Приложение МААМ

Корригирующая гимнастика по профилактикеnнарушений осанки и плоскостопия для детей от 3 до 7 лет с элементами детской йоги

Карина Пчелинцева
Корригирующая гимнастика по профилактикеnнарушений осанки и плоскостопия для детей от 3 до 7 лет с элементами детской йоги
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка:

Корригирующая гимнастика - одна из разновидностей лечебной гимнастики, которая проводится для предупреждения и исправления дефектов опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия и др.

Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Проблема состоит в том, что зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь.

Публикация «Корригирующая гимнастика по профилактикеnнарушений осанки и плоскостопия для детей от 3 до 7 лет с элементами детской йоги» размещена в разделах

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. Осанку ребенка необходимо формировать с самого раннего возраста, как в семье, так и в детском дошкольном учреждении.

Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей большое значение имеет проведение корригирующей гимнастики с элементами детской йоги, улучшающей физическое развитие, а также воспитывающей у ребенка правильное положение тела и обеспечивающего частичную разгрузку позвоночника.

Корригирующая гимнастика с элементами детской йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике детской йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Детская йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие детской йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.

Большинство упражнений в детской йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Детская йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Работа по профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия с элементами детской йоги включает в себя : диагностику состояния спины, стоп, гибкости, равновесия, выносливости и силы мышц рук у детей от 3 до 7 лет, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания.

Цели программы.

1. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

2. Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела.

3. Формировать потребность в ЗОЖ.

Задачи программы:

1. Диагностика ранних нарушений опорно-двигательного аппарата.

2. Формировать и закреплять на занятиях корригирующей гимнастики навыка

3. правильной осанки и правильного положения стоп.

4. Совершенствование психических процессов.

5. Познание своего характера, укрепление воли.

6. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

7. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

8. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

9. Развитие потребности в здоровом образе жизни.

10. Создание эмоционального благополучия.

Девиз занятий: приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.

Содержание программы:

На занятиях корригирующей гимнастикой используются следующие методы и приё мы:

- Объяснение, показ упражнений инструктором, ребенком, имитация, звуковые ориентиры, индивидуальная работа, игровые методы, дыхательная гимнастика, ритмическая гимнастика для повышения интереса к занятиям.

Принципы построения занятий:

1. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.

2. Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.

3. Подбирать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.

4. Выполнение упражнений с различной амплитудой.

5. Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).

6. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки – физические

упражнения чередуют с отдыхом и игрой.

Требования к условиям проведения занятий.

1. Место

Для занятий необходима ровная, твёрдая поверхность, например, пол, застеленный ковром. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.

2. Одежда

Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.

3. Время

Занятие по корригирующей гимнастике проводится 2 раза в неделю, длительностью 20 - 30 минут.

Состоит оно из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей:

Структура занятий.

Основу занятий составляют комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трё х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть (составляет 15-20% времени) : Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе расположение. Разогреть суставы.

В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи. В разминку включаются динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых, настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья.

Основная часть (по времени занимает 65-70%) : Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.

Заключительная часть (занимает 10-20% времени) : Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в корригирующей гимнастики с элементами детской йоги – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.

На занятиях широко используются физические упражнения через игровые приемы, подвижные игры, дыхательная и ритмическая гимнастики. Занятие проводится под четким руководством инструктора.

Методика проведения занятий.

Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз, нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения.

Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2 –3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.

Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки : это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т. д.

Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.

Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.

После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.

Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Поэтому в этой гимнастике необходим самый главный элемент детской йоги – поза расслабления, которая считается в йоге одним из самых полезных. Детская йога гласит : «Освободи мускул, сила – в покое».

Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.

Этапы выполнения занятий.

I этап. Отдых перед вхождением в позу.

Не начинать выполнять упражнения, если напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.

II этап. Мысленная настройка на выполнение позы.

Рассмотреть изображение позы. Представить себя в этой позе. Показ инструктором позы.

III этап. Вхождение в позу.

Позу выполнить медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.

IV этап. Фиксация позы.

Удерживать положение тела в позе определённое время. Сначала удерживать позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.

При удерживании позы настроить детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.

V этап. Выход из позы.

Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.

VI этап. Отдых после выхода из позы.

Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.

Рекомендации педагогам и родителям:

Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания я осуществляю на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и корригирующей направленности я использую различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки, буклеты и т. п. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.

В конце каждого триместра родителям выдается комплекс специальных упражнений, которые ребенок должен выполнять дома. Домашние задания проводятся за 1,5 – 2 часа до сна, заканчиваются водными процедурами.

Кроме того, воспитателям рекомендуется на своих занятиях во время проведения физкультминуток применять специальные упражнения для профилактики нарушений осанки и стоп в положении сидя за столом и стоя.

При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший результат коррекции нарушений осанки и плоскостопия, т. к. каждое из них по-разному влияет на организм ребенка. Заключение:

Учитывая актуальность проблемы, я считаю, что физическое развитие детей, направленное на коррекцию и профилактику нарушений осанки и плоскостопия с элементами детской йоги у дошкольников, сегодня как никогда востребовано именно в ДОУ.

Применение йоговских и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность коррекции большая. Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике и физической реабилитации нарушений осанки и плоскостопия. Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности позвоночника и тела ребёнка в целом.

Методическое обеспечение:

1. Белов В. И. «Йога для всех» М. «КСП» 1997.

2. Велитченко В. К. «Физкультура для ослабленных детей», 1987. Потапчук А. А., М. Д. Дидур «Осанка и физическое развитие детей», СПб. : Речь, 2001.

3. Деметер Р. «Бегай, ползай, прыгай», 1972.

4. Епифанов В. А. «Лечебная физическая культура», Справочник, 1987

5. Заинкина В. «Йога в кармане: Детская практика» М. : Альпина нонфикшн, 2012

6. Зайцев Г. К., К. Г. Зайцев «Твоё здоровье», 1997.

7. Ильинская О., Казак О. «Детская йога» М., Эксмо, 2011.

8. Латохина Л. И. «Хатха-йога для детей» М., Просвещени, 1993.

9. Латохина Л. И. «Творим здоровье души и тела» СПб,1997.

10. Моргунова О. Н. «Практическое пособие для воспитателей, инструкторов по физической культуре, специалистов, занимающихся коррекцией осанки в ДОУ», Воронеж, 2013.

11. Осипова В. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.

Публикации по теме:

Комплекс упражнений с элементами йоги для детей средней ортопедической группы «Дерево» Цель: развитие вестибулярного аппарата, формирование умения сохранять равновесие мышц ног, укрепление мышц плечевого пояса. Время.

Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия для детей 5–7 лет Комплекс упражнений, рекомендуемый при плоскостопии: И. П – сидя на стульчике, 1 - Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;.

Конспект занятия «Профилактики нарушений осанки и плоскостопия» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ" Инструктор по Физической культуре: ЧДОУ "Детский сад Колибри" Крючкова Юлия.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

Мастер-класс для родителей «Корригирующая гимнастика для малышей» Мастер - класс для родителей: «Корригирующая гимнастика для малышей» (оздоровление детей дошкольного возраста через корригирующие упражнения).

Мастер-класс для родителей: «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия для детей». Фотоотчет.Мастер-класс для родителей: «Упражнения для укрепления осанки и профилактики плоскостопия для детей». Фотоотчет. Сегодня в нашем детском саду мною был проведен мастер –класс для родителей детей старшей-подготовительной группы. При этом родители выступили.

НОД по физической деятельности для детей с нарушением осанки и плоскостопия во второй младшей группе Интеграция образовательных областей:" Физическая". Задачи:" Физическая"-Учить детей ползать по гимнастической скамейке на четвереньках.

Программа кружка «Физкульт-Ура!» (коррекция осанки и профилактика плоскостопия) (часть 1) I. Пояснительная записка. Обоснование необходимости разработки и внедрения данной программы: Сегодня жизнь ставит перед нами много новых.

Программа кружка «Физкульт-Ура!» (коррекция осанки и профилактика плоскостопия) (часть 2) V. Режим и формы занятий Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Длительность каждого занятия – 20-25 мин. Занятия проводятся в игровой.

Спортивное развлечение по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей «Пиратские приключения» Спортивное развлечение по профилактике плоскостопия и нарушения осанки для детей старшего дошкольного возраста «ПИРАТСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ» Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Корригирующая гимнастика по профилактикеnнарушений осанки и плоскостопия для детей от 3 до 7 лет с элементами детской йоги
Опубликовано: 18 января 2017 в 21:56
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Корригирующая гимнастика по профилактикеnнарушений осанки и плоскостопия для детей от 3 до 7 лет с элементами детской йоги» (включая файлы) размещена пользователем Карина Пчелинцева (УИ 350643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД