Ишбульдина Дина
Коррекционно-воспитательное занятие «Скажи нет, токсикомании»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-воспитательное занятие на тему «Скажи, нет токсикомании»
Цель: формирование у подростков ценностного, ответственного отношения к своему здоровью и обучение способам противодействия попыткам вовлечения в употребление токсических веществ.
Задачи:
–формирование представления о негативном воздействии одурманивающих веществ на физическое здоровье человека и его социальное благополучие;
- Воспитывать у учащихся умение противостоять негативным явлениям в обществе, отстаивать свою жизненную позицию;
Публикация «Коррекционно-воспитательное занятие „Скажи нет, токсикомании“» размещена в разделах
–информирование подростков об административной ответственности за
употребление одурманивающих веществ.
- расширить представление учащихся о понятии «токсикомания». Дать понятие «токсикомания», информацию о губительном действии на здоровье человека одурманивающих веществ.
Система: коррекционно-развивающее
Тип занятия : коррекционно-развивающее
Оборудование: мультимедийная установка; анкеты для учащихся, лист бумаги,ручка.
Ход занятия:
I .Организационный момент. Психологический настрой.
-Ребята, прежде чем сообщить тему урока, я расскажу вам одну историю из реальной жизни.
Дима и Вова выросли в одном дворе. Они с детства дружили, несмотря на то, что Дима старше Вовы на три года. Дима ходит восьмой класс, а Вова в пятый. Они учатся в одной школе, часто видятся на переменах, вечерами гуляют на улице. В последнее время Вова стал замечать, что Дима резко изменился. Он стал какой-то раздражительный, скрытный. Когда Вова спрашивал у него: «Что с тобой? Что-то случилось?», он либо грубил ему, либо просто уходил, ничего не говоря. Вова очень беспокоился за своего друга, но не мог понять, в чем же дело. Дима стал говорить Вове, чтобы он отстал от него, что у него есть друзья постарше и поумнее, что он больше не хочет общаться с детворой. Позже одноклассник Вовы Кирилл рассказал ему, что Дима каждый вечер приходит к ним во двор, и вместе с двумя ребятами из этого же двора они спускаются в подвал и закрывают двери изнутри. Что они там делают, Кирилл не сказал, так как не знал об этом. В этот же вечер Вова решил проследить за Димой. Как и говорил Кирилл, Диму встретили двое ребят и они вместе спустились в подвал дома. Вова спрятался в беседке
и стал ждать, когда же они выйдут. Уже почти стемнело, как вдруг из подвала выбежали те же двое незнакомых ребят и скрылись в одном из подъездов дома. Дима все не выходил. Вова, собравшись с духом, решил все таки спуститься в подвал и проверить, что же там случилось. Он осторожно спустился по ступенькам. В небольшой комнате горела лампочка. На полу валялось какое-то одеяло, стояли две сломанные табуретки, небольшой столик, всюду были разбросаны баллончики из под газа, зажигалки полиэтиленовые пакеты и пустые тюбики от клея. В комнате стоял неприятный запах. Вова сначала хотел выбежать отсюда на свежий воздух, но, обернувшись, он увидел в углу комнаты Диму. Он лежал на полу. На голове у него был пакет. Вова быстро поднял голову Димы и сдернул пакет. Дима был без сознания. Вова стал бить его по щекам, но Дима не реагировал. Тогда он схватил его под руки и вытащил на улицу и вызвал скорую помощь. Через несколько минут Диму уже везли в больницу.
-Кто же оказался для Димы настоящим другом? (ответы детей)
-Можно ли назвать друзьями тех двоих ребят, с которыми они
вместе нюхали химические вещества? (ответы детей)
- Что бы могло произойти, если бы Вова не пришел в тот вечер в
подвал? (ответы детей)
-Как называют людей, которые вдыхают летучие вещества с целью
получения токсического опьянения? (ответы детей)
-Токсикоманы.
- Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Скажи нет, токсикомании»
Что общего в словах токсикомания и наркомания? (ответы детей)
Учитель записывает на доске: наркомания, токсикомания.
-Общая вторая часть слова: - мания.
-Мания обозначает безумие, сумасшествие, болезненное
пристрастие. Наркомания - это болезненное пристрастие к чему?
-К наркотикам.
-А токсикомания?
- к токсическим веществам.
-Токсикомания - это болезненное пристрастие к вдыханию летучих веществ (клея, ацетона, бензина и других). Чего только не придумают, чтобы хоть на минутку ощутить на себе чувство счастья и эйфорию.
II. Основная часть.
-Именно среди подростков (до 59%) больше всего приверженцев такого кайфа. Известно, что продолжительность нюханья может вызвать красочные галлюцинации. При передозировках возникают устрашающие видения, спасаясь от которых нюхальщик может, например, выброситься в окно.
Токсические вещества сразу «бомбардируют» мозг. Нервные клетки головного мозга погибают. В результате подавляется воля, интерес к учению, теряется ориентация в пространстве, начинают преследовать кошмары, в короткий срок развивается слабоумие. Срок развития заболевания зависит от употребляемого вещества и колеблется от 1-2 недель до 1-1,5 лет.
Почему же подростки пробуют токсические вещества и наркотики? Что толкает их на это?
Любопытство. Статистика показывает, что 60% молодежи приобщилось к наркотикам из любопытства. Безволие, неумение устоять в жизни (в классе издеваются, потеря лидерства, некрасивая, мальчик предал в любви, да мало ли что). Можно поддаться на чьи-то уговоры - понюхать всего один раз смоченную бензином тряпку. Вроде баловство. У одних острейшая рвота вызовет брезгливость и они отвернуться навсегда. Другие могут приобщиться, ведь боязнь «прослыть слабаком», «отколоться от компании» для некоторых велика. Безделье, отсутствие полноценной и заполненной жизни, эмоциональная бедность порождают желание подбодрить себя сигаретой, повеселиться с помощью алкоголя, «встряхнуться» наркотиками, а ведь этот поиск острых ощущений может кончиться весьма плачевно, обернуться непоправимой бедой для всех.
Самое типичное заблуждение состоит в том, что якобы наркоман сможет взять себя в руки и прекратить принимать наркотики или токсические препараты в любую минуту. Формула «Я попробую и брошу» - самая распространенная ловушка. Ни под каким видом, ни под каким предлогом - ни из любопытства, ни из смелости, ни из чувства товарищества - не принимай наркотики и токсичные вещества. Помни, что это не сладостное занятие, не приятное времяпрепровождения, а почти неизлечимая болезнь. Страшная. Мучительная. Разрушительная.
- Как вы считаете, можно ли определить по внешнему виду вдыхал ли человек летучие вещества или нет? (ответы детей)
-Это трудно не заметить.
Во-первых, сразу ощущается сильный запах вещества от одежды и волос ребенка.
Во-вторых, надо обратить внимание на лицо: оно может быть красное, отёчное, верхняя часть тела, голова обычно горячие на ощупь (прилив крови, раздражены слизистые верхних дыхательных путей (нос – красный, вокруг губ, особенно в уголках рта, отмечается кайма раздражения кожи, охриплость голоса.
В-третьих, после употребления того или иного наркотического вещества у всех людей расширяются зрачки. После газа ребенок, как правило, ведет себя как пьяный, но запаха алкоголя вы не почувствуете. Также надо обращать внимание на психическое состояние: если человек перевозбужден или ведет себя агрессивно, или же наоборот появилась вялость и апатия – это тоже может быть признаком употребления чего-нибудь наркотического. Помимо этого, после интоксикации у ребенка может возникнуть тошнота, рвота, головокружение, вплоть до потери сознания.
III. Физминутка
Игра «Скажи «Нет»»,
-А сейчас мы проверим, можете ли вы говорить «нет». Для начала,
скажем «нет» весело, игриво. Кто хочет попробовать (ответы детей)
воспитатель спрашивает 5-7 человек.
- Теперь скажем «нет» удивленно. Дети говорят.
- Произнесем «нет» сомневаясь. Дети произносят.
-А сейчас твердо скажем «нет», без сомнений.
-Я помогу вам в этом. Сосредоточьтесь, закройте глаза, запоминайте мои слова. При уверенном ответе мы говорим твердо, спокойно, глядя в глаза, показывая, что уважаем свои права и права других, не позволяем никому влиять на себя, не позволяем делать то, что не хотим, совершенно уверены в себе.
Сконцентрируйтесь, произнесите уверенно «нет» про себя, теперь попробуем
вслух.
-Для чего мы проводили эту игру? (ответы детей)
-Для того, чтобы мы твердо могли сказать «нет», если будет такая
Необходимость.
-Говоря «нет», вы не должны сомневаться и думать: «А может быть стоит
попробовать?.». Человек, который предлагает вам что-то, сразу это почувствует. Что еще можно сделать или сказать, когда вам делают сомнительные предложения?
Работа в парах
- У каждого из вас на столах лежат ручки и чистые листы. Разделите лист пополам. В левой колонке, нумеруя по порядку, пишите причины, из-за которых подросток начинает употреблять одурманивающие вещества. Не советуйтесь друг с другом, этим вы только усложните себе задачу,
Дети выполняют задание.
- Теперь обменяйтесь листочками с соседями по парте. Ваша задача:
напротив каждой причины в правой колонке листа написать свою отговорку.
Например, в левом столбике указана причина «проблемы в семье». Вы можете написать свою отговорку: «от употребления токсических веществ, проблем в семье меньше не станет, они только увеличатся».
Дети выполняют задание.
-А теперь проверим, что у вас получилось.
учащихся зачитывают свои варианты.
-На все причины мы нашли подходящие отговорки. Какой вывод можно сделать?
Административная ответственность за употребление
одурманивающих веществ.
- Ребята, а предусмотрена какая-либо ответственность за употребление одурманивающих веществ?
-За употребление одурманивающих веществ без назначения врача либо в общественном месте.
-Где говорится об этом?
-Штраф от 10 до 15 МРОТ, то есть от 1000 до 15000 рублей. Со скольких лет наступает ответственность (ответы детей)
-Какие меры могут применять к подросткам, которым еще не исполнилось 16 лет (ответы детей)
Анкетирование учащихся.
-Сейчас каждый из вас получит анкету. Как работать с ней вы уже знаете. Не обсуждайте вопросы с соседями по парте. Нам нужно знать только ваше мнение.
Анкета «Выявление уровня информированности учащихся».
/. Твой пол:
- мужской;
- женский.
2. Возраст:
3. Как ты учишься?
- отлично;
- хорошо;
- удовлетворительно;- неудовлетворительно.
4. Много ли у тебя друзей?
- да;
- нет.
5. У тебя есть братья или сестры?
- да;
- нет.
6. Знаешь ли ты, что такое токсикомания?
- да;
- нет.
7. Согласен ли ты с утверждениями: Клеи безопаснее, чем бензин.
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
8. Токсикомания - это не болезнь, всегда можно бросить.
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
9. Почти все токсикоманы - нормальные, здоровые люди.
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
10. За употребление токсических веществ в тюрьму не посадят.
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
11. Токсикоманы - здоровые люди, просто они видят то, чего не видят
обычные люди.
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
12. Если мне предложат попробовать токсические вещества, я вряд ли смогу
отказаться.
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
13. Токсикоманы - это опасные для общества люди.
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
14. Токсикоманами становятся слабовольные люди, не умеющие сказать
«нет».
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
15. Я могу суверенностью сказать, что никогда не попробую
одурманивающие вещества.
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
IV.Заключительное часть
-Мы сегодня говорили о вреде токсикомании, которые убивают человека.
Чтобы не стать рабом этого, нужно выполнять три правила:
- не скучать, найти себе занятие по душе;
- узнавать мир и интересных людей;
- ни в коем случае не пробовать спиртное и наркотики.
Ну, а если вы все же попали в плен какой-то вредной привычке, старайтесь избавиться от нее изо всех сил. И если вам это удастся, вы - настоящий герой. Как сказал древний китайский мудрец Лао-То: «Тот, кто может победить другого, - силен, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен».
V.Подведение итогов (рефлексия)
Что нового узнали вы во время нашего занятия