Светлана Милованова
Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию детей 7 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию детей 7 года жизни
Пояснительная записка
На современном этапе развития системы российского образования одной из важнейших психолого-педагогических проблем является подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению. Успешное решение задач всестороннего развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется уровнем подготовленности детей к новому для себя этапу школьного обучения.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа по познавательному развитию детей 7 года жизни» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральных государственных образовательных стандартов начального образования достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который может позволить ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом и ритмом школьной жизни (школьная зрелость) должен базироваться на одном из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства - психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения является основой обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
Целевые ориентиры развития ребенка на этапе завершения им дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении психолого-педагогических принципов настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности и школьной зрелости.
Все изложенное выше свидетельствует о необходимости оказания квалифицированной психологической помощи и сопровождения в процессе формирования психологической готовности будущего школьника.
Вид программы : развивающая психолого-педагогическая, направленная на формирование психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.
Контингент потенциальных участников программы : воспитанники 6-7 лет.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 1 академический час.
Цели и задачи программы :
Цель: Обеспечить психологическую готовность дошкольников к систематическому обучению в школе. Цикл занятий направлен на развитие основных сфер ребенка: мотивационной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.
Задачи:
1. Развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности : любознательность, интерес к учебе, произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, воображение и фантазия, творчество.
2. Развитие произвольности поведения.
3. Формирование внутренней позиции школьника.
4. Формирование навыков общения и совместной деятельности.
5. Развитие мелкой моторики и координации движения рук.
Структура занятий. В начале занятия необходимо настроить ребенка на предстоящую деятельность. Для этого педагог-психолог может использовать следующие игровые упражнения: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» и т. д. Заканчиваются занятия подведением итогов: это могут быть высказывания ребенка об успехах и неудачах, чувствах, пережитых от совместной деятельности.
Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций, воспитание нравственно-волевых качеств.
Программа состоит из 30 занятий (1 раз в неделю, см. календарно-тематическое планирование, продолжительностью 25 -30 минут.
Ожидаемым результатом реализации программы является
1. Развитие у детей :
а) любознательности и коммуникативных способностей;
б) произвольного внимание;
в) зрительного и слухового восприятия;
г) мелкой моторики;
д) активизации воображения;
е) способности логически мыслить;
ж) способности адекватно оценивать свою работу.
2. Формирование внутренней позиции школьника.
3. Повышению профессиональной компетентности родителей, педагогов.
СЕНТЯБРЬ
диагностика Занятие №1 Занятие №2
ОКТЯБРЬ
Занятие № 3 Занятие №4 Занятие №5 Занятие №6
НОЯБРЬ
Занятие №7 Занятие №8 Занятие №9 Занятие №10
ДЕКАБРЬ
Занятие №11 Занятие №12 Занятие №13 Новогодний праздник
ЯНВАРЬ
Новогодние каникулы Занятие №14 Занятие № 15
ФЕВРАЛЬ
Занятие №16 Занятие №17 Занятие №18 Занятие №19
МАРТ
Занятие №20 Занятие №21 Занятие №22 Занятие №23
АПРЕЛЬ
Занятие №24 Занятие №25 Занятие № 26 Занятие №27
МАЙ
Занятие № 28 Занятие № 29 Занятие №30 Итоговая диагностика
Содержание занятий
Занятие №1
1) Упражнение «Раскрась фигуры разными цветами так, что бы одна фигура лежала на другой
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам и или по клеточкам.
Цель: развитие восприятия, мышления, мелкой моторики
Занятие №2
1) Упражнение «Заштрихуй половинки фигурок в зеркальном отражении»
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам.
Цель: развитие восприятия, мышления, мелкой моторики
Занятие №3
1) Упражнение «Найди отличия между каждой парой квадратов»
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам.
Цель: развитие восприятия, мышления, мелкой моторики
Занятие №4
1) Упражнение «Подбери заплатку» (Матрицы Равена серия А1-А10)
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам.
Цель: развитие восприятия, мышления, мелкой моторики
Занятие №5
1) Упражнение «Заполни пустую клетку»
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам.
Цель: развитие восприятия, мышления, мелкой моторики
Занятие №6
1) Упражнение «Определи последовательность событий»
Цель: развитие восприятия, мышления
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам.
Цель: развитие восприятия, мышления, мелкой моторики
Занятие №7
1) Упражнение «Найди пару каждому из предметов»
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам.
Цель: развитие восприятия, мышления, мелкой моторики
Занятие №8
1) Упражнение «Соедини стрелками фигуры и соответствующие им части»
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам.
Цель: развитие восприятия, мышления, мелкой моторики
Занятие №9
1) Упражнение «Найди предметы, изображенные в квадратах и раскрась их»
Цель: развитие восприятия, внимания, мелкой моторики
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам.
Цель: развитие восприятия, мышления, мелкой моторики
Занятие №10
1) Упражнение «Реши примеры и раскрась картинку в соответствии с полученными числами»
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) «Нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам».
Цель: развитие восприятия, мышления, мелкой моторики
Занятие №11
1) Упражнение «Раскрась бантики и подходящие к ним заплатки одинаковым цветом»
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления.
5) Шнуровка «Цифра О»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №12
1) Упражнение «Сосчитай сколько на картинке каждых фигурок, поставь цифры» Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Шнуровка «Цифра 1»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №13
1) Упражнение «Взгляни на картинку, запомни фигуры, найди на другой странице такие же фигуры»
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Шнуровка «Цифра 2»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №14
1)Упражнение «Что перепутал художник?»
Цель: развитие мышления
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
Шнуровка «Цифра 3»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №15
1) Упражнение «Рассмотри картинки. Определи последовательность картинок» Цель: упражнять в установлении связей и закономерностей
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
3) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
Шнуровка «Цифра 4»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №16
1) Упражнение «Подбери каждому квадрату недостающий элемент»
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Графический диктант «Домик»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №17
1) Упражнение «Найди отличия»
Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Графический диктант «Собачка»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №18
1) Упражнение «В каждой строчке найди в буквенно-цифровой группе ту, которая есть в образце»
Цель: развитие избирательности внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Шнуровка «Цифра 4»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №19
1) Упражнение «Найди домик белочки»
Цель: развитие наглядно- образного мышления
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) «Нарисуйте рядом точно такую же фигуру по точкам».
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №20
1) Упражнение «Найди домик, который подходит к чертежу» Цель: развитие восприятия, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Шнуровка «Цифра 5»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №21
1) Упражнение «Определи последовательность картинок»
Цель: упражнять в установлении логических связей и закономерностей
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Шнуровка «Цифра 6»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №22
1) Упражнение «Определи последовательность картинок»
Цель: упражнять в установлении логических связей и закономерностей
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления.
5) Графический диктант «Заяц»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №23
1) Упражнение «Дорисуй то, что забыл нарисовать художник»
Цель: развитие целостности восприятия
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Графический диктант «Цветочная поляна»»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №24
1) Упражнение «Найди отличия»
Цель: развитие, внимания
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Графический диктант «Змея»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №25
1) Упражнение «Запомни, найди и обведи, те фигуры, которые ты видел»
Цель: развитие памяти
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
5) Шнуровка «Цифра 7»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №26
1) Упражнение «Засели домики.».
Цель: развитие внимания, упражнять в составе числа
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
3) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
Графический диктант «Бабочка»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №27
1) Упражнение «Определи последовательность картинок»
Цель: упражнять в установлении логических связей и закономерностей
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
Шнуровка «Цифра 8»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №28
1) Упражнение «Прочитай схему, найди домик зайца»
Цель: развитие наглядно- образного мышления
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
«Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №29
1) Упражнение «Определи последовательность картинок»
Цель: упражнять в установлении логических связей и закономерностей
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
Шнуровка «Цифра 9»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия
Занятие №30
1) Упражнение «Кто кем будет?»
Цель: развитие мышления
2) Игра «Нарисуй пропущенный предмет»;
Цель: развитие мышления
3) Игра «Нарисуйте недостающий предмет»;
Цель: упражнять в нахождении закономерностей
4) Игра «Найди «лишний» предмет». Объясните, почему он не подходит к остальным;
Цель: развитие внимания, мышления
Графический диктант «Кот»
Цель: развитие мелкой моторики, восприятия.
Использованные информационные ресурсы
1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина СВ. … Игры и упражнения на внимание и мышление. Издательство: ООО Академия развития 2002 год.
2. Смолярчук И. В. Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников. Тамбов, 1995.
3. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста. М. ,1994.