Карина Пчелинцева
Корригирующая гимнастика по профилактикеnнарушений осанки и плоскостопия для детей от 3 до 7 лет с элементами детской йоги
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Корригирующая гимнастика - одна из разновидностей лечебной гимнастики, которая проводится для предупреждения и исправления дефектов опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия и др.
Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования. Проблема состоит в том, что зачастую выявление нарушений опорно-двигательного аппарата специалистами узкого профиля проходит в то время, когда ребенок находится на пороге школы. Поэтому ребенку уже невозможно оказать своевременную коррекционную помощь.
Публикация «Корригирующая гимнастика по профилактикеnнарушений осанки и плоскостопия для детей от 3 до 7 лет с элементами детской йоги» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Йога. Занятия и уроки йоги для детей и начинающих
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Подготовительная группа
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. Осанку ребенка необходимо формировать с самого раннего возраста, как в семье, так и в детском дошкольном учреждении.
Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата детей большое значение имеет проведение корригирующей гимнастики с элементами детской йоги, улучшающей физическое развитие, а также воспитывающей у ребенка правильное положение тела и обеспечивающего частичную разгрузку позвоночника.
Корригирующая гимнастика с элементами детской йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике детской йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Детская йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
Занятие детской йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.
Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.
Большинство упражнений в детской йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).
Детская йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Работа по профилактике и коррекции нарушений осанки и плоскостопия с элементами детской йоги включает в себя : диагностику состояния спины, стоп, гибкости, равновесия, выносливости и силы мышц рук у детей от 3 до 7 лет, создание полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, обеспечение рекомендуемого двигательного режима, соблюдение гигиенических условий, а также правильную организацию физического воспитания.
Цели программы.
1. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
2. Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений и правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела.
3. Формировать потребность в ЗОЖ.
Задачи программы:
1. Диагностика ранних нарушений опорно-двигательного аппарата.
2. Формировать и закреплять на занятиях корригирующей гимнастики навыка
3. правильной осанки и правильного положения стоп.
4. Совершенствование психических процессов.
5. Познание своего характера, укрепление воли.
6. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.
7. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
8. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.
9. Развитие потребности в здоровом образе жизни.
10. Создание эмоционального благополучия.
Девиз занятий: приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.
Содержание программы:
На занятиях корригирующей гимнастикой используются следующие методы и приё мы:
- Объяснение, показ упражнений инструктором, ребенком, имитация, звуковые ориентиры, индивидуальная работа, игровые методы, дыхательная гимнастика, ритмическая гимнастика для повышения интереса к занятиям.
Принципы построения занятий:
1. Индивидуальный подход в методике и дозировке физических упражнений.
2. Подбор физических упражнений по анатомическому признаку.
3. Подбирать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа.
4. Выполнение упражнений с различной амплитудой.
5. Разнообразие и новизна в подборе упражнений (10-15% упражнений обновляется, а 85-90% повторяются для закрепления).
6. Соблюдение цикличности при выполнении физической нагрузки – физические
упражнения чередуют с отдыхом и игрой.
Требования к условиям проведения занятий.
1. Место
Для занятий необходима ровная, твёрдая поверхность, например, пол, застеленный ковром. Место занятия должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.
2. Одежда
Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.
3. Время
Занятие по корригирующей гимнастике проводится 2 раза в неделю, длительностью 20 - 30 минут.
Состоит оно из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей:
Структура занятий.
Основу занятий составляют комплексы из статических упражнений и упражнений на растяжку. Каждое занятие состоит из трё х частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть (составляет 15-20% времени) : Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе расположение. Разогреть суставы.
В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи. В разминку включаются динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых, настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья.
Основная часть (по времени занимает 65-70%) : Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.
Заключительная часть (занимает 10-20% времени) : Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в корригирующей гимнастики с элементами детской йоги – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.
На занятиях широко используются физические упражнения через игровые приемы, подвижные игры, дыхательная и ритмическая гимнастики. Занятие проводится под четким руководством инструктора.
Методика проведения занятий.
Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз, нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения.
Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно (2 –3 недели). Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.
Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки : это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т. д.
Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.
Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.
После выполнения поз с наклоном вперёд, необходимо выполнить позы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине.
Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Поэтому в этой гимнастике необходим самый главный элемент детской йоги – поза расслабления, которая считается в йоге одним из самых полезных. Детская йога гласит : «Освободи мускул, сила – в покое».
Очень важно правильно дышать во время выполнения поз: свободно, легко и глубоко, без напряжения. Продолжительность выполнения поз различна, она определяется возрастом, состоянием здоровья, самочувствия. Минимальная продолжительность 3 – 5 секунд. Время постепенно увеличивается, но каждая поза имеет свой предел длительности. Позы приносят больше пользы, если соблюдаются все рекомендации.
Этапы выполнения занятий.
I этап. Отдых перед вхождением в позу.
Не начинать выполнять упражнения, если напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.
II этап. Мысленная настройка на выполнение позы.
Рассмотреть изображение позы. Представить себя в этой позе. Показ инструктором позы.
III этап. Вхождение в позу.
Позу выполнить медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.
IV этап. Фиксация позы.
Удерживать положение тела в позе определённое время. Сначала удерживать позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.
При удерживании позы настроить детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.
V этап. Выход из позы.
Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.
VI этап. Отдых после выхода из позы.
Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.
Рекомендации педагогам и родителям:
Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания я осуществляю на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и корригирующей направленности я использую различные формы общения с семьей: родительские собрания, тематические консультации, педагогические беседы, дни открытых дверей, открытые занятия по физической культуре, стенды (уголки) для родителей, папки-передвижки, буклеты и т. п. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.
В конце каждого триместра родителям выдается комплекс специальных упражнений, которые ребенок должен выполнять дома. Домашние задания проводятся за 1,5 – 2 часа до сна, заканчиваются водными процедурами.
Кроме того, воспитателям рекомендуется на своих занятиях во время проведения физкультминуток применять специальные упражнения для профилактики нарушений осанки и стоп в положении сидя за столом и стоя.
При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший результат коррекции нарушений осанки и плоскостопия, т. к. каждое из них по-разному влияет на организм ребенка. Заключение:
Учитывая актуальность проблемы, я считаю, что физическое развитие детей, направленное на коррекцию и профилактику нарушений осанки и плоскостопия с элементами детской йоги у дошкольников, сегодня как никогда востребовано именно в ДОУ.
Применение йоговских и корригирующих упражнений в период формирования опорно-двигательного аппарата в процессе роста имеет особенно важное значение, так как в силу больших пластических возможностей детского организма исправление недостаточности доступнее, а эффективность коррекции большая. Поэтому в практике ортопедических упражнений одно из ведущих мест должна занимать физическая культура, особенно в профилактике и физической реабилитации нарушений осанки и плоскостопия. Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению и развитию мышц, связок, суставов, участвующих в образовании и нормальной деятельности позвоночника и тела ребёнка в целом.
Методическое обеспечение:
1. Белов В. И. «Йога для всех» М. «КСП» 1997.
2. Велитченко В. К. «Физкультура для ослабленных детей», 1987. Потапчук А. А., М. Д. Дидур «Осанка и физическое развитие детей», СПб. : Речь, 2001.
3. Деметер Р. «Бегай, ползай, прыгай», 1972.
4. Епифанов В. А. «Лечебная физическая культура», Справочник, 1987
5. Заинкина В. «Йога в кармане: Детская практика» М. : Альпина нонфикшн, 2012
6. Зайцев Г. К., К. Г. Зайцев «Твоё здоровье», 1997.
7. Ильинская О., Казак О. «Детская йога» М., Эксмо, 2011.
8. Латохина Л. И. «Хатха-йога для детей» М., Просвещени, 1993.
9. Латохина Л. И. «Творим здоровье души и тела» СПб,1997.
10. Моргунова О. Н. «Практическое пособие для воспитателей, инструкторов по физической культуре, специалистов, занимающихся коррекцией осанки в ДОУ», Воронеж, 2013.
11. Осипова В. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997.