юлия косилова
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Край соловьиный и его обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему
«Соловьиный край и его обитатели»
Воспитатель:
- Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля.
Это русское раздолье, это Курская земля!
Слышу песни жаворонка, слышу трели соловья.
Это русская сторонка, это Родина моя!
Воспитатель: – Ребята, о чем это стихотворение?
1 задание «Вопрос-ответ»
1. Как называется наш город?
2. К какой области относится наш город?
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Край соловьиный и его обитатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
3. Главный город нашей области?
4. От какой реки произошло название города Курска?
5. Как называется наш район?
6. Главный город района?
-Сегодня я предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие по нашей Родине - Курскому краю.
Давайте посмотрим на карту. (Слайд)
-Курская область расположена в центре России. Территория области почти
30 000 квадратных километров. В Курской области 10 городов и 2805 населенных пунктов. Давайте вспомним города Курской области. (Курск, Железногорск, Курчатов, Льгов, Щигры, Рыльск, Обоянь, Дмитриев, Суджа, Фатеж)
- Наша Курская область граничит со следующими областями. Назовем наших соседей. Можно хором. (Она граничит с Орловской, Липецкой, Брянской, Сумской, Белгородской, Воронежской областями). Слайд.
На Курской земле люди живут еще с древних времён. Первые жители обитали в землянках, одевались в звериные шкуры, охотились на мамонтов. Слайд.
-Позже стали заниматься рыболовством, скотоводством, земледелием. В далёком прошлом Курский край назывался Посемьем (от названия реки Сейм). - Ребята, есть предположение, что река Сейм получила свое название по семи притокам, которые образовали эту реку. Это самая большая река нашей области.
Наш с вами родной город Льгов построен на берегах этой реки.
Давайте представим, что мы с вами отправились на рыбалку. Подумайте и ответьте, какую рыбку можно поймать в реках курской области. (ответы детей). Вы молодцы.
Я хочу вам сказать, что в водоемах курской области обитает 32 вида рыб (слайд) и я расскажу вам интересные факты о некоторых из них. (слайды)
По берегам рек располагаются степи и растут густые леса, в которых много дичи. Сюда приходят охотиться местные жители и даже приезжают из других мест. Слайд
-Отправимся и мы в эти места. Слайд.
Послушайте. Кто это так голосисто поет?
Из 265 видов птиц, Которые обитают в курской области, самой знаменитой является маленькая серая птичка.
Трели, песни разлились среди листьев и ветвей. Как прекрасно твоё пение, голосистый (соловей) слайд (прослушивание записи с пением соловья)
-Именно благодаря этой птичке наш край получил звание «Соловьиный край»
Послушайте стихотворение про курского соловья.
Выйду я на зорьке
Слушать соловья
Рощицы, пригорки,
Вдалеке – поля.
Над родной сторонушкой
Солнце поднимается,
И поет соловушка
Свищет, заливается
Трели соловьиные
Понимаю я,
Славит он родимые
Рощи и поля
Зорька ленту узкую
Бросит над рекой,
Славит землю русскую
Голос золотой.
Каких еще вы знаете птиц обитающих в наших краях (Слайд).
Я расскажу, вам, о некоторых птицах.
Воспитатель:
-В лесах и степях Курской области обитают 59 видов животных. Отгадайте загадки и узнаете, кто живё т в лесу:
Белка.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Заяц.
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Волк.
В лесу зимой холодной,
Ходит злой, голодный.
Он зубами щелк!
Это серый …
Еж.
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами,
За жуками и мышами.
Лиса.
Хитрая плутовка, Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее …
Лось.
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Воспитатель: каких еще животных вы знаете обитающих в наших краях. (слайд)
ФИЗМИНУТКА Игра «Платочек» В такую игру играли наши предки земляки.
«Вот платочек расписной, он волшебный не простой.
Буду с вами я играть, всех платочком накрывать»
Дети бегают под музыку. Когда музыка остановится, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится три раза. Воспитатель: А теперь садитесь, пожалуйста, на свои места.
-Путешествуем дальше.
Одним из самых знаменитых символов Курской области является Курский заповедник имени Алехина В. В., известный также под названием «Стрелецкая степь». Заповедник стал известен благодаря произрастанию на его территории просто колоссального количества разнообразных видов растений, благодаря чему в самые разные времена года его просторы выглядят необычайно ярко и красочно. (слайд)
А какие растения мы можем назвать, произрастающие в заповеднике. (Слайд)
А теперь давайте вспомним, чего нельзя делать в заповеднике.
Правильно, ребята.
А что можно делать? Правильно: любоваться красотой природы.
-Очень богат животный и растительный мир в нашем крае и все в нем взаимосвязано.
- Есть в наших краях растения и животные, которые занесены в Красную книгу.
- Что такое Красная книга? (книга, в которую занесены исчезающие или исчезнувшие виды растений и животных)
-Каких еще животных, занесенных в красную книгу, вы знаете? (выхухоль, дрофа, змееяд, беркут, черный аист.
Редкие: ласка, горностай, светлый хорек, европейская норка, бобр, белка, ондатра, благородный олень, пятнистый олень, лось, кабан.)
-Почему эти животные попали в Красную книгу? (потому что люди истребляли их без надобности, нарушили экологические связи в природе)
Воспитатель: Теперь, давайте на минутку вернемся в наш родной город.
У нашего города есть герб, на котором нарисована птица дрофа. Давным-давно в нашей местности водилось их много. Эта птица бесконечно предана тому месту, где родилась. И мы должны, как и наши предки, быть верными своему краю и охранять его. Слайд.
Воспитатель: Любите наш край, нашу малую родину, храните её и гордитесь тем, что мы – жители соловьиного края.
Итог занятия :
Вопрос-ответ
- Самая большая река Курской области? (Сейм)
- На берегу какой реки построен наш город Льгов? (Сейм)
- Если бы вы отправились на рыбалку, какую бы рыбу вы смогли поймать в водоёмах нашей области? (сом, карп, карась, окунь, щука, язь)
- Назовите птиц Курской области?
- Назовите животных Курской области?
-Нам известно, что на территории Курской области есть заповедник. Итак, что такое заповедник? (охраняемая территория)
- Назовите заповедник Курской области. (Стрелецкая степь имени Алехина)
- Что нельзя делать в заповеднике?
- Что такое Красная книга? (книга, в которую занесены исчезающие или исчезнувшие виды растений и животных)
-Какое Растение: занесено в Красную книгу? – (ландыш).
- Насекомое: занесено в Красную книгу – (жук-олень).
- Животное: занесено в Красную книгу - (выдра).
- Птица: занесено в Красную книгу – (черный аист).
Следующий задание «Мой край самый….» игра с мячом.
Воспитатель: - Дети, сейчас каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем крае.
(Дети называют прилагательные к словосочетанию) (современный, культурный, спортивный, красивый, родной, промышленный, гостеприимный, доброжелательный)
По окончании работы детям предложить подарить открытки гостям