Татьяна Аболмасова
Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «У истоков Курского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
Знакомство с символами России, гербами Курской области и г. Щигры.
Знакомство с жизнью и бытом людей Курской губернии.
Знакомство с народным костюмом Курской области.
Знакомство с ремёслами и промыслами Курской области.
Знакомство с играми и песнями родного края.
Знакомство с Кожлянской игрушкой.
Поход в краеведческий музей.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для подготовительной группы „У истоков Курского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Курская область, курск
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, чувство национальной гордости за свой край.
Воспитание и развитие у детей дошкольного возраста интереса к объектам национальной культуры.
Уточнять и расширять знания детей о народных промыслах и ремёслах Курской области.
Обобщить знания детей о быте, одежде и предметах домашнего обихода наших предков.
Прививать любовь к национальному творчеству.
ХОД:
Дети и гости в группе.
Воспитатель обращает внимание детей на гостей, здороваемся с ними.
В. : –Ой, ребятки, по-моему, мы здесь не все! А где же Маша?
(Маша входит из приёмной с куклой одетой в Курский народный костюм.)
Маша: - Извините, я задержалась, куколку из шкафчика доставала. (Показывает)
Кирюша: - Могла бы и попозже достать! Тем более такую! Хотя кукла вроде ничего, но одежда у неё странная.
Маша: - Много ты понимаешь! Между прочим, в старину именно так одевались!
В. : - А кто же ей такой костюм сшил?
Маша: - Бабушка.
В. : - Какая она у тебя молодец! Ведь сейчас на Машиной кукле самый настоящий Курский народный костюм! В старину по костюму можно было определить, откуда человек родом. Это нам в музее рассказывали, но, к сожалению, Кирюши в этот день в детском саду не было. Давайте, получше рассмотрим наряд Машиной куколки. (Рассматриваем и комментируем.)
- На ней надет сарафан, раньше его шили из тонкой домотканой шерсти. Сарафаны, которые носили каждый день, были окрашены в чёрный или тёмно синий цвет, а те, что одевались по праздникам, были красными или малиновыми. Позади видны такие складки - гофрировка. Эти складки никогда не расходились и не гладились. В целях экономии ткани переднюю часть сарафана не гофрировали, а прикрывали завеской. (Показываем.) По подолу сарафан украшен красной тесьмой – штанчиком. Также украшалось оплечье, в данном случае – полосками из ткани и иногда шнуром из металлических нитей.
Завеска - это высокий передник из домотканого полотна с рисунком. По подолу украшался ажурным шитьём. Он всегда соответствовал ансамблю костюма.
Рубаха – состоит из двух частей: верхней - «стана», сшитого из более хорошего материала и нижней – «подставы», которая шилась из грубого материала, мешковины. Стан рубахи изготовлялся из фабричной однотонной ткани с рисунком. Рукава рубахи широкие, книзу присобранные на манжет. Когда девушка танцевала, подняв руки вверх, рукава рубахи напоминали крылья.
На голове женщины носили кокошники, платки.
Пояса – с давних времён - это необходимая часть одежды, как женской, так и мужской. Поясом подпоясывали рубахи, сарафаны, верхнюю одежду которая никогда не имела застёжки. Пояса были разные узкие и широкие и изготовлялись на ткацком станке. Узор чаще всего был полосатым. На концах пояса украшались махрами, бисером, стеклярусом, атласными лентами. Без пояса, как и без креста, ходить было нельзя. Распоясать человека означало его обесчестить. Для жениха и невесты пояса украшались по-особенному.
Так одевались женщины. Мужчины одевались в клетчатые рубахи и порты (штаны). Подпоясывались поясами.
Из обуви - были плетёные из бересты лапти.
В. : -Между прочим, в музее нам не только про костюм рассказывали. Давайте вспомним, о чём мы там узнали и поделимся своими знаниями с другими. (Дети садятся на стульчики)
Давным-давно, много-много лет назад, когда ещё не родились наши прапрапрабабушки, наше государство называлось не Россия, а Русь. Всё было совсем не так как сейчас. Конечно, раньше тоже жили люди, но их было не столько сколько нас сейчас. Они тоже носили одежду, но она была другой, а многих вещей – машин, телевизоров, телефонов, холодильников - не было, их придумали и создали гораздо позднее. Нам в это даже поверить трудно. Вот в эти времена, на просторах Киевской Руси, появились первые поселения людей, в том месте, где располагается наш областной центр.
Кстати, а как он называется?
Дети: - Курск.
В. – Правильно, Курск. Это было в конце 9 века. Чуть позже, в период правления князя Владимира Святославовича, был основан город Курск. Своё название он получил от реки Кур. Очень многие города строились на берегу рек. А какие ещё Курские реки вы знаете?
Дети: - Сейм, Тускарь.
В. : - Правильно. Скажите, а в нашем городе протекает река?
(Ответы детей)
В. : - Там, где Вырдовский пруд, текла река Лесовая плота, а где городской пруд река Щигор. Хотя есть мнение, что эти две реки имели одно название.
Поэтому наш город называется – …
(Ответы детей)
В. : - Щигры. Скажите, а на месте нашего города всегда был город?
(Ответы детей)
В. : - Когда-то наш город был селом, которое называлось Троицкое. Но в 1779 г. Екатерина II подписала указ о переименовании с. Троицкое в город Щигры. Это и стало днём рождения нашего города. Может кто-то помнит, когда он?
(Ответы детей)
В. : - День рождения нашего города 23 мая 1779г. В этот же день учредили и состав Курской области, раньше говорили губернии, в её состав входили 15 уездов – районов, мы сейчас так говорим. Состав уездов потом немного изменился.
Состав населённых пунктов менялся, но все они входили в состав великого государства – России. Все мы знаем, что каждое государство имеет свои символы: герб, гимн, флаг. Для чего они нужны?
(Ответы детей.)
Гимн – это песня, которую исполняют в особо важных и торжественных случаях. Какие цвета присутствуют на флаге нашего государства? Как выглядит наш герб?
(Ответы детей) (Сопровождаются показом изображений символов)
Свои гербы есть и у каждого города: есть он у Курска (показываю, есть герб и у нашего небольшого родного города.
Что изображено на гербе нашего города? Найдите его среди других.
(Дети выполняют)
В. : - Герб нашего города – это щит, разделённый на три части, в верхней три куропатки, в одной нижней части на красном поле - ружьё, а в другой на зелёном поле золотой серп. Куропатки говорят о принадлежности нашего города к Курской области. А ружьё и серп говорили о том, что здесь места благоприятные для охоты и выращиванию хлебов. Герб нашего города был утверждён 8 января 1780г.
Кирюша: - То, что люди только охотились, да хлеб выращивали – это я понял. А откуда же тогда всё остальное бралось? Одежда, посуда, да и вообще всё-всё.
В. : - Герб всего лишь символ, а люди жили также как и везде. Представьте: я умею шить одежду, а Кирюша делать посуду. Я куплю у Кирюши горшок или миску, чтобы было, куда класть кашу, а Кирюша купит у меня одежду. Иногда люди не продавали, а менялись, деньги ведь тоже не всегда были. То, что мы сейчас называем профессией – тогда называли ремеслом или промыслом. Кто помнит, какие ремёсла были в Курской губернии?
(Дети называют ремёсла и уточняют, какие изделия получались в том или ином ремесле.)
В. - Многие из предметов, которые были сделаны мастерами- ремесленниками мы видели в краеведческом музее. Наверное, кое-какие похожие предметы вы могли видеть и у своих близких. Кстати, я тоже нашла некоторые старинные вещи и из них создала свой мини музей. Хотите посмотреть? Тогда предлагаю вам и гостям пройти в музыкальный зал.
(Идём в музыкальный зал)
В. : - Смотрите, здесь почти музей. Давайте рассмотрим предметы, вспомним их названия и уточним к какому из промыслов их можно отнести.
(Дети рассматривают предметы и делают свои выводы о них)
Но чем бы люди не занимались, чтобы было веселее, они пели. Пели не только за работой. На праздники не только пели, но и водили хороводы и карагоды. Помните, чем они отличаются? (Уточняем.) Давайте и мы с вами исполним куплет одной из Курских народных песен.
(Дети поют)
В. : - Вы так хорошо пели, как самые настоящие Курские соловьи! Ведь наша область издавна славиться песнями наших соловьёв. Их ласково называли «соловушками». Шло время. Менялась одежда людей, менялись и создавались новые предметы быта и техники. Не изменились только эти маленькие птички, песни которых мы и сейчас можем слышать тёплыми летними вечерами.
- Скажите, а менялось ли жильё людей? (Ответы детей)
-Сейчас мы с вами живём в домах, а раньше люди жили в избах и хатах. Кто помнит, чем отличалась изба от хаты? (Ответы детей)
-Помните, как называлась та часть избы, где находилась печь? (Теплушка) Правильно. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной.
Для чего печь нужна была людям? (Ответы детей)
-Вдоль центральной стены располагалась лавка, которая к ней же и крепилась. Возле другой стены стояли скамейки. В «красном» углу висела икона. Скажите, а угол на самом деле был красным? Что значит красный? (Дети отвечают) Стол, как правило, тоже стоял в красном углу. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенах висели расшитые белые полотенца, на полу - самотканые дорожки. На стенах висели разные полочки, на которых стояла посуда и другая утварь.
Но самое главное в любом жилье - не важно, дом ли это как сейчас, или изба, а может хата, как раньше, красит его не столько внутреннее убранство, сколько её хозяева. Ведь самый красивый дом тот, в котором живут добрые, гостеприимные люди. А так как раньше дорогих гостей встречали хлебом с солью то и про дом говорили что он «хлебосольный». Бывало что хозяева сами хлеб не каждый день ели, а гостей старались угостить.
У нас с вами сегодня тоже много гостей и мне очень хочется, чтобы они считали нас умными, добрыми и гостеприимными хозяевами, поэтому предлагаю устроить чаепитие и угоститься чем бог послал.
- На этой сладкой ноте наше занятие подходит к концу. Во время занятия мы постарались вспомнить о том, что узнали ранее о жизни и быте наших далёких предков и надеюсь, что смогли поделиться этими знаниями с другими.