Елена Лойко
Ролево-игровые проекты в работе с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе.
Решению этой задачи может способствовать проектная деятельность, т. к. при реализации проекта предполагается, что каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.
Публикация «Ролево-игровые проекты в работе с детьми средней группы» размещена в разделах
Ролево-игровой проект – это литературные, ролевые игры и др., результат которых остается открытым до самого конца. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
С содержательной точки зрения ролево-игровые проекты могут быть следующих типов:
• Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
• Имитационно-деловые, моделирующие ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни;
(Имитационная игра - это работа участников в условном, вымышленном пространстве)
• Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают дети;
• Имитационно-социальные, где дошкольники исполняют различные социальные роли (журналистов, учителей, пр.).
Работа над ролево-игровым проектом предполагает совместную деятельность педагога и детей.
Этапы деятельности по реализации ролево-игрового проекта
I этап –подготовительный.
Педагог формулирует проблему, т. е. цель проекта.
Проблема - это затруднение, неопределённость, чтобы её устранить, требуется исследование.
Например, по наблюдениям воспитателя дети в игре «Салон красоты» совершают однообразные игровые действия, эта игра мало интересна детям. Дети не владеют знаниями о профессиях: визажист, мастер маникюра, массажист.
Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию: «Меня пригласили на праздник. Мне нужно быть красивой. Я пришла в салон красоты и попросила парикмахера сделать мне причёску, макияж, маникюр, но она сказала, что умеет делать только прически. Что же мне делать?».
Чтобы дети поняли свои затруднения (проблему) можно использовать метод «Трёх вопросов» : Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
Первый вопрос «Что я знаю?» поможет детям осознать проблему. Второй - спланировать деятельность, а третий – наметить пути поиска информации.
Затем воспитатель должен озвучить задачи: нам нужно с вами узнать, что делает визажист и какие инструменты ему нужны, что делает массажист и что ему нужно для работы.
Для того чтобы дети наглядно видели проблему, план дальнейших действий можно зарисовывать их гипотезы, высказывания или привлекать детей к зарисовке условными знаками.
При вхождении в проблему можно использовать и метод «Семь мы».
При обсуждении взрослый может задавать дополнительные вопросы:
• Дети, чем вы озабочены?
• Как мы можем об этом узнать?
• Как вы думаете, предполагаете, как называются профессии людей и что им нужно для работы?
• Что вы будете делать, чтобы узнать о профессиях этих людей?
• Какая помощь вам будет нужна и от кого?
Эти методы можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
II этап – основной
На этом этапе проекта осуществляется запланированная с детьми деятельность, т е. ведётся работа по «системной паутине», разработанной педагогом. В работе могут быть задействованы разные образовательные области, но не обязательно все.
Деятельность должна начаться со сбора и обсуждения информации по выявленной проблеме, которую дети получили с помощью взрослых. Это может быть рассматривание картинок и беседа по ним; рассказы детей; просмотр познавательных презентаций, чтение рассказов, книг принесенных из дома, библиотеки; проведение экскурсии и др.
Для развития умения у детей применять эти знания в игровой практике могут быть организованы речевые тренинги, обучающие игры, игры-драматизации.
Недостающие атрибуты могут быть изготовлены в ходе НОД по изодеятельности или ручному труду, подбираться из бросового материала как предметы-заместители; изготавливаться дома с родителями и презентоваться детьми в группе. Так же необходимо проводить обсуждение их назначения и использования.
III этап - заключительный
Проводиться презентация продукта проекта, т. е. организуется сюжетно-ролевая или театрализованная игра.
В ходе проекта рекомендуется оформлять проектную папку, в которой собраны все рабочие материалы, использованные в ходе проектной деятельности : зарисованные схемы хода реализации проекта, проведенные исследования или найденная информация, конспекты занятий, содержание дидактических игр, тренингов, тексты рассказов (при необходимости); фотографии, работы детей и пр.