Татьяна Залыгина
Краткий анализ программы для детей с нарушением интеллекта под ред. Е. А. Стребелевой, Е. А. Екжановой
▼ Скачать + Заказать документы
Краткий анализ программы для детей с нарушением интеллекта
под ред. Е. А. Стребелевой, Е. А. Екжановой.
В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя особые, качественно отличающиеся специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий тип деятельности; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.
Публикация «Краткий анализ программы для детей с нарушением интеллекта под ред, Е, А, Стребелевой, Е, А, Екжановой» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ЗПР. Задержка психического развития
- Темочки
В каждом психологическом возрасте главной является генетическая задача развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений «ребенок — взрослый». Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода к следующему возрастному этапу.
Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в стремлении специалистов и исследователей к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания.
Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта.
принципиально значимыми в данной программе являются следующие приоритеты:
формирование способов усвоения общественного опыта (в том числе и учебных навыков) умственно отсталым ребенком как одна из ведущих задач обучения, которое является ключом к развитию ребенка и раскрытию его потенциальных возможностей и способностей;
учет генетических закономерностей психического развития ребенка, характерных для становления ведущей деятельности и психологических
новообразований в каждом возрастном периоде;
деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия;
единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
анализ социальной ситуации развития ребенка и семьи;
развивающий характер обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития;
включение родителей или лиц, их заменяющих, в коррекционно-педагогический процесс;
расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием;
формирование и коррекция высших психологических функций в процессе специальных занятий с детьми;
реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствование
методов и приемов работы;
стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для развития практической деятельности детей, общения и воспитания адекватного поведения;
расширение форм взаимодействия взрослых с детьми и создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми;
определение базовых достижений умственно отсталого ребенка-дошкольника в каждом возрастном периоде с целью планирования и осуществления коррекционного воздействия, направленного на раскрытие потенциальных возможностей развития ребенка.
Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории.
Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников.
С учетом образовательных потребностей умственно отсталых детей дошкольного возраста в программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
Работа в разделе «Здоровье» включает два основных аспекта: с одной стороны, создание условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников детского сада и формирования у них культурно-гигиенических навыков, с другой — формирование у них потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и развитие их представлений о своем здоровье и средствах его укрепления. Первый аспект работы касается всего периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении, второй особенно значим для последнего года его пребывания в детском саду, поскольку именно для этого периода в программе выделяются специальные часы для проведения «занятий здоровья». Эти занятия проводятся воспитателем один раз в неделю.
В разделе «Здоровье» программой определены следующие семь основных направлений коррекционно-педагогической работы: «Путь к себе», «Мир моих чувств и ощущений», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Движение — основа жизни», «Человек есть то, что он ест», «Советы доктора Айболита», «Здоровье — всему голова».
Работа, проводимая в направлении, названном «Путь к себе», призвана закрепить у детей образ «Я». Дети учатся понимать и принимать свои физические, умственные возможности, сильные и слабые стороны личности.
В содержании работы в направлении «Мир моих чувств и ощущений» детей знакомят с основными средствами познания мира — зрением, слухом, кожной и мышечной чувствительностью, обонянием, вкусовыми ощущениями. Путем практических упражнений дети постигают особенности этих ощущений, учатся им доверять и использовать в повседневной практике, фиксируют в речи свои ощущения. Кроме того, воспитателями создаются специальные ситуации для накопления индивидуального чувственного и эмоционального опыта, который закладывает основы представлений детей о различных чувствах и их проявлениях в поведении и в отношениях с окружающими людьми. В подготовительной группе у дошкольников формируют представления о возрасте людей. Дети узнают о зависимости от возраста деятельности человека. Начинают понимать, что самочувствие человека зависит от образа жизни и правильного отношения к своему здоровью. Такой подход является основой для формирования представлений о здоровом образе жизни как базовой потребности человеческого организма.
Детей знакомят с приемами правильного дыхания. Они овладевают навыками контроля за своим поведением с использованием дыхательных упражнений. Соблюдение режима проветривания помещения, регулярные прогулки и активный отдых, сон в проветриваемом помещении становятся для детей важным условием здорового образа жизни.
Содержание работы в направлении «Движение — основа жизни» посвящено формированию у детей представлений о значении двигательной активности в жизни человека. Дети знакомятся со своими индивидуальными параметрами физического развития и роста. Они учатся измерять свой рост, оценивать свою силу, ловкость, скорость передвижения, выносливость при физических нагрузках. В процессе занятий дошкольники знакомятся с ролью подвижных игр в повышении работоспособности, в снятии напряжения и усталости; овладевают комплексами упражнений для физкультминуток на занятиях, для утренней гимнастики.
Педагогическая работа, связанная с содержанием направления «Человек есть то, что он ест», посвящена формированию у детей представлений о полноценном, сбалансированном и здоровом питании. Дети знакомятся с полезными для здоровья человека продуктами и с их качественным выбором. Они постигают в общих чертах особенности процесса пищеварения, культуры питания и поведения за столом.
У дошкольников формируют навыки ухода за своими зубами, их учат, как надо правильно чистить зубы, беречь их, своевременно обращаться к врачу. У детей закладываются представления о связи здорового и полноценного питания со здоровыми зубами и деснами, органами пищеварения. В направлении «Советы доктора Айболита» работа посвящена формированию у детей представлений о возможностях традиционного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма, обучению приемам элементарной медицинской помощи. Детей знакомят со случаями и жизненными ситуациями, в которых необходимо обращение к врачу, рассказывают о случаях возникновения угрозы здоровью: это появление высокой температуры, сильного кашля, симптомов пищевого отравления, травма, боль в различных частях тела. У детей формируются представления о своих правильных действиях в проблемных жизненных ситуациях: вызов «Скорой помощи», обращение за помощью к другому человеку, необходимость сделать прививку или укол, лечение зубов, прием лекарства, полоскание горла и др.
В рамках этого направления проводится работа по профилактике простудных заболеваний у детей.
Содержание работы в направлении «Здоровье — всему голова» предполагает закрепление у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни как об одной из важнейших жизненных ценностей человека. Обсуждаются условия поддержания своего организма в активном, здоровом состоянии, формируются установки на порицание вредных привычек (переедание, алкоголь, курение, токсикомания, наносящих урон здоровью и развитию организма.
У детей закрепляются навыки безопасного поведения на дорогах, во дворе, на пешеходных переходах, формируются представления о правильном поведении в экстремальных ситуациях : при встрече с чужим человеком, с незнакомым животным, во время пожара, наводнения, большого скопления людей.
Таким образом, все содержание работы в разделе «Здоровье» в дошкольном учреждении должно быть направлено на совершенствование духовного развития детей, укрепление их физического здоровья и создание условий для обеспечения базовых человеческих потребностей, создание им индивидуального психологического комфорта.
Дети должны научиться:
§ выполнять основные гигиенические навыки;
§ владеть навыками повседневного ухода за своими зубами (чистить утром и вечером, полоскать после еды);
§ выполнять комплекс упражнений утренней зарядки;
§ показывать расположение в теле позвоночника и сердца;
§ выполнять элементарные дыхательные упражнения под контролем взрослого;
§ перечислять по просьбе взрослого полезные для здоровья человека продукты;
§ иметь элементарные представления о роли солнечного света, чистого воздуха и воды для жизни и здоровья человека;
§ выполнять 3-4 упражнения для снятия напряжения глаз;
§ использовать приемы самомассажа пальцев рук, кистей и стоп эластичным кольцом, эластичной пружинистой палочкой (су-джок);
§ перечислять правила безопасного поведения в доме и на улице;
§ иметь представление о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью.
Основополагающим содержанием раздела «Социальное развитие» является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение малыша способам усвоения и присвоения общественного опыта. В основе его сотрудничества со взрослым лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы. Переход ребенка от непосредственного восприятия к подлинно познавательному интересу становится основой для деловой формы общения, а затем и для подлинного сотрудничества с другими людьми.
Физическое развитие и физическое воспитание направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.
В процессе социального развития ребенка-дошкольника выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».
В целом все содержание работы в разделе «Социальное развитие» нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе в быстро изменяющемся мире.
Решение вопросов социального воспитания дошкольников четвертого года жизни с нарушением интеллекта осуществляется в процессе проведения занятий по социальному развитию и ознакомлению с окружающим. Занятия проводятся 4 раза в неделю педагогом-дефектологом и воспитателем.
Педагог-дефектолог обучает детей способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения, обеспечивает сочетание зрительных и тактильно-двигательных способов обследования, обобщает полученный ребенком практический жизненный опыт, приобретенный в ходе наблюдений, прогулок, практической деятельности.
Воспитатель организует практическую деятельность детей, проводит целенаправленное и ситуативное наблюдение за деятельностью людей и окружающей действительностью.
Дети должны научиться:
§ здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании;
§ благодарить за услугу, подарок, угощение;
§ адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях;
§ проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;
§ выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах;
§ устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в пантомимике;
§ проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;
§ адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
§ замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;
§ начинать и продолжать диалог со своими сверстниками и близкими взрослыми;
§ владеть одним-двумя приемами разрешения возникших конфликтных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику);
§ быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;
§ положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль;
§ уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам
.