Нина Ивановна Воробьёва
Краткосрочные проекты в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление мне хотелось бы начать цитатой русского педагога Константина Николаевича Вентцеля:
“На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания” К. Н. Вентцель
Эти слова полностью выражают суть того, о чем мы сегодня будем говорить.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Публикация «Краткосрочные проекты в ДОУ» размещена в разделах
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Требования, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ «Об образовании» и ФГОС, можно реализовать лишь при одном условии - кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающихся, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
Целесообразность использования проектной деятельности в ДОУ :
является одной из форм организации воспитательно -
образовательной работы;
повышает качество образовательного процесса;
способствует выработке исследовательских умений;
способствует развитию креативного и логического
мышления
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения и мышления;
4. развитие коммуникативных навыков.
Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.
В практике современных дошкольных учреждений существует следующая типология проектов :
По характеру содержания и информативности:
Монопроекты – одна образовательная область.
Интегративные – две и более образовательных областей.
По роли ребёнка в проекте :
Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов:
Осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников:
индивидуальные -
выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребёнка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки).
групповые-
осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 человек).
Фронтальные -
выполняется всем коллективом.
По продолжительности:
Краткосрочные (одно или несколько занятий от 1 до 4 недель) -
направлены на решение небольшой проблемы.
средней продолжительности -
рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки).
Долгосрочные (от одного до нескольких месяцев) -
решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время.
По доминирующему принципу:
Существует несколько видов проектов в ДОУ по ФГОС, а именно:
Творческий вид. (Со 2 младшей, возраст 3-5 лет) Это специальные задания, по окончанию выполнения которых, организовывается детское торжество, приуроченное к той или иной теме.
Исследовательский вид. (Старший возраст от 5лет) Малыши проводят разнообразные безопасные опыты. Полученные результаты они оформляют в стенгазеты или альбомы, устраивают выставки.
Игровой вид. (Со 2 младшей, возраст 3-4 года) Это проекты, в основе который лежит творческая игра. Малыши входят в образ героев мультфильмов или сказок и ищут пути решения поставленных задач.
Информационный вид. (Со средней группы 4-5 лет) Задача состоит в поиске подходящей информации. Дети проводят анализ данных, основываясь на собственных убеждениях или социальных убеждениях.
С чего же начать работу над проектом и как заинтересовать детей? Планирование проектной деятельности начинается с вопросов:
- “Для чего нужен проект?”
- “Ради чего он осуществляется?”
- “Что станет продуктом проектной деятельности?”
- “В какой форме будет презентован продукт?”
Давайте с вами рассмотрим этапы разработки проекта :
1этап – организационный
2 этап – планирование работы
3 этап – реализация проекта
4 этап – презентация проекта
На 1 этапе педагог формулирует проблему (цель) на основе изученных проблем детей, помогает ребенку выбрать наиболее актуальную для него задачу на определенный отрезок времени. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию, мотивирует. Определяется продукт проекта.
Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.
Существует несколько способов разработки проектов.
Одна из эффективных форм разработки информационных и исследовательских проектов – модель «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса: Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?
Воспитатель организует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».
Планирование работы.
- к кому обратиться за помощью;
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать;
- с какими предметами научиться работать для достижения цели;
- составление плана движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);
- обсуждение плана с семьями на родительском собрании;
- консультация со специалистами ДОУ;
- составление плана - схемы проведения проекта (вместе с детьми и родителями);
- сбор информации, материалов;
3 этап. Реализация проекта.
Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта. Осуществляет сбор накопленного материала.
- Занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,
- домашние задания родителям и детям;
- самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.)
Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления решение проблемных ситуаций, головоломок. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
Методы реализации проекта.
Практические - создание развивающей среды; экскурсии, наблюдения; оформление уголков в группах для познавательного развития детей.
Словесные – беседы, наблюдения; чтение худ. литературы, заучивание стихотворений; дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Наглядные – выставки, конкурсы; сбор фотоматериалов; рассматривание иллюстраций; ознакомление с художественными образами искусства; личный пример взрослых.
Заключительный этап работы над проектом является презентация проекта.
Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта :
это праздники, занятия, досуг, составление книги, альбома совместно с детьми;
- подведение итогов (выступление на педсовете, родительском собрании; обобщение опыта работы).
Вывод:
Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.
Краткосрочный проект старшего воспитателя с воспитанниками подготовительной к школе группы на тему «Дружба народов России».
• Цель проекта :
Познакомить с музыкальным творчеством разных народов.
Воспитывать толерантность, гордость за свою страну Россию.
Создать праздничную атмосферу, путём костюмированного театрализованного представления.
Задачи проекта :
-Актуализация взаимопонимания и уважения, взаимовыручки между детьми разных национальностей;
- Формирование у дошкольников нормального типа этнической идентичности, при которой ребенок осознает себя и членом этноса, и носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности;
- Развитие творчества;
- Воспитание гражданственности, достоинства, патриотизма.
Актуальность: В настоящее время особенно важной стала проблема воспитания толерантности, поднятая в последнее десятилетие с особой остротой. Целенаправленная работа по воспитанию толерантности, уважение воспитанников к детям другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам, в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. В ходе мероприятия и при последующих обсуждениях его, в беседах проводятся аналогии между традициями народов. Обращается внимание детей на то, что при различных формах и языках, глубинный смысл устного и литературного творчества у всех народов один: любовь к жизни и миру, провозглашение приоритета добра, уважения человека к человеку. Сценарий составлен с учетом возрастных особенностей детей. Объем содержания материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Изучение с воспитанниками «Конвенции о правах ребёнка», беседы, наблюдения, папки-передвижки, дидактические игры по теме: Россия-страна многонациональная.
ВТОРНИК: Сюжетно-ролевые игры, прогулка и подвижные игры.
СРЕДА: НОД.
ЧЕТВЕРГ: Целевая прогулка по территории х. Победа.
Цель: ознакомление с местностью и сплочение детского коллектива.
ПЯТНИЦА: Праздник «Дети разных народов вместе!»
Итоги проекта : В ходе краткосрочного проекта «Дружба народов России» воспитанники старшей группы:
- Познакомились с Конвенцией о правах ребёнка, некоторые статьи которой рассмотрели более подробно;
- - в ходе разных режимных моментов и во всех видах деятельности рассматривали, обсуждали проблемы толерантности и дружбы;
- в ходе костюмированного праздника дети проявили свои творческие способности и нравственные качества.
- Цели и задачи проекта были выполнены.
Выводы: Работая по программе «Детство», используя ряд парциальных программ, в соответствии с ФГОС ДО, педагоги нашего детского сада регулярно успешно реализуют со своими воспитанниками различные краткосрочные проекты. Это доказывает, что краткосрочные проекты являются одной из эффективных форм образовательной деятельности в ДОУ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!