Аленка Григорьева
Семинар по формированию элементарных математических представлений для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах.
Обучение проводится на протяжении трех кварталов учебного года. В четвертом квартале рекомендуется закреплять полученные детьми знания в играх, на занятиях физической культурой, на прогулках и в повседневной жизни. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 25 минут.
Публикация «Семинар по формированию элементарных математических представлений для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Старшая группа
- Темочки
Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа) в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.
При объяснении нового материала необходимо опираться на имеющиеся у дошкольников знания и представления, поддерживать интерес детей в течение всего занятия, использовать игровые методы и разнообразный дидактический материал, активизировать внимание на занятиях, подводить их к самостоятельным выводам, учить аргументировать свои рассуждения, поощрять разнообразные варианты ответов детей. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Кроме того, предлагаются задания для родителей с целью привлечения их к совместной деятельности с воспитателем.
Основные направления работы со старшими дошкольниками
Формирование представлений о числах
В старшей группе детей учат считать в приделах 10, продолжая знакомить с цифрами первого десятка. В течение всего учебного года дети упражняются в счете. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу. При выполнении заданий важно научить детей внимательно слушать задания воспитателя, запоминать их, а затем выполнять.
С большим интересом дети выполняют задания в дидактических играх: «Что изменилось?», «Найди ошибку», «Чудесный мешочек», «Считай дальше», «Считай - не ошибись», «Кто быстрее назовет», «Сколько», «Поймай мяч» и др.
Дети должны научиться правильно, отвечать на вопросы: «Сколько?»; «Какой по счету?»; согласовывая при этом числительное с существительным в роде, падеже, числе. Умение детей различать порядковый и количественный счет закреплять в упражнениях и дидактических играх: «Какой игрушки не стало?», «Кто первый?» и других.
Обучение измерению
В старшей группе обучение измерению формирует у детей более точно восприятие величины сравнительных предметов с помощью условных мерок. (Это могут быть линейки, ленты и другое). В этот период необходимо углубить представление детей о связях между числами, научить использовать навыки измерения для деления целого на части. Так же продолжается обучение предметов по длине, ширине, высоте и объему в целом.
Ознакомление с геометрическими фигурами
В старшей группе дети познакомятся с новой для них фигурой - овалом. Обычно они сами отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения разницы между овалом и кругом.
В старшей группе у детей начинают формировать представления о четырехугольнике. Закрепление представлений детей о знакомых им геометрических фигурах рекомендуется осуществлять в различных дидактических играх: «Чудесный мешочек», «На что это похоже?»; в играх: «Домино», «Геометрическое лото»; а также в повседневной жизни. В старшей группе детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах : тарелка - круг; крышка стола, стена, пол - прямоугольник; платочек - квадрат; косынка - треугольник; стакан - цилиндр.
Овладение пространственными представлениями
В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе : слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Новая задача - научить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.
Кроме того, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы заяц, слева от куклы пирамида.
В процессе обучения рекомендуется широко использовать дидактические игры: «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате», В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты.
Закрепление и углубление временных представлений
Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени.
В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке : понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна.
На каждом занятии по математике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели. Для этого к детям обращаются с вопросами:
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Какое время суток последует за вечером? И др.
Закрепление и углубление временных представлений можно проводить в игровой форме. Для этого используют на занятиях дидактические игры: «По порядку стройся», «Неделька, стройся!», «Назови соседей», «Когда это бывает?» и др.
Дети старшей группы должны также усвоить, в какой день недели проходит то или иное занятие.
Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг - называется так, потому что он четвертый день недели, а среда - в середине недели, пятница - пятый день и т.
Заключение
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Регулярное использование на занятиях по математике системы игровых заданий и упражнений, нацеленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать занятие веселым и увлекательным.