елена фащук
Интегрированное занятие для старшей группы «Королевство эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обеспечивать эмоциональное благополучие, психологическую безопасность детей.
Задачи: Познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций в приемлемой форме и управления ими. Учить анализировать собственное поведение и поступки других. Сохранять и укреплять психофизическое здоровье каждого ребенка, способствовать становлению образа «Я». Формировать базовые качества личности, обеспечивающие успешную социализацию ребенка, представления о таких универсальных ценностях, как жизнь, здоровье, счастье, красота, общение, человек, гуманизм, добро, труд, милосердие, любовь, свобода, личность, мир, справедливость. Вырабатывать умение владеть различными мышцами (лица, рук).Закреплять понятие «настроение», умение узнавать, показывать эмоции и жесты, словесно обозначать и адекватно реагировать на них. Упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре. Развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения в старшем возрасте, волевую регуляцию поведения, воображение и логическое мышление, умение снимать эмоциональное напряжение путем рисуночной терапии. Создать эмоционально положительный фон, снять психоэмоциональное напряжение. Воспитывать «участное», деятельностное отношение к миру, понимание своей роли в ближайшем социокультурном пространстве, умение дружить и бережно относится друг к другу.
Публикация «Интегрированное занятие для старшей группы „Королевство эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Материалы:
1. Экран для рисунков (или доска)
2. Книга прикрепленная к доске со страницами
3. Картинки для книги:
1. корона, дворец золотой
2,3. эмоции по 3 на страницу
4. роза
5. роза черная
6. замок черный
7. черная страница
8. пиктограмма страх на черном фоне
9. чистая страница для рисования страха
10. пиктограммы злости и обиды на черном фоне.
11,12,13. Эмоции страх, обида, злость на красивых, ярких фонах. Последняя страница (как 1,2,3)
4. Шкатулка с розой, батарейки, (обшить шкатулку)
5. Зеркала для каждого ребенка
6. Цветы для каждого ребенка
7. Шапочки пчелок, ведерки)
8. материал для рисования: листики, краски, вода, кисточки, салфетки, карандаши, фломастеры.
9. Экран и лампа для игры «Загадочные тени»?
10. атрибуты для игры: ведерко, швабра, веник, стульчик, табурет, обруч, парик с длинными волосами и т. д.)
11. Сюжетные картинки, атрибуты к ним (кукла, машинка, конфеты и т. д.)
Ход занятия:
1. Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у нас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Воспитатель:«Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Дети: «мы тоже!»
Воспитатель: «я дарю вам улыбку»
Дети: «мы тоже»
Воспитатель:«я радуюсь»
Дети: «мы тоже!»
Воспитатель:«Я свечусь от счастья!»
Дети: «Мы тоже!»
Воспитатель:«Я вас люблю!»
Дети: «Мы тоже!»
Воспитатель:«Я вас обнимаю!»
Дети: «Мы тоже»
Все обнимаются в едином кругу.
Ваше настроение отличное? (ДА)
2. Вводная часть:
на стенде висят рисунки, воспитатель подходит, рассматривает их, обращается к детям
Воспитатель: Ребята, а что это за рисунки, такие яркие, необычные, кто их нарисовал?
Дети: Их рисовали мы с Ириной Николаевной. Это наш внутренний мир.
Воспитатель: Какой интересный и разнообразный у вас внутренний мир! У каждого свой! А что такое внутренний мир?
Дети: Эмоции, чувства, переживания, настроение, ощущения.
Воспитатель: Правильно ребята! Ваш внутренний мир совершенно разный, потому, что вы испытываете разные чувства и эмоции, видите мир по-своему. И в своем внутреннем мире, в своем королевстве, вы - главный, вы - Король! Вы должны научиться управлять своими чувствами и эмоциями. Тогда вы будете здоровы и счастливы. Иначе может случиться беда. Такая беда произошла в одной сказке, которую я хочу вам прочитать (берет книгу).Усаживайтесь поудобнее и слушайте.
Дети рассаживаются на стулья (на ковре). Книгу установить на доску.
3. Основная часть:
Воспитатель: Жил-был один замечательный Король( 1-я страница: корона и золотой дворец). И было у него свое королевство, в котором он справедливо правил. В его королевстве жили его слуги. Это чувства и эмоции, как плохие, так и хорошие: Злость, Обида, Страх, Радость, Удовольствие, Интерес(2-я страница с фигурками- эмоциями). А еще у короля было самое главное сокровище - Любовь (показать светящийся цветок и 3-ю стр. : роза). Король очень ценил и оберегал его. Именно этот волшебный цветок помогал королю любить всех своих слуг. Ребята, как вы думаете, что такое любовь?
Дети: Любовь, это когда один человек любит другого, во всем ему помогает, заботиться о нем; любовь – это счастье, любовь – очень доброе чувство, это верность тому, кого любишь. Когда человек любит, он желает добра тому, кого любит.
Воспитатель: Теперь давайте все вместе подумаем, любовь какая, как о ней можно сказать?
Дети: Сильная, мудрая, справедливая, добрая, заботливая, светлая, могучая, нежная, красивая, теплая, солнечная, лучистая.
Воспитатель: Да, ребята, вы правильно сказали. Действительно, Любовь очень сильна, потому что побеждает зло, она добрая и заботливая, потому что сердце, которое любит, открыто для всех. Вот так и королю, конечно приятно было каждый день видеть слуг по имени Радость, Удовольствие или Интерес, но для него были важны и другие свои слуги. Как вы думаете, как нам помогает Злость, когда в сердце есть Любовь? Зачем она нужна?
Дети: Мы злимся, когда что-то у нас не получается.
Воспитатель: Андрюша, бывает, что у тебя не получается что-то нарисовать на занятии? Покажи, как ты тогда злишься. Даже плачешь иногда. Но когда ты успокаиваешься, то очень красиво рисуешь.
Воспитатель: Любовь успокаивает Злость и она начинает нам помогать преодолевать свои недостатки. А что случается с обидой?
Дети: Мы обижаемся, когда с нами с нами поступают не справедливо.
Воспитатель: И это правильно. Человек видит, что обидел тебя, извиняется, и больше так с тобой не поступает. Но иногда мы обижаемся зря. И любовь помогает нам это понять. Тогда обида становится совсем маленькой, и мы видим, что нас не хотели обидеть. Например, когда мама не покупает вам конфетки, чтоб не болели зубы. Вы понимаете, что мама вас любит, и больше не обижаетесь. А зачем нам нужен Страх?
Дети: Когда происходит опасная ситуация, Страх помогает быть осторожными.
Воспитатель: Например, вы боитесь, что машина может задавить, поэтому осторожны на дороге. А Любовь успокаивает Страх и он становится не страшным и даже полезным.
Так и жили все дружно в королевстве. Благодаря Любви король и его слуги были счастливы. Король успокоился, он подумал, что так будет всегда и перестал ухаживать за волшебным цветком. А когда перестают заботиться о любви, она перестает светить и греть. Так и случилось. Любовь погасла.
(Выключить цветок, в книге 4-я стр: черная роза.)
Но король этого даже не заметил! Что началось в королевстве! Хорошие эмоции собрались и стали шептаться: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Короля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!» А кому же приятно, когда шепчутся за спиной? Любовь больше никого не сдерживала и не успокаивала. Поэтому темной ночью, на краю леса встретились слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им, видите ли, совсем не нужны!» – фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки. «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем править страной, вот они у нас попляшут!» И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля, прихватили его хорошие эмоции и бросили их всех в темницу.
5-я стр. : черный замок или серый
Наступило хмурое серое утро. В замке на троне восседали Злость, Страх и Обида. (6-я стр. :) К власти пришли самозванцы, и в стране начались разруха и бедствия. Все королевство погрузилось в темноту.
7-я стр. : черный лист или серый.
Воспитатель: Вот на этом и закончилась моя сказка. (закрыть книгу)
Ребята, понравилось вам, как она закончилась? Что вы сейчас чувствуете?
Дети: Грусть, страх за жителей королевства, жалость к ним и к волшебному
цветку.
Воспитатель: Неужели придется остальным детям читать такую грустную сказку?
Дети отвечают
Воспитатель: Что же делать?
Дети: Придумать хороший конец.
Воспитатель: Это прекрасная идея! Давайте попробуем. Для того, что бы в королевстве вновь все были счастливы, нужно оживить любовь. А Любовь появляется, когда все эмоции дружат и живут в согласии. Значит надо их помирить. Открываем новую страницу в нашей книге.
В этом королевстве одна из главных эмоций сейчас страх. (В книге 8-я стр. : посадить на черном фоне пиктограмму страх). Мы уже знаем, что Страх может быть полезным. Чего мы должны бояться?
Дети: Машин на дороге, чужих собак, незнакомых людей на улице и т. д.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Но есть страхи, которые мешают нам жить, и совсем нам не нужны. Вот с ними можно и нужно бороться. Сначала давайте посмотрим на свой Страх.
Упражнение «Зеркало»
Перед вами лежат зеркальца. Посмотрите на свое лицо. Оно сейчас спокойное. А какое оно становится, когда нам страшно? Широко открыты глаза, рот, вы вот-вот закричите. Рука выставлена вперед, как будто бы хотите что-то оттолкнуть или отгородиться от кого-то. Молодцы, у вас хорошо получилось.
Ребята, кто-нибудь боится темноты? Сейчас мы постараемся побороть этот страх. Для этого превратимся в маленьких пчелок и поиграем.
(Одеть на детей шапочки пчелок. Раздать ведерочки. Включить веселую музыку).
Игра «Пчелки»
Под веселую музыку дети бегают по залу, пересаживаются с цветка на
цветок.
Воспитатель: Маленькие веселые пчелки целый день трудились. Они летали с цветка на цветок, собирали мед и веселились.
Танец пчелок.
Когда пчелки выбрали для себя самый красивый цветок с большими лепестками, они наелись нектара, напились росы и уснули внутри цветка. Незаметно наступила ночь, (включить спокойную колыбельную музыку) и накрыла пчелок темным покрывалом. (с психологом накрывать детей плотными покрывалами на 3 минуты). Пчелки проснулись, открыли глаза и увидели, что вокруг темно. Они вспомнили, что остались внутри цветка и решили поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (включить веселую музыку, пчелки потянулись, позевали, протерли глазки, и вновь стали веселиться, перелетая с цветка на цветок.
Молодцы, вы были замечательными пчелками.
Дети снимают шапочки, садятся на места.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему в темноте бывает страшно?
Дети отвечают.
Воспитатель: В темноте ничего не видно и самые обычные вещи нам кажутся чем-то другим: необычным, неизвестным и поэтому страшным. Сейчас вы посмотрите, как это получается. Для этого мы поиграем в игру «Загадочные тени».
Игра: «Загадочные тени».
Воспитатель: На этом экране кто-то один будет видеть тени, которые будут показывать ребята с другой стороны экрана. Нужно отгадать, кто и что показывает.
Один ребенок садится перед экраном, другой берет один предмет реквизита (ведерко, швабру, веник, стульчик, табурет, обруч, парик с длинными волосами) и становится с другой стороны экрана. Он может застыть в одной позе или подвигаться. Другой ребенок угадывает кто это и что у него в руках. Затем дети меняются.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы увидели, что любой предмет в темноте может показаться страшным. Но бывают и другие страхи. У каждого человека свой страх. Я предлагаю вам попробовать подружиться с ними и поиграть. Для этого сначала каждый должен нарисовать свой страх. Кто хочет это сделать? Тогда садитесь за столы и рисуйте. А я свой страх нарисую в книге( 9-я страница).
Упражнение «Не страшные страхи»
Дети садятся за столы и рисуют свой страх карандашами, красками или фломастерами на выбор. Воспитатель помогает детям, а затем рисует свой страх в книге. Упражнение требует знания специальных методик, поэтому дети рисуют под наблюдением психолога. Если ребенок говорит, что ничего не боится, попросить его нарисовать то, чего он боялся, когда был маленьким.
Воспитатель: Все нарисовали? А теперь вы можете с этим страхом сделать то, что вы захотите: вы можете его порвать и выбросить вот в эту коробочку. Кто хочет, может отдать его Ирине Николаевне, пусть он остается у нее в коробке и больше к вам не приходит. Еще его можно просто помять и выкинуть в эту же коробочку. А можно сделать его не страшным, а веселым и смешным. Для этого надо нарисовать ему улыбку, смешные ушки или бантики. (Воспитатель рисует своему страху улыбку, бантики и т. д., делая его смешным. Этот рисунок остается в книге.) А что вы хотите сделать со своим страхом?
Дети справляются со своим страхом. Психолог забирает коробочку со страхами, которую дети отдали. Остальные смешные рисунки дети вывешивают на доску с рисунками. Садятся за столы.
Воспитатель: Ну вот теперь мы подружились со страхом и больше его не боимся. Давайте вернемся к нашей сказке и посмотрим, может любовь уже ожила? Нет. Ведь еще обида и злость-очень сильные эмоции и они остались управлять страной. (перелистнуть страницу, прикрепить на 10-ой пиктограммы обиды и злости на черном фоне).
Давайте сначала посмотрим им в лицо. Возьмите свои зеркала. Как выглядит Злость? Губы сжаты, брови нахмурены. в глазах злость, они смотрят исподлобья. Лицо становится сердитым и некрасивым. А теперь покажите обиженное лицо. Губы опущены вниз, брови уголком, кажется, что вы сейчас заплачете. А теперь улыбнитесь. Уголки губ вверх, глазки сияют! Посмотрите, какие вы становитесь милые, добрые, красивые. Попробуйте еще раз: сначала злое лицо, обиженное, а теперь веселое! А ведь люди тоже вас видят. Как вы думаете, нравится кому-нибудь ваше злое или обиженное лицо? А доброе? Какими вас люди видят, так к вам и относятся. Молодцы!
Дети отвечают, выполняют упражнения.
Воспитатель: Очень часто злость и обида ходят вместе. Ведь когда человек злится, он часто может обидеть другого. Давайте посмотрим, как это может произойти.
Игра «Посмотри и покажи».
Воспитатель вызывает двух человек, показывает сюжетную картинку, где один ребенок обижает другого. Дети изображают сценку. Все обсуждают ситуацию, проговаривают, как нужно было поступить в этой ситуации, почему нельзя бить или обижать друзей, и пара меняет сценку на противоположную. Изображение : мальчик забирает машинку у другого. Дети должны изобразить на лице эмоции злость и обиду. Затем дети говорят, как нужно было поступить: не забирать, а попросить. Проговаривают: «Саша, дай мне поиграть пожалуйста, или давай поиграем вместе» и изображают эмоцию радости и спокойствия на лице. Так играют все дети.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все справились с заданиями. Теперь вы знаете, как нужно поступать. А что бы успокоить свои эмоции и не навредить себе или другим, можно сделать несколько упражнений. Повторяйте за мной:
Разминка: «Антистрессовая гимнастика»
• Сначала возьмите себя в руки (обнимите себя)
Несколько раз приподнимите и опустите плечи, а затем, чтобы избавиться от ощущения «зажатых» плеч и застывшей шеи, опустите руки и повращайте плечами.
• Посмотрите вверх и протяните руки, стараясь «достать до неба» - сначала одной рукой, затем другой, и обеими вместе.
• Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев.
• Закройте глаза и медленно сделайте вдох и выдох, сосредоточившись на том, что воздух проходит через ноздри. По возможности представьте себе что-нибудь приятное.
Воспитатель: молодцы, садитесь.
А что нужно сделать, чтоб перестать испытывать плохие эмоции, чтоб в вашем королевстве внутреннего мира стало легко, весело, радостно?
Дети: заняться спортом, погулять на свежем воздухе, пообщаться с хорошими друзьями, с животными, порисовать или полепить, помочь взрослым, почитать сказку, посмотреть мультфильм, послушать любимую музыку.
Воспитатель: вот теперь мы справились с плохими эмоциями, успокоили их и победили! Ура (прикрепить картинку, где королевство стало прежним)
Ребята, теперь и в нашей сказке стало все, как прежде! Давайте посмотрим на волшебный цветок: посмотрите, Любовь вновь расцвела, король и эмоции подружились и в королевстве наступили мир и порядок! Вот и сказочке конец. Нашу сказку мы подарим малышам. А жители сказки очень нам благодарны за помощь и дарят нам свою Любовь (книгу закрыть, цветок взять в руки и стать в круг)
3. Итог:
Воспитатель: Давайте станем в кружок.
Воспитатель дает каждому цветок, говорит первые слова, ребенок продолжает фразу.
Я радуюсь, когда…
Я люблю …
Я грущу, когда…
Я злюсь, когда…
Я обижаюсь, когда…
Если меня обидели, я…
Мне интересно…
Я счастлив, если…
Если я кого-то обижу, я…
Когда я улыбаюсь, то…
– Давайте все друг другу улыбнёмся. Мне кажется, что в нашей группе стало светлее. Пусть это светлое, радостное настроение навсегда останется с нами. Давайте поделимся им с нашими гостями.
Дарят гостям смайлики, прощаются.
Список литературы:
1. Бикташева, Н. П. Страна разноцветных эмоций [Текст]/ Н. П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.– № 1. – С. 51-52.
2. Минаева, Е. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М. : АРКТИ, 2003. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
3. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М. : Генезис, 2006. – 176: илл. – (Психологическая работа с детьми).
4. В мире детских эмоций : пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М. :Айрис-пресс, 2007.– 160 с.
5. Психогимнастика/ под ред. М. М. Буянова – 2-е издание. – М. : Просвещение: Владос, 1995. – 160 с. : илл.
6. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. КрюковаС. В, Слободяник Н. П –М., 1999г.
7. Захаров А. И Как преодолеть страх у детей. –М., 1989.
8. Азбука вежливости Васильева-Гангнус Л. – М., 1082.
9. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению» - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
10. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» – М. : «Генезис», 1999 г.
11. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль: Академия развития 1996 г.
12. Чистякова М. И. Психогимнастика. – М. : Просвещение, Владос, 1995