Наталья Казова
Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе для детей с ОНР «Научим инопланетян говорить как мы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задача: Повторить и закрепить знания детей по всем разделам коррекционной программы.
Цели:
Коррекционно-образовательные :
1. Совершенствование фонетической стороны речи (контроль за чётким произношением звуков в собственной речи детей, уточнение представлений детей о гласных и согласных звуках и их характеристике).
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе для детей с ОНР „Научим инопланетян говорить как мы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- НЛО, инопланетяне. Идеи для занятий с детьми
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов, анализа предложений.
3. Совершенствование грамматического строя речи: согласование
существительных и прилагательных в роде и числе; склонение имен существительных и прилагательных.
4. Активизация и расширение словаря по теме занятия и развитие связной речи: составление предложений с однородными членами; составление связного рассказа по мнемотаблице.
5. Закрепление зрительных образов букв: узнавание букв по их неполному и зашумлённому написанию, по тактильно-двигательным ощущениям, по правильному и зеркальному расположению элементов.
6. Уточнение и закрепление представлений детей об ошибкоопасных местах: обозначение мягкости согласных при письме с помощью гласных букв второго ряда и с помощью мягкого знака; обозначение границ предложения при письме; написание большой буквы в именах людей, названиях городов, стран и планет; раздельном написании предлогов со словом; правописание слияний ЖИ и ШИ.
7. Закрепление первоначальных навыков чтения.
Коррекционно-развивающие :
1. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
2. Развитие речевого слуха.
3. Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
4. Развитие воображения, наглядно-образного и логического мышления.
5. Развитие интонационной выразительности: умения использовать в речи вопросительную и восклицательную интонацию.
6. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, умения договариваться при решении поставленных задач, решать личностные проблемы адекватные возрасту, развивать способность к самооценке и самоанализу.
7. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умения слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные:
1. Воспитание любви и уважения к семье, большой и малой Родине.
2. Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимания к качеству собственной речи.
Демонстрационный материал:
1. Презентация к занятию.
2. Куклы-инопланетяне.
3. Дидактические коробки для проведения всех видов анализа (одна на двоих детей).
4. Подносы с манной крупой (для каждого ребенка).
5. Волшебный мешочек с объёмными буквами И А Г Р
6. Плоскостные буквы И А Г Р
7. Мяч.
Предварительная работа:
Изучение лексических тем: «Наша Родина - Россия», «Москва - столица нашей Родины», «Стрельна - наша малая Родина», «Санкт-Петербург», «Космос».
Ход:
1. Организационный момент:
Л. : Сядет тот, у кого в имени гласные звуки [а, а], а буквы А, Я.
Р. : Называет имя «Вася» и садится.
Л:.У кого в имени два глухих согласных звука (Паша, у кого в имени два звонких согласных звука (Вова, у кого в имени три согласных звука: один мягкий, а два твёрдых (Мироша, у кого в имени есть буква мягкий знак (Ульяна, тот, кто разделит своё имя на слоги (Ви- та- лик - три слога) и т. д.
2. Введение в тему:
1. Л. : Ребята, вот какую телеграмму я получила сегодня утром:
(2 слайд)
ТЕЛЕГРАММА
К вам вылетели гости с планеты Сатурн
Встречайте!
Д. : Читают хором содержание телеграммы.
Л. : Название планеты в телеграмме плохо напечатано. Напишите правильно название планеты на подносах с манной крупой, дописывая недостающие элементы букв.
3. Основная часть.
Д. : Печатают слово, дописывая, недостающие элементы букв и читают название планеты Сатурн.
Стук в дверь.
Л. : Подходит к дверям и вносит двух кукол - инопланетян. Ставит их на видное место.
Л. : Здравствуйте! (Куклы молчат). Как вас зовут? (Куклы молчат).
Л. : Как вы думаете, почему инопланетяне с нами не разговаривают?
Д. : Они не умеют говорить на русском языке.
Л. : Давайте научим инопланетян говорить как мы, на русском языке.
Л. : Чтобы нам было легче общаться с инопланетянами, я придумала для них имена. Отгадать имя одного из них вы сможете, соединив первые звуки в названиях картинок (3 слайд)
Д. : Называют каждую картинку (танк, репа, иголка, матрешка, а затем имя Трим.
Л. : Имя второго вы сможете прочитать, если узнаете буквы, которые от вас прячутся (4 слайд)
Д. : Читают имя Трам. Обращают внимание на то, что имена пишутся с большой буквы.
Л. : Расскажите Триму и Траму, какие звуки бывают в русском языке? Только сами не забывайте все звуки произносить чётко и правильно, чтобы Трим и Трам слышали только чистые, красивые звуки русской речи.
Д. : Звуки бывают гласные и согласные. Гласным звукам живётся легко, припеваючи, потому, что воздух не встречает преграду и язык не трудится, не двигается, когда их произносит.
Согласным звукам живётся трудно, потому, что воздух встречает преграду и язык двигается, трудится, когда их произносит. Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные.
Л. : Чтобы Триму и Траму было легче запомнить гласные и согласные звуки, поиграем в игру «Разноцветные квадраты». Я буду называть звуки, а вы определите какие они (гласные или согласные) и обозначите их нужными квадратиками. Предлагает детям открыть дидактические коробки.
Перед тем как открыть коробки дети договариваются: кто будет открывать коробку, а кто закрывать (для избегания споров и конфликтов). Логопед называет звуки [А, Г, Р, И], а дети, используя дидактические коробки, обозначают эти звуки квадратами нужного цвета.
Л. : Вспомните и назовите звуки по порядку, а теперь только гласные, только согласные. Уберите квадратики. Назовите звуки ещё раз по порядку, а я поймаю их «Волшебным мешочком».
Д. : Произносят звуки [А, Г, Р, И], а логопед «ловит их волшебным мешочком».
Л. : Давайте скажем волшебные слова «Абра, кодабра, фрэкс». Что случилось со звуками в волшебном мешочке?
Д. : Звуки надели на себя волшебные костюмчики и превратились в буквы.
Л. : Постарайтесь пальчиками внимательно ощупать и узнать букву в мешочке.
Д. : Ощупывают букву в мешочке, а затем называют её и только потом достают букву из мешочка. Логопед взамен объёмной буквы даёт детям такую же плоскостную букву.
(5 слайд)
Л. : Составьте из букв А, Г, Р, И слово.
Д. : Составляют слово ИГРА (после этого логопед кликает мышкой и буквы на слайде тоже встают в нужном порядке).
Л. : Предлагает детям, у которых буквы, выйти и поиграть в игру «Живое слово». Дети все вместе произносят слова: «Ну-ка, дети, покружитесь и в буквы быстро превратитесь. Составьте слово ИГРА».
Д. : Кружатся, а затем встают в нужном порядке, что бы получилось слово ИГРА. Оставшиеся на местах дети читают слово. Затем логопед произносит слова: «Ну-ка, буквы покружитесь и в детей все превратитесь». Дети кружатся, а затем садятся на места.
Л. : Одно из ваших любимых слов Трим и Трам уже узнали. Но в русском языке ещё очень много разных слов. Поиграем в игру «Найди слово».
«Координация речи с движением». (Движения по выбору детей : или парами играют в ладоши, или производят движения соответствующие содержанию текста) :
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
Л. : Сегодня мы будем искать самые главные и самые важные для каждого человека слова, живущие в нашем сердце и в нашей душе.
Пусть их узнают Трим и Трам
Д. : Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Л. : В русском языке есть одно слово, которым можно назвать всех тех, кого вы только что назвали. Попробуйте его составить из этих букв, а геометрические фигуры вам в этом помогут.
(6 слайд)
Дети, ориентируясь на последовательность геометрических фигур с буквами внутри, составляют слово.
Д. : Семья. После этого логопед кликает мышкой и геометрические фигуры с буквами меняют свое расположение. Становят в ряд, что бы получилось слово СЕМЬЯ.
Работа над словом. Дети делят слово на слоги, выделяют в каждом слоге гласную.
Рассказывают Триму и Траму правило деления слов на слоги. Читают стихотворение. Каждый ребёнок называет по одному слову, вычленяя его из текста.
В-каждом-слоге,-словно-в-доме,-
Красный-огонёк-горит. -
Это-звуки-гласные-красные-прекрасные-
Образуют-слог.
Логопед обращает внимание детей на то, что гласная буква Е, смягчив согласную букву С, сохранила себе только один звук [э], а гласная буква Я сохранила два звука, потому что ей не пришлось смягчать согласную букву М. Их разделил мягкий знак, что бы слово «семья» не превратилось в слово «семя».
Л. : Познакомим Трима и Трама с ещё одним важным словом. Но узнать его будет совсем непросто. Закройте глаза. Логопед указательным пальцем пишет буквы (по выбору детей : на ладони ребенка, на спине ребенка или в воздухе указательным пальцем ребёнка, а дети по тактильным ощущениям определяют буквы Р О Д И Н А и называют слово Родина. Обращают внимание на то, что слово Родина пишется с большой буквы.
(7 слайд)
Л. : А в следующем слове буквы разлетелись, как воздушные шары. Соедините буквы от самого большого кружка к самому маленькому.
Д. :. Россия. Обращают внимание на то, что названия стран пишутся с большой буквы.
Л. : Что необычного вы заметили в слове Россия?
Д. : Две буквы С.
Л. : Расскажите Триму и Траму, что обозначают эти два очень важных для всех россиян слова.
(8 слайд)
Д. : С помощью мнемотаблицы дети составляют рассказ.
Родина - это страна, в которой мы живём. Родиной она называется потому, что мы в ней родились, и она вскормила и вспоила нас, научила русскому языку. Родину ещё называют Отечеством, потому, что в ней родились наши отцы, деды и прадеды. Она такая же сильная и надёжная, как отец. Россию ещё называют матушкой, потому, что она заботится о нас, как родная мать. Наша Родина называется Россией, а люди, живущие в ней россиянами. Много на земле разных стран, но Родина-Россия-матушка одна.
(9 слайд)
Л. : Ещё одно важное для всех россиян слово вы сможете прочитать, выделив правильно написанные буквы (из зеркально отражённых) и напечатав их на своих подносах.
Д. : Выделяют правильно написанные буквы, печатают их на подносах с манной крупой и читают слово М О С К В А. Обращают внимание на то, что названия городов пишутся с большой буквы. После этого логопед кликает мышкой и на слайде правильные буквы опускаются из общего ряда вниз и выстраиваются в слово МОСКВА. Дети обращают внимание на то, что буква М должна быть большой. Логопед кликает мышкой и на слайде буква М становится большой.
Л. : Расскажите Триму и Траму, что обозначает это слово.
Д. : Москва - это самый главный город, столица России. Москва - очень большой и красивый город.
(10 слайд)
Л. : Что бы Трим и Трам поняли, какой это важный для россиян город, давайте вспомним крылатые выражения и пословицы о Москве. На двух картинках прячется одно крылатое выражение или одна пословица о Москве. Постарайтесь их узнать.
Д. : С опорой на две картинки узнают и называют «Москва - сердце России», «Все реки текут в море, а все дороги ведут в Москву».
Л. : А какие ещё пословицы о Москве вы знаете?
Д. : «Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал». «Москвой - столицей весь народ гордится».
(11 слайд)
Л. : Ещё одно важное слово вы сможете назвать Триму и Траму, разгадав ребус.
Д. : Стрельна. После этого логопед кликает мышкой и на слайде исчезает ребус, а появляется слово Стрельна. Дети объясняют инопланетянам, что посёлок Стрельна - это их малая Родина.
Л. : Говорит Триму и Траму о том, что Стрельна является часть большого и очень красивого города Санкт- Петербурга. Предлагает детям пробежать по звуковой цепочке слова Санкт- Петербург, что бы гости его лучше запомнили.
Д. : Называют друг за другом каждый звук. Там где звук не совпадает с буквой, говорят : «звук [э], а напишем букву Е».
[С-А-Н-К-Т-ПЬ-Э-ТЬ-Э-Р-Б-У-Р-Г]
Динамическая пауза. Игра с мячом.
(12 слайд)
Л. : Русский язык очень богатый. В нём ещё очень много слов, которыми можно назвать всё, что нас окружает: мебель, одежду, посуду и многое другое. Сейчас мы познакомим Трима и Трама с некоторыми из них.
Игра «Продолжи ряд»
Стул- (шкаф)
Пенал-(карандаш)
Самолёт-(вертолёт)
Космонавт-(лётчик)
Инопланетянин-(землянин)
Котёнок-(щенок)
Скворец-(грач)
Подснежник-(мать и мачеха)
Зима-(весна)
Игра «Добавь подходящее слово» :
весенний – (день, лес и т. д.)
весенняя – (погода, зелень и т. д.)
весеннее – (солнце, настроение и т. д.)
весенние - (лужи, цветы и т. д.)
Л. : Следующая игра научит инопланетян тому, что в русском языке слова дружат друг с другом, согласуются.
Игра «Закончи предложение словами: тёплая, долгожданная весна».
Наступила – (тёплая долгожданная весна).
Долго не было - (тёплой долгожданной весны).
Мы очень ждали - (тёплую долгожданную весну).
Мы всю зиму мечтали - (о тёплой долгожданной весне).
Мы любуемся и наслаждаемся – (тёплой долгожданной весной).
(13 слайд)
Работа над предложением. Составление предложений из несогласованных слов. Составление графической схемы предложения. Обозначение границ предложения при письме.
Л. : Триму и Траму понравилось, как вы играли в словесные игры, а особенно, как вы договаривали предложения. Они даже попробовали сами составить предложение на русском языке. Послушайте, что у них получилось: мы, жить, планета, Сатурн, на.
Д. : Это не предложение, а просто слова, потому что слова не дружат друг с другом и нам ничего не понятно.
Л. : Давайте поможем Триму и Траму составить из этих слов предложение.
Д. : Мы живём на планете Сатурн. Дети составляют графическую схему этого предложения. (Решение личностной проблемы. Одному из детей не будет хватать полоски со столбиком для обозначения слова, которое пишется с большой буквы). Закрепляют обозначение границ предложения при письме, раздельное написание предлога со словом, написание большой буквы в названии планеты, правописание слияний ЖИ и ШИ.
Л. : Давайте научим инопланетян составлять предложения, а заодно расскажем им, чем любят заниматься дети-земляне.
(14 слайд)
Составление предложений с однородными членами с восклицательной и вопросительной интонацией (по опорным картинкам).
Л. : Предлагает детям составить предложение по опорными картинкам (ДЕТИ, КРАСКИ, КАРАНДАШИ, ФЛОМАСТЕРЫ).
Д. : Составляют предложение «Дети любят рисовать красками, карандашами и фломастерами». После этого логопед кликает мышкой и на слайде появляется восклицательный знак. Дети произносят предложение еще раз, но уже с восклицательной интонацией.
Л. : Предлагает детям составить предложение по опорными картинкам (ДЕТИ, САНКИ, ЛЫЖИ, КОНЬКИ).
Д. : Составляют предложение Зимой дети катаются на санках, на лыжах и на коньках. После этого логопед кликает мышкой и на слайде появляется вопросительный знак. Дети произносят предложение еще раз, но уже с вопросительной интонацией.
Итог.
Л. : Спасибо, ребята! Вы научили Трима и Трама прекрасному русскому языку! Они узнали от вас самые любимые и самые важные слова россиян. Вы их научили говорить красивыми предложениями, в которых все слова дружат друг с другом, рассказали о своих любимых занятиях. Некоторым детям предлагает самостоятельно оценить свою работу на занятии, развивая их способность к самооценке и самоанализу. Некоторым детям даёт индивидуальную оценку логопед. Нашим гостям даже захотелось остаться с вами на некоторое время, поиграть в игры детей - землян и поговорить с вами на красивом чистом русском языке.
(15 слайд)
Д. : Берут кукол, прощаются с гостями и уходят.