Алина Шовкунова
Коррекционные игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для логопедов и воспитателей логопедических групп будет полезна данная информация. Так как началось второе полугодие и у некоторых детей так остался "непокоренным" звук Р и Р’, спешу предложить вам вот такие игры для автоматизации этих вредных звуков.
1. Сюжетное лото
Цель: автоматизация звуков Р, Р’ в словах, предложениях, в связной речи; развитие фонематического анализа, совершенствование навыка определения количества слогов в слове, места заданного звука в слове.
Публикация «Коррекционные игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Первый тур
В игре принимают участие не более трех детей. Первый тур разыгрывается по правилам классического лото. Логопед показывает картинки и называет их, например: «Кому рыбака?» или «Чей сыр?»
Дети поочередно отвечают логопеду, обязательно повторяя ключевое слово: «Мне рыбака», «Мой сыр».
При этом первый игрок выбирает слова, начинающиеся со звука Р, второй игрок – слова со звуком Р в середине, а третий игрок – со звуком Р в конце.
Второй тур
Картинки для каждого из участников игры логопед подбирает таким образом, чтобы их можно было связать единым сюжетом, например:
звук Р в начале слов – ручей, рыбак, рак, ракушка, рыба;
звук Р в середине слов – крот, огород, картошка, морковка, нора;
звук Р в конце слов – комар, самовар, пар, сахар, сыр.
Во втором туре игры дети составляют короткие рассказы по своим картинкам, которые в данном случае играют роль своеобразного плана.
Примечание
Можно дифференцировать слова не по позиции звука Р в слове, а по количеству слогов: 1-й игрок выбирает слова односложные, 2-й – из двух слогов, а третий – из трех слогов.
2. Пексесо
Цель: автоматизация звуков Р, Р’ в словах и предложениях.
До начала игры, пока дети не видят, на столе в произвольном порядке раскладываются 12 парных картинок (т. е. 6 пар). Сверху они закрываются двенадцатью карточками с геометрическими фигурами. Игроки по очереди просят логопеда открыть две любые картинки, например:
• Откройте, пожалуйста, красный квадрат и черный треугольник.
Логопед выполняет просьбу, и игрок четко называет картинки, которые видит под карточками с геометрическими фигурами.
Если открылись непарные картинки, логопед снова закрывает их, а ход передает следующему игроку. Если же картинки парные, логопед убирает их со стола, а удачливому игроку предоставляется право сделать еще один ход. Побеждает тот участник игры, который откроет последнюю пару картинок.
Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками, а вместо геометрических фигур слоги, напечатанные на таких же картонках.
3. Морской бой
Цель: автоматизация звуков Р, Р’ в словах и предложениях.
Каждый из двух игроков раскладывает по 16 картинок ровным квадратом (4х4). Под любые свои 3 картинки игроки втайне от соперника подкладывают 3 маленьких бумажных кораблика. Первый игрок говорит второму, например: «Убери розу». Если под «розой» пусто, в игру вступает второй игрок. Если же под «розой» - «кораблик», первый игрок забирает его себе и производит дополнительный «выстрел». Побеждает игрок, первым «захвативший» все вражеские корабли.
Примечание: можно использовать эту игру для автоматизации любых звуков, приготовив предварительно картинки с соответствующими звуками.
4. "Поле чудес".
"Поле чудес" — это панно из арниковой пленки с карманами, на 100 клеток (10x10 сантиметров). В каждый карман вставляются цветные картинки. В середине — пустая клетка с красной точкой.
Пособие можно применять на любом занятии, подбирая игры в соответствии с его целями. Это игры на развитие и коррекцию:
• психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления);
• звукопроизношения;
• слоговой структуры слова;
• активного и пассивного словаря;
• грамматического строя речи;
• связной речи;
• фонематического слуха и восприятия;
• звуко-слогового анализа и синтеза.
Игры также способствуют совершенствованию пространственной ориентировки, формированию математических представлений, расширению кругозора детей. Все виды игр служат хорошим средством для предупреждения дисграфии у дошкольников.
Перечень и тематика игр в составе "Поля чудес"
1. "Назови предметы".
2. "Поехали".
3. "Найди картинки к слову".
4. "Кто или что?".
5. "Кто что делает?".
6. "Найди предмет по форме".
7. "Подбери предметы по цвету".
8. "Найди соседей".
9. "Он — она — оно — они".
Спасибо за внимание! Верю, что данные игры помогут вашим воспитанникам обрести долгожданные последние звуки!