Наталья Баканова
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста «Грибная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тяжёлые нарушения речи проявляются в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.
Цель занятия: развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы дошкольника
Задачи:
развивать
- познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, восприятие, воображение, связную речь);
- пространственную ориентировку на собственном теле и на плоскости;
- зрительно-моторную координацию.
Темочки:
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Осень
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Психология. Работа психолога
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
стимулировать потребность в общении со сверстникои и взрослым
снизить психо-эмоциональное напряжение
формировать навыки самоконтроля
Длительность занятия: 30 минут
Количество детей в группе: 10-12 человек
Оборудование: ламинированное изображение осеннего листа с ребусом, осенние листочки на нитке (по количеству детей, ламинированные листы с изображение наложенных изображений (по количеству детей, фломастеры, два ламинированных изображения гриба формата А4, разрезные изображения гриба на магнитной основе, изображения со схемами Дьенеша (по количеству пар детей, блоки Дьенеша (по количеству пар детей, аудиозапись мелодии для релаксации
Литература:
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. : В 4-х томах. Т. 1.— М. : Генезис, 1998
Шишкова С. Ю. Буквограмма. От 3 до 6. Развиваем устную и письменную речь у дошкольников. Уникальная комплексная программа развития малышей / С. Ю. Шишкова — «Издательство АСТ», 2017
Царева Ю. В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр. –– М. : Книголюб, 2008. – 48 с.
Ход занятия.
Приветствие
Педагог-психолог: «Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Традиционно наше занятие мы начинаем с круга Дружбы.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг,
А я – твой друг.
Крепко за руки возьмёмся:
И друг другу улыбнёмся:
Соседу справа и соседу слева.
Педагог-психолог: «Ребята, ветер принёс лист, а на нём зашифрован тот, кто нам его отправил (приложение №1). Разгадаем этот ребус? Напомните мне,пожалуйста,если запятая стоит перед картинкой, то мы убираем букву вначале слова, называющего картинку, а если за картинкой - в конце слова (вспоминаем с детьми правила разгадывания ребуса) (Приложение 1)
- Да,это осень! А какие приметы осени вы знаете (ответы детей)
Когда листья опадают рядом с речкой, что с ними происходит (ответы детей)
Я предлагаю вам поиграть в игру про листья и речку.
Упражнение «Листочки плывут по реке» (по аналогии «Щепка и река»)
(на развитие навыков невербального общения, создание спокойной, доверительной атмосферы)
Дети встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один ребенок – лист. Он медленно проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «листочку». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Листочек» сам выбирает, с какой скоростью ему двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
Педагог-психолог: «Как вы уже говорили, осенью постоянно дует ветер. Мы сейчас ненадолго станем осенним ветерком.»
Дыхательные упражнения «Ветер»
(сидя на стульчике. Берем осенний листок из бумаги на нитоке и делаем глубокий вдох через нос, далее, выдыхая через рот, дуем на лист. Повторяем 2–5 раз. (Приложение 2)
Педагог-психолог: «А чтобы лучше видеть всю красоту осени, мы потренируем глазки»
Глазодвигательное упражнение «Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву «О», получается легко
(Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Педагог-психолог: Послушайте загадку
И на горке и под горкой
под березой и под елкой
хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (ответы детей)
- Какие грибы вы знаете?
- Про вредный мухомор есть интересная пальчиковая игра. Повторяйте за мной.
Кинезиологическое упражнение «Цепочка».
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. Затем руки меняются. Упражнение выполняеся под речевое сопровождение)
Хоть и вредный мухомор,
Я его не трону.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Педагог-психолог: «За грибами мы идём по лесным. (дорожкам) Я предлагаю вам нарисовать дорожки пальчиком на своём лице.
Самомассаж «Нарисуем три дорожки».
Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
Физминутука "Ох,устали мы сидеть"
Психолог:
Ох,устали мы сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли нам размяться
И местами поменяться?
(дети меняются местами как только заканчивается стих)
Упражнение «Путаница»
Педагог-психолог: «Перед вами лежат картинка, что на ней изображено (грибы) Сосчитайте, сколько грибов изображено на картинке. Выберите один гриб и обведите его. (Приложение 3)
Упражнение» Разрезные картинки» (две подгруппы выкладывают картинки на магнитной доске) (Приложение 4)
Педагог-психолог: «На этих больших карточках тоже изображены грибы. Какое название они имеют? (подберезовик и боровик) Есть такие картинки, разрезанные на несколько частей, которые нужно сложить в целую картинку. Для выполнения этого задания нужно две команды: Подберезовик и Боровик. Предлагаю вам поделится на две команды (при необходимости оказывается помощь)
Упражнение «Расшифровка» (в парах)
Педагог-психолог: «Грибы очень любят играть в прятки. И на следующей картинке некоторые грибы превратились в геометрические фигуры - блоки, а в какой именно вам нужно расшифровать»(вспоминаем значение шифровок по блокам Дьенеша) (Приложение 5)
Релаксационные упражнения “Холодно – жарко”
(Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.)
Педагог-психолог: «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер (повторить 2–3 раза).
Рефлексия
- Наше занятие завершается,
- Кто напомнит, какие задания у нас были? (Ответы детей)
- А какие задания вам понравилось выполнять?
Завершение.
Руки вверх мы поднимаем
А теперь их опускаем
А теперь их разведём и к себе скорей прижмем
А сейчас быстрей-быстрей
Хлопай-хлопай веселей.
Спасибо за занятие
Приложение 1.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5