муравейник, тут же выбегают муравьи-солдаты и не пускают незнакомца. Они никого не обижают. За это их все уважают – и в лесу и в поле. Никто их не трогает. И мы их тоже не обижаем и не трогаем. Не надо мешать им – пусть трудятся». Попробуем проследить с детьми путь муравьёв, осторожно идя около муравьиной тропы.
Пчёлы.
Села пчёлка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
-Что ты ищешь там?
-Нектар.
А тебе не надоело?
Не наскучило искать?
-Нет!
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
Содержание.
Пчела – «общественное» насекомое. Пчёлы живут большой семьёй, в которой каждый её член выполняет свои обязанности. Есть матка – «царица», трутни (они вместе с маткой производят потомство) и рабочие пчёлы, которые делают из воска соты, добывают пыльцу и нектар, перерабатывают нектар в мёд, убирают, чистят и проветривают восковые ячейки, охраняют улей, выкармливают потомство. Они такие же трудолюбивые, как и муравьи. Возле улья находиться очень опасно. Пчёлы могут ужалить. Пчеловоды – люди, которые разводят пчёл и ухаживают за ними, одевают, специальные костюмы и маски. А что вы знаете про пчёл? Дети делятся знаниями.
Организована выставка «Букашечки – таракашечки».
(Домашнее задание – составление описательных рассказов о насекомых с рисунками).