Ксения Алехина
Краткое описание рабочей программы «Межполушарное взаимодействие в развитии эмоционально-волевой сферы через квест-игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Межполушарное взаимодействие в развитии эмоционально-волевой сферы через квест-игру у детей с ТНР.
Образовательные области: речевое, социально-коммуникативное и познавательное развитие.
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная.
Возрастная группа: дети среднего дошкольного возраста; дети старшего дошкольного возраста; дети подготовительного дошкольного возраста.
Форма образовательной деятельности: игра-путешествие.
Публикация «Краткое описание рабочей программы „Межполушарное взаимодействие в развитии эмоционально-волевой сферы через квест-игру“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель: Закрепление знаний об эмоциях, развитие эмоционального интеллекта, отзывчивости, коммуникативных навыков.
Задачи:
Образовательные: Способствовать расширению знаний детей об эмоциях и их проявлениях; активизировать познавательный интерес; формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); формировать умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Развивающие: Развитие эмпатии; развитие произвольного внимания; развитие коммуникативных навыков; развитие логического мышления ребёнка;
развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр; развитие мелкой моторики рук; развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации. формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные: Снятие психоэмоционального напряжения; формировать умение работы в коллективе; воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
Планируемый результат:
- Дети различают и узнают основные эмоции;
- Дети знают способы преодоления негативных эмоциональных проявлений (страх, агрессия);
- Группа стала более сплочённой;
- Сформирована отзывчивость и навыки общения.
- Высокая познавательная активность;
- Высокая способность к произвольному контролю;
- Развитие речи, памяти, внимания, творческого и логического мышления, воображения;
- Повышение стрессоустойчивости организма;
- Снижение тревожности детей;
- Развитая координация движений, точное выполнение движений;
Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий, имеющих определённую функциональную специализацию. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создаёт конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств. Запоминает её. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего «Я». Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Именно специальные кинезиологические упражнения в полном объёме способны справиться с этой задачей.
Кинезиологические упражнения в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы.
Систематическое выполнение кинезиологических упражнений влияет на всестороннее развитие ребёнка и способствует успешной подготовке к школьному обучению.
Стремясь развивать интеллект ребёнка, многие уделяют внимание лишь познавательным способностям малыша. Однако не стоит забывать о таком важном понятии, как эмоциональный интеллект, то есть умении распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновения.
Проявление эмоций у дошкольников не ограничивается только радостью и грустью, они могут выражать гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие сложные эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что они чувствуют в данный момент. Кроме этого они испытывают трудности в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства окружающих или неправильно интерпретируют их эмоции. Именно с развитием эмоционального интеллекта связаны способности к сопереживанию и эмпатии.
Ребёнку необходим хорошо развитый эмоциональный интеллект, чтобы разбираться в собственных чувствах и эмоциях, легче находить общий язык со сверстниками, лучше усваивать учебную программу, контролировать эмоции и мотивировать себя.
Именно поэтому нами была разработана программа «Межполушарное взаимодействие в развитии эмоционально-волевой сферы через квест-иргу».
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Выдающийся психолог Л. С. Выготский подчёркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, её задач, когда их выполнение составляет главную её прелесть. Ведь игра возникает не самопроизвольно, как продукт чисто индивидуального творчества, а под влиянием социального окружения, в результате усвоения ребёнком социального опыта и становиться средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.
Методы руководства игрой в разных возрастных группах различны.
Сфера применения: коррекционная деятельность, свободная игровая деятельность для детей группы комбинированного вида 4-7 лет.