Получи документы

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста «Ловкие пальчики»

Ирина Чадова
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста «Ловкие пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Рассмотрено

на педагогическом совете

ГКУ СО КК «Новороссийский СРЦН»

Протокол № 1

от 31 августа 2018 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК

«Новороссийский СРЦН»

___И. В. Субботина

Приказ № ___

от 01 сентября 2018 года

Дополнительная коррекционно-развивающая

психолого-педагогическая программа

Публикация «Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста „Ловкие пальчики“» размещена в разделах

для детей дошкольного возраста

«Ловкие пальчики»

Разработчик: педагог-психолог

Ирина Владимировна Чадова

город Новороссийск

2018г

Пояснительная записка

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей. Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

Цель программы : создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развитие двигательных и познавательных способностей детей; развитие мелкой моторики, ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.

Задачи программы :

Обучающие:

1. Учить детей владеть графическими навыками: а) штриховка в разных

направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо. б) обводить контуры

предмета по точкам, в) дорисовывать предметы, г) раскрашивать картинки,

соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур,

не оставлять незакрашенных мест.

2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей : учить узнавать на ощупь предметы и

материалы.

Развивающие:

1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным

восприятием.

3. Развивать творческую активность, пространственное мышление,

фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе

предметно-практических действий;

Воспитывающие:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное

отношение к работе.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Методическое обеспечение:

Возраст детей : 3-6 лет

Организация и проведение занятий, численный состав: занятия проводятся по группам до 10 человек, индивидуально.

Максимальная нагрузка в неделю: 1 раз в неделю по 20 минут (33 ч).

Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

Место проведения: кабинет педагога-психолога, групповая комната.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и

координации движений:

Пальчиковый игротренинг;

Массаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

Ручная умелость;

Рисование пластилином;

Конструирование из бумаги в технике оригами;

Аппликация;

Развитие графических навыков;

Рисование по трафаретам;

Вырезывание ножницами;

Штриховка;

Дорисовка;

Игры и действия с мелкими предметами;

Узнавать предметы на ощупь;

Работа с крупой, фасолью, горохом;

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку;

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

«Пальчиковый игротренинг» - дети знакомятся с комплексами

упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж

которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

«Ручная умелость» - дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами, с различными видами аппликации.

Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития

воображения.

«Графические навыки» - дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

«Игры с предметами» - у детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Календарно-тематический план (3-6 лет)

дополнительной коррекционно-развивающей программы

кружка «Ловкие пальчики»

№ модуля (раздела)

Дата проведения

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теорет. занятия

Практ. занятия

1

Диагностика

1

-

1

2-3

Детский сад и игрушки

2

-

2

4-5

Осень

2

-

2

6

Огород. Овощи

1

-

1

7

Сад. Фрукты

1

-

1

8

Ягоды

1

-

1

9

Дом. Семья

1

-

1

10

Мебель. Квартира

1

-

1

11

Зима

1

-

1

12-13

Новый год

2

-

2

14

Зимние забавы

1

-

1

15

Зимующие птицы

1

-

1

16

Домашние животные

1

-

1

17

Домашние птицы

1

-

1

18

Транспорт

1

-

1

19

День святого Валентина

1

-

1

20

Наша Армия

1

-

1

21

Весна

1

-

1

22

Мамин праздник

1

-

1

23

Комнатные растения

1

-

1

24

Дикие животные

1

-

1

25

Перелетные птицы

1

-

1

26

Весенние цветы

1

-

1

27

Мой город

1

-

1

28

Правила дорожного движения

1

-

1

29

Рыбки

1

-

1

30

Насекомые

1

-

1

31

Бабочки

1

-

1

32

Лето

1

-

1

33

Диагностика

1

-

1

Итого:

33 ч

- ч

33 ч

Ожидаемые результаты:

1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня,

соответствующему возрасту.

2. Овладение разными видами ручной умелости.

3. Овладение приемами работы с разными инструментами.

4. Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в

художественной деятельности.

5. Овладение нормами этики поведения.

Содержание программы.

1. Диагностика Выявление ведущей руки

2. «Детский сад и игрушки»

Развитие мелкой моторики пальцев, чувствительность.

Формирование графических умений и навыков.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж).

3. Раскрашивание игрушки.

3. «Детский сад и игрушки».

Развитие мелкой моторики пальцев; обучение примазыванию кусочков пластилина, заполняя пространство внутри.

1. Пальчиковая игра «Дружат пальчики».

2. Игра «Что это?» Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.

4. «Осень».

Развитие уровня мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепление умения придавливать шарики, добиваясь изображения листьев.

1. Пальчиковая игра «Осенние листья».

2. «Листопад» - лист жёлтой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3. Пластилинография «Осеннее дерево».

5. «Огород. Овощи».

 Развитие координации движения пальцев рук. Обучение раскрашиванию в одном направлении, не выходя за контур.

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи.

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась овощи».

6.«Сад. Фрукты».

Развитие мелкой моторики пальцев. Обучение раскрашиванию в одном направлении, не выходя за контур.

1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов» - нанизывание пуговиц на шнурок.

3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукт».

7. «Ягоды»

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение выкладыванию фигур по контуру. Продолжать обучение примазыванию кусочков пластилина, заполняя пространство внутри.

1. Пальчиковая игра «По ягоды».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды).

3. Пластилинография «Клубника».

8. «Дом. Семья»

Развитие мелкой моторики пальцев; ориентировки на плоскости. Продолжать формирование графических навыков.

1. Пальчиковая игра «Как у нас семья большая».

2. «Мой дом» - выкладывание из счётных палочек.

3. «Семья» - обвести фигуру человека и раскрасить.

9.«Мебель. Квартира»

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. Совершенствование зрительной памяти.

1.«Мебель для гостиной» - выкладывание из палочек.

2. Массаж ребристым карандашом между ладонями.

3. «Продолжи узор» - раскрашивание геометрических фигур.

10.«Зима».

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение преобразованию квадрата в части дома: основание и крышу. Развитие внимания, логического мышления.

1. «Построим горку для зверушек из снежных комков» - изготовление комков из бумаги.

2. Игра «Что лишнее и почему?».

3. «Сказочный домик» - оригами.

11. «Новый год»

Развитие мелкой моторики пальцев. Обучение складыванию круга пополам, нахождению середины круга. Обучение соблюдения ритма при выкладывании фигур.

1. Пальчиковая игра «Новый год».

2. «Бусы на ёлке» - выкладывание геометрических фигур в определённой последовательности.

3. «Ёлочная игрушка» - оригами.

12. «Зимние забавы»

Упражнение в координации движений с речью. Продолжение работы над развитием мелкой моторики. Обучение скатыванию шариков из салфеток.

1. Хороводная игра «Лепим мы снеговика».

2. П/и «Зимние забавы»

3. «Весёлый снеговик» - аппликация из салфеток.

13. «Новый год»

Развитие мелкой моторики пальцев, зрительно-двигательной координации. Закрепление умения складывать базовую форму треугольник.

1. Пальчиковая игра «Ёлочка».

2. Рисование по точкам «Ёлочка».

3. «Нарядная ёлочка» - оригами.

14. «Зимующие птицы».

Развитие мелкой моторики пальцев. Упражнение в проведении линий без отрыва от бумаги, закрепление навыков штриховки разными способами.

1. Угощение для птиц – сортировка семян (фасоль, горох).

2. Пальчиковая игра «Снегири».

3. «Птица» - обводка трафарета, штриховка.

15. «Домашние животные».

 Продолжение работы над развитием мелкой моторики. Совершенствование графических умений и навыков, закрепление умения работать с бумагой.

1. П/и «Повстречались».

2. «Дорисуй коровам травку» - рисование по точкам.

3. «Котёнок» - оригами.

16. «Домашние птицы».

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Продолжение обучению штриховать мелкими штрихами.

1.«Накормить птичек» - скомкать бумагу в маленькие комочки.

2. П/и «Домашние птицы».

3.«Цыплёнок» - оригами.

17. «Транспорт».

Развитие зрительно-двигательной координации и моторики пальцев рук. Закрепление назначения транспорта. Продолжение обучению складывать фигуры из бумаги.

1. Игра «Назови вид транспорта и его назначение».

2. «Машина» - работа с трафаретами.

3. «Машина» - оригами.

18. День святого Валентина.

 Обучение действовать по словесной инструкции. Продолжение работы над развитием мелкой моторики. Обучение работать с бумагой.

1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

2. Массаж ладошек.

3. Изготовление «Валентинки» из бумаги.

19. «Наша Армия»

Развитие зрительно-моторных функций. Обучение штриховать в разных направлениях.

1. Из риса выложить салют по контуру.

2. Пальчиковая игра «Солдаты».

3. Штриховка «Танк».

20. «Весна»

Продолжение работы над развитием мелкой моторики, координации движений. Обучение работе с крупой.

1. «Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе.

2. Нанизывание пуговиц в чередовании.

3. Аппликация из пшена «Солнышко».

21.«Мамин праздник».

Развитие мелкой моторики, действию по словесной инструкции. Обучение складыванию цветов из бумаги.

1. Завязываем бантик на подарке.

2. Смотать клубок для бабушки.

3. Открытка для мамы (оригами).

22.«Комнатные растения»

Продолжение работы над развитием мелкой моторики, координации движений. Обучение штрихованию в разных направлениях.

1. П/и «На окно скорее глянь…».

2. Обрывание цветка по контуру.

3. Штриховка «Цветок».

23.«Дикие животные».

 Продолжение работы над развитием зрительно-моторных функций. Обучение работать с ножницами. Знакомство с новым видом штриховки «клубок».

1. Игра «Кто, где живёт?» обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живёт.

2. Игра «Кто, чем питается?»

3. Штриховка.

24. «Перелётные птицы».

 Упражнение в выкладывании фигур из палочек. Работа над развитием зрительно-моторных функций. Продолжение, обучению работать с ножницами.

1. П/и «Встреча птиц».

2. «Домик для скворца»

Выкладывание из палочек.

3. Обвести птицу по трафарету и вырезать.

25. «Весенние цветы».

Обучение работать с трафаретами и шаблонами. Продолжение работы с бумагой.

1. П/и «Цветок».

2. Работа с трафаретами.

3. Коллективная аппликация «Весенний луг».

26. «Мой город».

 Упражнение в работе с трафаретами. Обучение ориентировке на плоскости.

1. «Найди дом» - лабиринт.

2. П/и «Дом».

3. Выложить дом пластилиновыми жгутами по контуру.

27. «Правила дорожного движения»

Продолжение работы над развитием мелкой моторики. Обучение работе с ножницами. Продолжение работы работать с пластилином.

1. П/и «Машина».

2. Обвести трафарет и вырезать.

3. Пластилинография «Светофор».

28. «Рыбки»

Продолжение работы над развитием мелкой моторики. Развитие зрительного внимания, памяти. Продолжение обучения работы с бумагой.

1. П/и «Рыбка».

2. Упражнение «Чего не хватает».

3. Оригами «Рыбки в аквариуме».

29. «Насекомые».

Продолжение работы над развитием зрительно-моторных функций. Совершенствование графических навыков. Продолжение обучению работать с пластилином.

1. П/и «Насекомые».

2. «Нёс однажды муравей»- перекладывание гороха на ударный слог.

3. Пластилинография «Гусеница».

30. «Бабочки».

 Продолжение работы над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепление умения работать в технике оригами.

1. П/и «Бабочка».

2. Зашумлённые картинки.

3. «Бабочка» оригами.

31. «Лето»

Продолжение работы над развитием мелкой моторики. Совершенствование памяти, внимания, логического мышления.

1. «Быстрые ножки» - ходьба указательным и средним пальцами.

2. П/и «Пчёлы».

3. Коллективная аппликация «Лето».

32. Диагностика Обследование мелкой моторики.

Список литературы

1. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами».

2. Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».

3. Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют».

4. Ермолаева - Томина Л. Б. «Психология художественного творчества».

5. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры».

6. Моисеева Л. О. «Подготовка руки к письму».

7. Нугаева Р. Р. «Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и её влияние на развитие личности дошкольника».

8. Озерецкий Н. И. «Моторная одаренность».

9. Прищепа С. «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».

10. Черенкова Е. Ф. «Оригинальные пальчиковые игры».

11. Эльконин Д. Б. «Психология развития».

Публикации по теме:

Педагогический проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возрастаПедагогический проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста Аннотация Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной.

«Живые пальчики». Программа кружка по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего.

Дополнительная общеобразовательная программа «Ловкие пальчики» Пояснительная записка Направленность образовательной программы Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие.

Коррекционно-развивающая программа «Я все смогу» КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я ВСЕ СМОГУ!» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Подготовила: Жантимирова.

Коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Конспект занятий Занятие 1 1. Угадай эмоцию Перед детьми пиктограмма с эмоцией, взрослый предлагает отгадать, как она называется. Психолог:.

Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию детей 7 года жизни Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию детей 7 года жизни Пояснительная записка На современном этапе развития системы.

Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста Коррекционно-развивающая работа по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста. Задержка психического.

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста Наталья ДубровинаМодифицированная коррекционно-развивающая программа по музыкальному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Примерная развивающая программа спортивно-оздоровительного кружка «Радуга» для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №24.

Проект «Ловкие пальчики» для детей 2–3 лет Познавательный творческий проект по развитию мелкой моторики рук у детей 2-3 лет "Ловкие пальчики" Тип проекта: познавательный, творческий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста «Ловкие пальчики»
Опубликовано: 5 августа 2019 в 14:32
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста «Ловкие пальчики»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Чадова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД