Галина Жукова
Коррекционно-развивающая программа по сенсомоторному развитию умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая коррекционно - развивающая программа
по сенсо-моторному развитию умственно отсталых детей дошкольного и младшего школьного возраста
Группа: воспитанники дошкольного и младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Сведения о разработчике: ЖУКОВА Г. Н. педагог-психолог
1. Пояснительная записка
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми в возрасте от 4 до 10 лет, имеющими умственную отсталость умеренной и тяжёлой степени, воспитывающимися в ДДИ.
• Программа составлена в соответствии с :
• Требованиями ФГОС к структуре программы образования.
• «Конвенцией о правах ребенка» 1989 г.
• «Конституцией РФ» ст. 43. 72.
• Уставом учреждения.
• разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
2. Общая характеристика
Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Существуют сотни таких патологических состояний и заболеваний и соответственно, сотни разных форм умственной отсталости.
Характерной особенностью дефекта при умеренной и тяжёлой умственной отсталости является наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы. Таким детям недоступно осмысление окружающего, они малоспособны заботиться об основных потребностях. Все нуждаются в постоянной помощи и надзоре. Что делает этих детей практически необучаемыми.
Нужно отметить, что умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов, его организм, как целое, перестраивается. В развитии умственно отсталых детей существуют процессы, которые возникают из того что организм и личность ребенка реагируют на те трудности, с которыми сталкиваются, реагируют на собственную недостаточность и, в процессе развития сохранных функций, в процессе активного приспособления к среде, вырабатывают ряд функций, с помощью которых компенсируют, выравнивают, замещают недостатки. Личность как целое выравнивается, компенсируется процессами коррекционного развития ребенка.
Будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, сенсомоторная функция представляет центральную сферу для компенсации интеллектуального развития.
Сенсомоторное развитие создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Также развиваются память, мышление и внимание. Поэтому можно так сформулировать Цель: коррекция процессов высшей нервной деятельности через развитие сенсомоторики у детей младшего возраста с умственной отсталостью.
В ходе работы над данной проблемой был проанализирован весь имеющийся опыт работы. Изучены новые техники и теоретические материалы. Накоплен новый методический материал для работы с детьми.
Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности мышления. В настоящее время Л. А. Метиева и Э. Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
И всё это помогло сделать вывод о том, что важное значение в работе с умственно отсталыми детьми младшего возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс развития ребенка. Развитие сенсомоторики зависит от создания психолого-педагогических условий развития. Одним из эффективных методов является психокоррекционная работа, в процессе которой происходит формирование личности и индивидуальности ребенка, развитие его способностей, склонностей.
Задачи:
• Коррекция когнитивной сферы ребенка.
• Развивать у детей поисковые способы ориентировки: методы проб и примеривания.
• Формировать все психические процессы — внимание, память, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; которые выступают фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности — предметной, игровой, продуктивной, трудовой.
• Формировать связи внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
• Формировать ориентировочную деятельность, которая реализуется в виде действия рассматривания, выслушивания, ощупывания, обеспечить освоение системы сенсорных эталонов.
• Учить правильному соединению сенсорного опыта ребенка со словом.
• Развивать зрительное восприятие и внимание, подражание, формирование целостного образа предметов.
• Развивать слуховое внимание и восприятие.
• Развивать тактильно-двигательное восприятие, вкусовое восприятие.
• На четвертом этапе акцент в работе смещается на формирование у детей образов-представлений в рамках упомянутых выше анализаторов и в русле ведущих видов детской деятельности.
• Развивать у детей ручную и мелкую моторику пальцев рук. Учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением, по образцу и речевой инструкции.
• Развивать у детей зрительно-двигательную координацию.
• Формировать у детей навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
• Формировать у детей специфические навыки в действиях рук - захват щепотью мелких предметов, указательный тип хватания.
• Учить детей правильно использовать предметы для рисования и письма (мел, фломастеры, ручка, лист бумаги, доска).
• Формировать у детей умения проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги, проводить прямые непрерывные линии от определенной точки слева направо, сверху, вниз, проводить волнистые линии по контуру, штриховать простые предметы сверху вниз, слева- направо.
• Формировать у детей графические навыки.
• Воспитывать у детей оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений.
• Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки. Учить детей составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к середине цветка лепестки, к веточкам листья и т. д.).
• Формировать у детей умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка (дождик, дорожка). сначала в две дырочки, а затем увеличивать их число (действия по подражанию, по образцу).
• Учить детей размазывать пальцами пластилин по дощечке, по картону.
Данный курс занятий является коррекционно направленным : наряду с развитием общих способностей, предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Принципы построения занятий:
o системность и последовательность подачи материала;
o наглядность обучения;
o цикличность построения занятий;
o доступность;
o развивающий и воспитывающий характер учебного материала.
3. Место в учебном плане. (Режим реализации программы)
Программа рассчитана на 4 этапа обучения.
Каждый этап соответствует 1 учебному год и 34 учебным неделям. Всего 68 занятий при частоте встреч 2 раз в неделю.
Этап обучения Общее количество
образовательных ситуаций
в год Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю Длительность непосредственно образовательной ситуации Форма организации образовательного процесса
1 68 2 10-15минут Индивидуальная или малыми подгруппами
2 68 2 15 минут Индивидуальная
или малыми подгруппами
3 68 2 15-20 минут Малыми подгруппами
4 68 2 20-25 минут Групповая
Программой предусмотрено : исходя из индивидуальных возможностей каждого ребенка зачисление на любой этап обучения или его дублирование.
4. Основные требования к уровню подготовки детей по сенсомоторному развитию
Может самостоятельно или при помощи взрослого:
• Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
• Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
• Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков:
-Форма
-Величина
-Цвет
• Различать и называть основные цвета
• Классифицировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)
• Составлять предмет из 5—10 частей
• Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов
• Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам :
-Цвет
-Форма
-Размер
• Делать простейшие обобщения
• Различать речевые и неречевые звуки
• Ориентироваться на собственном теле
• Ориентироваться на плоскости листа бумаги
5. Содержание программы
Особенности детей с умственной отсталостью в их быстрой утомляемости, отвлекаемости, затруднениях при необходимости применять умственные усилия. Это требует внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из 4 частей.
Первая часть занятия состоит из игровых упражнений на восприятие и массаж биологически активных точек: тактильная тропа, веселые ладошки, игры с песком, игры с водой, волшебный мешочек, отгадай что, найди такой же… проследи за шариком, собери один цвет, поставь машину в гараж. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Выполняются данные упражнения в течение 2 минут.
Вторая часть занятия –
Для 1-3 этапов используются потешки и упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений: «Деревья», «Стол», «Гнездо»; «Дом», «Коза», «Очки», «Зайчик».
- Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений:
«Пальчики здороваются», «Оса», «Человечек», «Птички летят», «Курочка пьет воду», «Погладим котенка», «Игра на пианино».
-Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость, такие упражнения способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов:
«Отстукивание», «Оса— кольцо», «Зайчик— кольцо»
На 4 этапе «Пальчиковый игротренинг» который включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; работа по методике «Пальчиковые шаги» Е. И. Черновой, Е. Ю. Тимофеевой и упражнения со стихотворным сопровождением.
Целью упражнений является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия, которые имеют большое значение для развития путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Что благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи.
Третья часть занятия – практическая деятельность. Это различные дидактические задания, как то: работа со счетными палочками, пуговицами, цветными крышками, трубочками, сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера, бусинами, а также оригами, рисование по трафаретам, манипулятивный конструктор, штриховка, различные варианты мозаики и т. д. По времени выполнение данных упражнений занимает.
Четвёртая часть – Графическая работа. Рисование мелом, пальчиковыми красками, карандашами, мелками, кисточкой, и т. д. работа в альбоме.
На 4 этапе ведется работа в альбоме. Где собран комплекс упражнений по сенсомоторному развитию, состоит из задания изобразительного характера, которые носят развивающую функцию и благотворно влияют на эмоциональный фон ребенка, позволяя выплеснуть «напряжение» при помощи самостоятельного подбора цвета.
Заканчивается занятие ритуалом прощания педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг» : все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!».
6. тематическое планирование
(I этап)
№ Название работы
1 1. Тактильная тропа
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Нанизывание колец пирамиды из 3-5 колец на стержень
4. Рисование: черкать мелом в горизонтальной поверхности
2 1. Веселые ладошки
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Складывать фигуры из счетных палочек по показу и (молоток.).
4. Рисование: черкать мелом в вертикальной поверхности
3 1. Игры с песком
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по горизонтали.
4. Лепка: знакомство со свойствами пластилина
4 1. Игры с водой.
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Постройки из детского строительного материала: башня из 3 и более кубов одинакового размера.
4. Рисование: вытирать доску
5 1. «Волшебный мешочек»
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Постройки из детского строительного материала: дом из двух частей (куб и крыша»)
4. Рисование: ставить точки мелом
6 1. «Отгадай что…»
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Постройки из детского строительного материала: дорожка из «кирпичиков» одинакового размера.
4. Рисование: рисование мелом ленты
7 1. «Найди такой же…»
2. «Пальчиковый игротренинг
3. Заполнение панели мозаикой одного цвета (без выкладывания узора).
4. Рисование: Рисование: рисование мелом нитки
8 1. 1 «Проследи за шариком».
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Собирание вкладных полых кубов, разных по величине.
4. Лепка: черкать палочкой по пластелину
9 1. «Собери один цвет».
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Постройки из детского строительного материала: башня из 3 кубиков разного размера.
4. Рисование: рисование мелом дорожки
10 1. 1 «Поставь машину в гараж»
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. постройки из детского строительного материала: ворота из трех частей.
4. Рисование: рисование мелом салюта
11 1. Тактильная тропа
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. «Застегивание и расстегивание пуговиц
4. Лепка: мяч
12 1. Игры с песком
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Дидактическое панно «ёж»
4. Рисование: красками цветных пятен
13 1. Веселые ладошки
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. «Перебор крупы».
4. Рисование: красками цветных лент
14 1. Игры с водой.
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Заполнение панели мозаикой одного цвета
4. Лепка: блин (лепить шар и делать из неё круг)
15 1. «Волшебный мешочек».
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. «Собирание вкладных полых кубов, разных по величине.
4. Рисование: красками забора
16 1. «Отгадай что…»
2. «Пальчиковый игротренинг»
1. Складывание матрешек.
2. Рисование: красками лестницы
17 1. «Найди такой же…»
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. «Шнуровка»
4. Лепка: колобок
18 1. «Проследи за шариком».
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Нанизывание колец пирамиды на стержень
4. Рисование: красками тесьмы
19 1. «Собери один цвет».
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Складывать фигуры из счетных палочек по образцу (ворота).
4. Рисование карандашами: черкание
20 1. «Поставь машину в гараж»
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали.
4. рисование пальчиковым методом
21 1. Тактильная тропа
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Выкладывание прямого ряда из деталей мозаики одного цвета.
4. Рисование карандашами: дорожка.
22 1. Веселые ладошки
2. «Пальчиковый игротренинг 1
3. «Шнуровка»
4. Рисование карандашами: лента.
23 1. Игры с песком
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. «Застегивание и расстегивание пуговиц»
4. Лепка: блин
24 1. Игры с водой.
2. «Пальчиковый игротренинг
3. Складывание матрешек
4. Рисование карандашами: нитка
25 1. «Волшебный мешочек».
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Дидактическое панно «ёж»
4. Рисование: красками цветных пятен
26 1. «Отгадай что…»
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Постройки из детского строительного материала: башня из 3 кубов одинакового размера.
4. Рисование пальчиковым методом
27 1. «Найди такой же…»
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. «Перебор крупы»
4. Рисование карандашами: забор
28 1. «Проследи за шариком».
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Выкладывание прямого ряда из деталей мозаики одного цвета.
4. Рисование карандашами: травку
29 1. «Собери один цвет».
2. «Пальчиковый игротренинг
3. Постройка башня из 3-5 кубиков разного размера
4. Лепка: Лепёшка
30 1. «Поставь машину в гараж»
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Дидактическое панно: «Ёж»
4. Рисование карандашами: веточку
31 1. Тактильная тропа
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Постройки из детского строительного материала: гараж (с последующим обыгрыванием).
4. Рисование карандашами: дождик
32 1. Веселые ладошки
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по горизонтали.
4. рисование пальчиковым методом
33 1. Игры с песком
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов
4. Рисование карандашами: Солнце (лучи)
34 1. Игры с водой.
2. «Пальчиковый игротренинг»
3. Застегивание пуговиц
4. Рисование: рисование мелом салюта