Лариса Селянина
Групповой исследовательский проект «Безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за её самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Все мы знаем, что правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек.
Публикация «Групповой исследовательский проект „Безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Дошкольный возраст – важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения, о здоровом образе жизни. Это период развития личности, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Зачастую, оказавшись в различных неожиданных ситуациях на улице и дома, дети могут растеряться. Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».
Актуальность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности родителей и всех работников ДОУ. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности. Проект был разработан для детей дошкольного возраста, где были представлены разные формы и виды детской деятельности.
Паспорт проекта.
Цель: Сформированные знания детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения дома.
Задачи:
1. Тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья.
2. Развивать умение правильно пользоваться предметами домашнего обихода.
3. Воспитывать чувство самосохранения.
Вид проекта : Исследовательский, групповой.
Сроки реализации :краткосрочный
Объект проекта : Совместная работа Воспитателя детей и родителей.
Предмет проекта : процесс воспитания и обучения.
Предполагаемые результаты:
•У Детей сформируются знания о правилах безопасного поведения дома, на улице и в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
• Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницами, иголками, ножами, электроприборами и т. д.)
• Получат представление о работе служб спасения и выучат телефоны, по которым можно получить помощь.
Работа по реализации проекта строилась в три этапа.
1 этап – подготовительный.
Цели:
• Изучить методические основы организации образовательной деятельности для детей дошкольников.
• Подбор и систематизация материала (пособий, игрушек, демонстративного материала, книг и атрибутов) для работы с детьми и их родителями.
• Создание развивающей среды по выбранной тематике в виде макетов.
• Формировать заинтересованность у родителей к теме «Безопасность ребёнка».
Мероприятия:
1 Оформить уголок для родителей на тему: «Безопасность ребёнка дома», «Безопасное поведение ребёнка-дошкольника дома и на улице»
2 Создать в группе развивающую среду по теме «Безопасность».
2 этап – основной.
Цели:
• Знакомить детей и родителей с правилами личной безопасности дома.
• Знакомить детей с опасными предметами.
• Знакомить с бытовыми электроприборами, их назначением.
• Закреплять знания детей об основных правилах пожарной безопасности.
• Знакомить с работой служб спасения, умение самостоятельно вызвать.
• Воспитывать чувство самосохранения.
• Пополнять активный словарь детей, формировать выразительность речи и развивать творческие способности.
• Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.
Мероприятия:
1. Рассматривание плакатов на тему: «Безопасность дома и на улице».
2. Беседы с детьми на темы:
• «Один дома»,
• «Опасные предметы»
• «Электроприборы»
• «Не открывай дверь чужим людям»
• «Это не игрушка, это опасно!»
• «Вызываем службу спасения!»
4. Чтение художественной литературы: «Кошкин дом», «Торопливый ножик», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
5. Игровая деятельность.
Дидактические игры:
• «Попробуй отгадать»
• «1-2-3 – опасность назови!»
• «Да-нет»
• «Где и как хранить предметы?»
• «Помоги героям сказки»
• «Доскажи словечко!»
• «Мы спасатели»
• «Что для чего?»
Сюжетно-ролевые игры:
«Мы пожарники»
«Вызываем службу спасения»
«Экстренная помощь»
«Скорая помощь»
6. Эвристические беседы:
1 «Как использовать и хранить опасные предметы». Цель: Сформированные знание детей о многообразии предметов, которыми необходимо уметь пользоваться, но храниться они должны в специально отведённых местах.
2 «Открытое окно и другие опасности в доме». Цель: Расширенное представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.
3 «Электроприборы, без них нам не прожить». Цель: Сформированные знания детей о том, что электроприборы могут быть опасны, какими электроприборами можно пользоваться детям с осторожностью.
4 «Вызываем службу спасения!». Цель: Научить детей правильно пользоваться номерами телефонов экстренных служб (скорой помощи, полиции, пожарной охраны) .
5 «Опасность повсюду» Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми разные опасные ситуации, в том числе встречи с незнакомыми людьми. Научить детей правильно себя вести в таких случаях.
7. Работа с родителями:
• Консультация для родителей на тему: «Безопасное поведение на улице и дома».
8. Совместная творческая работа родителей и детей:
• Составление творческих рассказов на тему «Как предотвратить беду».
• Изготовление схем для каждого ребёнка по теме «Безопасность дома».
• Изготовление макетов: «Дом с электроприборами», «Улицы села»
3 этап – заключительный.
Цели:
• Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта.
• Поделиться полученным опытом с коллегами.
Мероприятия:
1. Итоговое занятие на тему: «Правила безопасного поведения дома».
2. Сюжетно –ролевая игра «Умею, знаю сам и научу другого»
3. Викторина «Я- за безопасный образ жизни»
Литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание», № 9, 2000 год, стр. 64-67.
2. «Безопасность» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.
3. «Как обеспечить безопасность дошкольников», методическое пособие.
4. «Основы безопасности поведения дошкольников» О. В. Чермашенцева.
5. «Осторожные сказки» Т. А. Шорыгина.
6. Белая К. Ю. и др. «Твоя безопасность». – М. : Просвещение, 2008.
7. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры». – СПб. : «Детство-пресс», 2012.
8. Хромцова, Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей до-школьного возраста». - М. : педагогическое общество России, 2005