Ирина Хайрулина
Краткая характеристика к рабочей программе
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая характеристика к рабочей программе
В современном мире нельзя переоценить роль дошкольного образования. На сегодняшний день ступень дошкольного детства становится главным образовательным резервом нашей страны. Именно в дошкольном возрасте происходит активное становление личности ребёнка, закладываются основные духовно-нравственные принципы, нравственно-волевые качества, интеллектуальные умения и навыки, важные для будущего обучения в школе. Другими словами, дошкольное образование выступает в роли фундамента для дальнейшего гармоничного и всестороннего развития ребёнка.
Публикация «Краткая характеристика к рабочей программе» размещена в разделах
Рабочая программа разновозрастной группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программе МКДОУ «Шевелевский детский сад», составленной на основе проекта примерной образовательной программы «Радуга» авторы: С. Г Якобсон, Т. П. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, Е. А. Екжанова. Методическое обеспечение проекта примерной общеобразовательной программы соответствует перечню методических изданий, рекомендованных Министерством образования РФ по разделу «Дошкольное воспитание».
Общеразвивающая программа включает в себя основные направления развития ребё нка: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей, становлению специфических видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной, чтения.
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Данная цель реализуется через качественное выполнение задач «Программы».
-способствовать благоприятной адаптации в группе, установлению положительных отношений с воспитателем и детьми в группе;
-обеспечивать физическое развитие детей, своевременное овладение основными видами деятельности и элементарными культурно - гигиеническими навыками;
-способствовать развитию познавательной активности - представления о людях, предметах, явления и пр. ;
-способствовать развитию самостоятельности, овладению разнообразными способами действий, приобретение навыков самообслуживания, игровой деятельности и общения;
-воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему; -развивать творческое проявление, переживание успеха и радости от реализации своих замыслов;
-развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласовано; -формировать представления о здоровом образе жизни через привитие культурно - гигиенических навыков, обучение уходу за своим телом, формирование элементарных представлений о строении собственного тела, выработку осознанного отношения к своему здоровью;
-воспитывать у детей любовь к матери, родному дому, своим близким, родной природе, родному городу, краю.
Целевые ориентиры.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
У ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
У ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
У ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
> ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
> ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В данной образовательной программе представлены пять направлений развития воспитанников. в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Основные задачи образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие
1) Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5) Формирование готовности к совместной деятельности.
6) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
7) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
8) Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. ,
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
1) Владение речью как средством общения.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7) Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие
1) Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
1) Развитие физических качеств.
2) Правильное формирование опорно - двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
3) Правильное выполнение основных движений.
4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
5) Овладение подвижными играми с правилами.
6) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Современный образовательный процесс с дошкольниками требует такого взаимодействия педагога с воспитанниками, которое обеспечивало бы детям свободу действий и содействовало бы гармоничному развитию. Поэтому педагог должен обязательно владеть навыками системной организации педагогического взаимодействия.
Общеизвестно, что от характера педагогического взаимодействия зависит эффективность образовательного процесса. В программе отражены следующие виды педагогических технологий:
1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
2. Технологии проектной деятельности.
3. Технологии исследовательской деятельности
Значительное место при составлении программы отведено работе с родителями. Лишь совместные усилия специалистов детского сада и родителей помогут малышу легче и быстрее пройти сложный для ребёнка период.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие
Задачи.
1) формирование психолого- педагогических знаний родителей;
2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых
мероприятий, работы родительского комитета
• целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
• обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях
Материально-техническое обеспечение.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МКДОУ «Шевелевский детский сад» группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
1) насыщенность;
2) трансформируемость;
3) полифункциональность;
4) вариативность;
5) доступность;
6) безопасность.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям
детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункционалъностъ материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды: детскую мебель, маты, мягкие модули, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Режим дня.
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя
из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.
Описание организации и жизнедеятельности детей.
Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания в ДОУ: с 7.00 до 19.00 часов.
Образовательный процесс осуществляется с первого сентября по тридцать первое мая. Летний период - с первого июня по тридцать первое августа.
Режим дня гибкий, ориентирован на возрастные и индивидуальные особенности детей. Организация жизнедеятельности ДОУ предусматривает, как организованную совместную деятельность с педагогами и детьми, самостоятельную деятельность детей, так и взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению ДОУ
В организацию жизнедеятельности детей включены пять образовательных областей, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей и состоит из двух частей непосредственно образовательной деятельности: инвариативной (обязательной) и вариативной.
Инвариантная часть непосредственно образовательной деятельности составлена в соответствии с образовательной программой МКДОУ «Шевелевский детский сад» и обеспечивает её выполнение. Она реализуется через занятия.
Объем недельной образовательной нагрузки составляет:
• Разновозрастная группа (от 5 до 7 лет) : старшая подгруппа - 15 занятий (70 минут) подготовительная подгруппа - 17 занятий (2часа).
Объем инвариантной непосредственно образовательной части составляет- 87%.
Работа осуществляется в разных формах организации детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В сентябре НОД не проводятся, дети через игровую деятельность адаптируются к новому учебному году, воспитатели проводят необходимые педагогические мониторинги. Проведение НОД начинается с октября.
В рамках вариативной части основной образовательной программы в дошкольном учреждении функционирует разновозрастная группа с ориентиром на детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 8 лет). Режим дня в разновозрастной группе един для всех детей, но обязательно учитываются возрастные потребности и возможности ребенка (деятельность бодрствования и сна, объем нагрузок). Чтобы все виды деятельности осуществлялись своевременно и качественно, большое внимание уделяем согласованности в работе воспитателя и младшего воспитателя. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно, но больше всего в самые напряженные моменты: при завершении одних процессов и переходе к другим; подготовка к прогулке, выход на игровые площадки и возвращение в группу, укладывание детей спать, проведение закаливающих процедур. Поэтому в содержание работы с детьми в разновозрастной группе включается распределение обязанностей воспитателя и младшего воспитателя.
Чтение художественной литературы проводиться ежедневно за рамками НОД, а реализация направления образовательной области «Познавательное развитие» «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» осуществляется в рамках всей непосредственно образовательной деятельности по всем образовательным областям.
Вариативная часть непосредственно образовательной деятельности - формируется участниками образовательного процесса с учетом видовой принадлежности учреждения, приоритетным художественно-эстетическим направлением его деятельности и имеет несколько направлений:
• художественно-эстетическое
Включает в себя совокупность образовательных областей:
- «социально-коммуникативное развитие»;
- «речевое развитие»;
- «художественно-эстетическое развитие»;
Вариативная часть реализуется через кружковую работу, с использованием модифицированных программ.
В разновозрастной группе проводится театральный кружок, руководитель Бабкина Е. А., проводятся с детьми старшей и подготовительной к школе подгруппы во вторую половину дня и составляют 13 % непосредственно образовательной деятельности.
Объем недельной образовательной нагрузки вариативной части составляет:
• разновозрастная группа - 2 занятия (60 мин).
В середине учебного года (январь) предусмотрены недельные каникулы здоровья, во время которых проводится непосредственно образовательная деятельность только физического и художественно--эстетического направления.
Организация предметно-пространственной среды.
Создание и обновление предметно-развивающей среды в разновозрастной группе связано с ее влиянием на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом.
Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность. Предметно - развивающая среда строиться на основе учета принципов построения развивающей среды.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы и уровень развитие интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год. В мониторинге используются те методы, применение которых позволяет получить объем информации в оптимальные сроки.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса с детьми на прогулке.
Пояснительная записка
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Поэтому в данном тематическом планировании в полной мере отражена интеграция образовательных направлений, которые делают наиболее эффективным воспитательно-образовательный процесс на прогулках.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки -до 4 часов. Только температура воздуха ниже - 15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом).
Кроме того, предлагаемый вариант планирования составлен с учетом организации рациональной двигательной активности детей и ее педагогического руководства в процессе игр и упражнений на прогулке. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице, с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
На участке детского сада должно быть оборудовано место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков и т. д.
Важным моментом планирования является распределение игр и упражнений с учетом их интенсивности и сложности. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более подвижные физические упражнения с менее подвижными.
При подборе игр и упражнений учтены такие факторы, как время года, погодные условия и место их проведения. В весеннее-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний.
Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д., а малоподвижных на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье по гимнастической стенке, бег со скакалкой и т. д.).
Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.