МААМ-картинки

Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста

Екатерина Качалова
Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста.

Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории. В психолого-педагогической, а также в медицинской литературе используются другие подходы к рассматриваемой категории учащихся: «дети с пониженной обучаемостью» (У. В. Ульенкова, «отстающие в учении» (Н. А. Менчинская, «нервные дети» (А. И. Захаров).

Публикация «Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста» размещена в разделах

К числу детей с задержкой психического развития относятся такие, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:

- низкий уровень познавательной активности;

- незрелость мотивации к учебной деятельности;

- сниженная работоспособность к приему и переработке информации;

- ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;

- недостаточная сформированность умственных операций;

- отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи и др.

Дети с задержкой психического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально -волевой сферы и поведения

У дошкольников с задержкой психического развития замедленно формируются навыки счета. Они передвигают предметы манипулируют ими, произносят вслух числительные.

У значительной части детей с задержкой психического развития вызывают затруднения задания на порядковый счет.

Дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза к началу школьного обучения без затруднений ориентируются лишь о пределах пяти. Только некоторым из них доступен отвлеченный счет. В большинстве случаев они считают лишь с опорой на наглядный материал.

Дошкольники с задержкой психического развития выделяют и показывают предметы с заданными признаками размера, большой и маленький, высокий и низкий, длинный и короткий, толстый и тонкий, широкий и узкий. Самостоятельное употребление этих слов-терминов у многих из них отсутствует. Дошкольники с задержкой психического развития хуже нормально развивающихся сверстников ориентируются на листе бумаги, не могут сразу показать верх, низ, найти левую и правую стороны тетради. Они часто сомневаются, действуют робко, неуверенно,

Существенные проблемы возникают у дошкольников с задержкой психического развития при решении арифметических задач.

Процесс овладения математическими знаниями, умениями и навыками является сложной деятельностью для старших дошкольников с ЗПР. С целью успешного усвоения математической деятельности необходимы определённые интеллектуальные и речевые предпосылки, а при обследовании таких детей очень часто выявляется отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированностью умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений о себе и об окружающем, недоразвитии коммуникативной сферы. Не соответствует возрасту развитие внимания, восприятия, памяти. Отставание происходит и в речевом развитии. Это - низкий уровень речевой активности, замедленный темп становления регулирующей функции речи, недостатки произношения, аграмматизмы, затруднения в словообразовании, бедный словарный запас. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, импульсивности действий, гиперактивности, несформированности произвольной регуляции поведения, несформированности способов самоконтроля, планирования, недостаточной выраженности ориентировочного этапа, целенаправленности, низкой продуктивности деятельности, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Для этой группы детей характерными также являются недостатки моторики, особенно мелкой, затруднения в координации движений.

Проводить работу по развитию элементарных математических представлений с детьми с ЗПР необходимо не обособленно, а в сочетании с развитием внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления. Развитие элементарных математических представлений, обучение счету должны опираться на сформированные пространственные и временные понятий у детей, на умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. С этой целью на занятиях можно использовать набор материалов для обследования сенсорных возможностей ребенка, а также давать задания (картинный материал) для определения предметов во времени и пространстве.

Для стимулирования процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования детям даются:

а) задания, способствующие развитию умения сравнивать предметы по определенным признакам, с противоположными по значению понятиями («широкий - узкий», «длинный - короткий», «высокий - низкий», «начало - конец» и др.);

б) задания, способствующие формированию умений устанавливать сходство и различие в предметах, умение выделять главные признаки предметов, классифицировать предметы, сравнивать и анализировать:

- найти предмет, как на образце (по форме, узору, составным деталям и т. д.);

-найти предмет, отличающийся от других, или определить, чем похожи эти предметы (группировка предметов);

- найти лишний предмет (развитие понятийного аппарата ребенка);

- найти закономерность и подобрать недостающий предмет, либо продолжить ряд;

в) задания, развивающие творческое мышление, воображение, а заодно и знание геометрических фигур (дорисовать предметы : круг -солнышко, квадрат, треугольник, прямоугольник - дом, трапеция -цветочный горшок, юбка, овал - озеро, огурец и т. д.).

Содержание коррекционно-развивающих заданий должно способствовать развитию представлений об окружающем мире, а также формированию умения устанавливать логические связи. Например: пройти по лабиринту от взрослого животного к его детенышу, найти закономерность в парных изображениях.

При диагностических занятиях с детьми с ЗПР по обучению счету необходимо установить предел знаний у ребенка последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного, соотношение количества и числа, владение способами вычисления (конкретно на наглядном материале, отвлеченно, знание состава числа, знание вычислительных приемов, умение устанавливать логические связи при решении простых задач.

В целях выявления обучаемости (зоны ближайшего развития) каждого конкретного ребенка на диагностических занятиях используются задания для выявления у ребенка

1) способности к обобщению математического материала (числа, цифры, знаки) :

- соотнесение числа и количества;

- знание цифр и математических знаков;

- сравнение и уравнивание количеств;

- знание числового ряда;

- знание величины, формы;

- знание геометрических фигур;

- ориентировка во времени и пространстве.

2) способности к обратимости мыслительных процессов:

- прямой и обратный счет;

- счет от заданного до заданного числа прямой и обратный;

- «соседи» чисел;

- сложение и вычитание;

- деление геометрических фигур на более мелкие составные части;

- сравнение предметов по величине от наименьшего к наибольшему и наоборот.

3) способности к свертыванию математического рассуждения и соответствующих математических действий (переход от практических действий с предметами к действиям в уме) :

- сложение и вычитание;

- состав числа;

- сравнение чисел;

- определение математических знаков в математических выражениях;

- нахождение неизвестных компонентов действий сложения и вычитания;

- решение логических задач.

Коррекционные задания должны быть обязательно доступными и вызывающими интерес у детей. Усложнять задания следует с большой осторожностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение и состояние на момент занятий с ним. И тогда работа обязательно достигнет положительного результата.

Для удобства планирования дефектолог ориентируется на два ведущих компонента в содержании коррекционно-педагогической работы.

1) Развитие мыслительной деятельности и подготовка к усвоению элементарных математических представлений (сенсорное развитие, совершенствование мелкой моторики, формирование пространственной ориентации, развитие наглядных форм мышления с опорой на предметно-практическую деятельность.

2) Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (обогащение представлений о предметах и явлениях, расширение словарного запаса, стимуляция коммуникативной активности).

Основной целью работы является создание для детей с ЗПР оптимальных условий для развития познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. При исследовании познавательной деятельности учитель дефектолог определяет характеристики интеллектуальной и продуктивной деятельности ребенка:

-особенности мотивации;

-способность к пониманию инструкции;

-сформированность знаний, практических умений навыков, необходимых для решения задач;

-особенности самоконтроля и самооценки.

Занимаясь с детьми с задержкой психического развития нужно понимать, что ЗПР - это дизонтогенное (аномальное) развитие. Оно характеризуется нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционального развития (инфантилизмом). ЗПР - это временный диагноз. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте выявить у ребенка отставание в развитии, определить его зону ближайшего развития и начать с ним коррекционную работу, чтобы подготовить к обучению в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Реализация задач воспитательно-образовательной работы позволяет сформировать у детей с ЗПР запас представлений об окружающей действительности, знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения школьной программы.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста В этот материал входят 19 дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей разного дошкольного возраста,.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений у детей второй группы раннего возраста Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по формированию элементарных математических.

Конспект занятия по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста «Космические гости» Цель: Формирование математических представлений через решение проблемных ситуаций. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять представления.

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста Дошкольникам должны быть отведены важные места в математике. Это объясняется, в частности, тем, что в наше время повышенная степень ребенка.

Литературный материал для работы с детьми дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений СТИХИ. 1 Это - цифра единица, Первой быть она стремится. Всех прямее и ровней, Остальные все - за ней. В правый верхний уголок Карандаш.

Лэпбук по формированию элементарных математических представлений для детей раннего возрастаЛэпбук по формированию элементарных математических представлений для детей раннего возраста Лэпбук изготовлен для детей раннего возраста. Данный лэпбук, может быть использован воспитателями, как пособие для индивидуальной работы.

ОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в космос» в группе старшего дошкольного возраста ОД по формированию элементарных математических представлений в группе старшего дошкольного возраста. «Путешествие в космос». Цель: закрепление.

Рекомендации по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста  Дошкольный возраст, как нам известно, является промежуточным этапом между ранним возрастом и школой. Этот этап невероятно ответственен,.

Семинар по формированию элементарных математических представлений для старшего дошкольного возраста В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Обучение проводится.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста «Космические гости» Цель: Формирование математических представлений через решение проблемных ситуаций. Задачи: Образовательные: 1. Закреплять представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста
Опубликовано: 19 мая 2019 в 19:23
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Качалова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД