Старикова Ольга
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
Цель: развитие коммуникативных навыков, снижение чувства страха, развитие внимания, развитие эмпатийных способностей, развитие познавательных способностей, расширение кругозора и сообразительности, развитие речи.
Нарушения: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР СДВГ, агрессивность.
Давайте познакомимся! (Р. Калинина)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Возраст: любой.
Количество играющих. любое.
Необходимые приспособления: надувной мяч.
Описание игры: дети с психологом становятся в круг, он держит мяч, затем называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.
Как пройти? (Р. Калинина)
Цель: расширение знаний детей об окружающем, развитие коммуникативных навыков детей.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: любое.
Описание игры: взрослый начинает игру: «У зайчика заболели ушки. Что он должен сделать?» — «Пойти к врачу». — «А как его найти?» — «В больнице». — «Где найти больницу?» — и т. д. Дети рассказывают, где находится больница, как туда добраться. Так же можно «ходить» в магазин, библиотеку и т. д. Если игра проводится в условиях детского сада, то молено предложить детям самим проводить больного к кабинету медсестры и т. д.
Комментарий : в процессе игры с детьми младшего возраста такие ситуации можно упростить, оговаривая лишь действия в той или иной ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста таким образом можно изучать свой город, поселок, микрорайон. Также в игре можно уточнять и расширять знания детей о тех или иных сторонах общественной жизни.
Найди игрушку (Р. Калинина)
Цель: снижение чувства страха, развитие внимания. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: не менее трех.
Необходимые приспособления: небольшая игрушка.
Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». За тем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте, где была найдена. Местоположение игрушки можно задавать, описав функцию помещения («моет посуду» или ее действия («лежит, закрыв глаза»).
Комментарий : эта игра поможет детям лучше ориентироваться в помещениях и комнатах. Поэтому она может использоваться в процессе сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как часто у малышей наблюдается боязнь всего незнакомого, им трудно сориентироваться в новой обстановке.
Сотворение чуда
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» карандаши, или любой другой предмет.
Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», _ или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Комментарий : эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников
Чудесный лес
Цель: развитие творческих способностей.
Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.
Возраст: 3—4 года.
Количество играющих: один и более.
Необходимые приспособления: большие листы с нарисованными деревьями и контурами или отдельными линиями, ветками деревьев или неопределенными силуэтами; карандаши.
Описание игры: детям раздают листы с рисунками, на которых нужно дорисовать то, что лишь намечено: ветки, животных, муравьев и бабочек. Каждый ребенок рисует то, что, как ему кажется, там должно быть нарисовано, может быть, даже какие-то фантастические вещи. Заранее оговаривается, что нужно дорисовать все заготовленные фигурки.
Если в игре принимают участие несколько детей, то можно устроить обсуждение рисунков, сочиняя в ходе его сказочную историю о чудесном лесе.
Так же можно играть в «Чудесный луг», «Чудесное море», «Чудесный дом» и т. д.
Комментарий : роль взрослого в этой игре заключается, в основном, в ее организации и подготовке необходимых материалов.
Если дети младшего дошкольного возраста, им лучше предложить трафареты-заготовки в виде животных, цветов, насекомых и т. д. (которые можно изготовить самим или купить готовые). Детям более старшего возраста лучше предлагать заготовки-рисунки в виде различных линий на листе бумаги.
Смысловые ряды
Цель: развитие познавательных способностей.
Нарушение: РДА, ЗПР.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: два и более.
Описание игры: ведущий (взрослый) предлагает детям закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово. Например: солнце — день, луна —. (ночь, т. е. солнце светит днем, а луна появляется ночью.
1. Волк — заяц, кошка —. (мышка).
2. Быстро — быстрее, медленно —. (медленнее).
3. Лиса — лисенок, волк —. (волчонок).
4. Белка — орешки, медведь —. (мед).
5. Человек — дом, крот —. (нора).
6. Лес — деревья, луг —. (трава).
7. Пальто — зима, шорты —. (лето).
8. Море — вода, суша —. (земля).
9. Вода — кран, свет —. (выключатель).
10. Учитель — школа, воспитатель —. (детский сад).
Говори наоборот
Цель: развитие познавательных способностей. расширение кругозора и сообразительности, развитие речи.
Нарушение: ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: один или более.
Описание игры: один играющий называет прилагательное, а другой должен придумать слово с противоположным значением.
Например:
Уродливый — красивый.
Мокрый — сухой.
Белый — черный.
Громкий — тихий.
Скучный — веселый.
Слабый — сильный.
Игривый — тоскливый. Верхний — нижний.
Активный — пассивный.
Комментарий : детей можно построить зигзагом, чтобы разнообразить их месторасположение. Игра проводится быстро. Взрослый следит за правильностью ответов. Если ребенок затрудняется в ответе, свой вариант предлагает игрок, назвавший первый из антонимов.
Ритуал завершения занятия
-А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся своим соседям.
Вы самые замечательные дети на свете и отлично поработали сегодня.